На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Память – это не сохранение прошлого, а забота о будущем

Тамара Николаевна Малыгина,
учитель высшей квалификационной категории,
Отличник народного образования,
руководитель музея МОУ СОШ № 48

     Школьный музей предназначен не только для сохранения культурно-исторических ценностей, формирования активной личности учащихся, воспитания у них гражданственности и патриотизма, но он является также и творческим центром, своего рода лабораторией, где можно овладеть практическими навыками поисковой и исследовательской работы, так как это одни из основных направлений развития музейного дела. Поисково-исследовательская работа ведётся в каждом музее, являясь ведущей в музейной работе, пополняет фонды музея, потому что он должен непрерывно развиваться, обновляться, пополняться новыми и новыми экспонатами, идти в ногу с современностью. Если музей останавливается в своём развитии, он превращается в мертвое собрание коллекций, перестаёт играть активную роль в педагогическом процессе, теряет научный смысл и воспитательное значение. Чтобы этого не произошло, перед нами, активистами музеев, надо постоянно ставить задачи, решение которых принесёт нам новые знания, умения, навыки, будет способствовать нашему профессиональному развитию.

     Цель работы нашего музея – Народного Музея Боевой Славы имени 22-ой Сибирской Гвардейской добровольческой дивизии МОУ СОШ № 48 – воспитывать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, прикоснуться к судьбам тех, кто воевал в безумные годы Второй мировой войны, которая определила характер и судьбу миллионов людей. Задачи, которые решаются в процессе музейной деятельности:
     1) изучать историю нашей страны и боевой путь 22-ой Сибирской Гвардейской добровольческой дивизии;
     2) осваивать практические навыки поисково-исследовательской работы;
     3) воспитывать у учащихся музейную культуру;
     4) знать улицы города, которые носят имена героев 22-ой дивизии;
     5) сохранять традиции музея.

     Воспитательная и образовательная работа музея опирается на общие принципы воспитания (И.П. Подласый):
     – общественная направленность воспитания;
     – опора на положительное;
     – личностный подход;
     – гуманизация воспитания;
     – связь с жизнью;
     – научность;
     – учёт индивидуальных особенностей личности.

     Поскольку цели и задачи достигаются лишь при правильной организации работы, в работе нашего музея мы опираемся на принципы самоуправления. Структура музея такова:
     Руководитель музея
     Председатель Совета музея
     Секретарь
     Экскурсионная группа
     Поисковая группа
     Фондовая группа
     Лекторская группа
     Экспозиционная группа
     Группа по переписке

     В своей работе я реализую следующие функции музея:
     – научно-документальную;
     – охранную;
     – исследовательскую;
     – образовательно-воспитательную.

     Научно-документальная функция реализуется в изучении определённых фактов, характеризующих развитие общества. В музее представлены материалы периода Великой Отечественной войны. В основе всей экспозиции лежат подлинные музейные предметы (письма, фотографии, личные вещи воинов, трофеи военных лет). Собранный учащимися материал позволил открыть в музее экспозицию по следующим разделам:
     1. Грозный 41 г., создание 150-ой Сталинской добровольческой дивизии (в последствии 22-ой Сибирской Гвардейской добровольческой дивизии)
     2. Солдаты славы не искали
     3. Победа
     4. Вечная слава героям
     5. Остаются в строю ветераны
     6. Работа штаба «Следопыт-гвардеец».

     В течение всего учебного года материалы музея используются педагогами школы, учащимися для проведения исследовательских работ, подготовки экскурсий, по материалам музея проводятся выставки.

     Охранная функция включает гарантированное хранение культурных ценностей. Все документы, которые есть в нашем музее, зарегистрированы в книге основного и вспомогательного фондов. На ветеранов войны заведены справочные карточки, которые они заполняли сами, описывая всё о себе.

     Основными методами, которые я использую в своей исследовательской работе, являются анализ документов, фотоматериалов, воспоминаний ветеранов-очевидцев событий, сопоставление фактов, явлений и статистических материалов.

     Музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, докладов учащиеся используют материалы музея, «Копилку интересных дел». В школе регулярно проводятся научно-практические конференции, в которых принимают участие члены Совета музея.

     В 2003-2004 годах по решению Совета музея были посещены памятные места воинов-сибиряков в Колывани, в гг. Бердске и Томске, была проведена автобусная экскурсия по улицам нашего города, которые носят имена героев 22-ой дивизии, что послужило началом научно-исследовательской работы учащихся по изучению истории этих улиц, результатом которой стал раздел экспозиции «День рождения улицы».

     В образовательно-воспитательной деятельности музея заложен большой потенциал. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления, закладывает этические ценности. Членами Совета музея под моим руководством разработаны образовательные программы «Моя родословная», «Страницы истории 22-ой гвардейской дивизии». Составлена большая видеотека, собран значительный фотофонд.

     При проведении мероприятий в музее использую различные методы:

     1. Словесно-логический:
     – лекции;
     – экскурсии.

     2. Поисковый:
     – походы;
     – встречи.

     3. Творческий:
     – оформление воспоминаний ветеранов в альбом «Сибиряк в бою»;
     – создание «Копилки интересных дел» для работы классных руководителей.

     4. Практический:
     – деловые игры;
     – акты приёма документов;
     – работа с картотекой;
     – создание мультимедиатеки.

     Много добрых традиций сложилось в музее. Это юбилейные встречи, интеллектуальные игры, викторины, праздники строя и песни, показ видеофильмов. Уже много лет свой первый шаг в «Страну знаний» первоклассники делают, начиная с Музея Боевой Славы.

     Неоценимую помощь в работе музею оказывают ветераны 22-ой дивизии: П.А. Заковряжин, Н.А. Здрюмова, Н.С. Жабунин и др. В нашем музее мы храним память и тех, кто, окончив школу, погиб в локальных войнах: установлены мемориальные плиты, проводятся Линейки памяти с приглашением членов Российского Союза воинов Афганистана.

     Наш музей сотрудничает с образовательными учреждениями района и города: школы №№ 86, 89, 20, 191, 3, 70, 15, школой-интернатом № 39, гимназией № 2, детским домом № 13, МДОУ № 415 и др.

     Опытом работы нашего музея я делилась в своих неоднократных выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах разного уровня: районных (2004 г.), городских (2005, 2006 гг.), региональных (2005 г.).

     Успешно используя традиционные формы работы, я постоянно нахожусь в творческом поиске: на сегодняшний день мною разработана концепция дальнейшего развития музея.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru