На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Городской психолого-медико-педагогической консультации – 10 лет

Нина Александровна Склянова,
доктор медицинских наук, профессор,
директор ГЦОЗ «Магистр»

     В 1997 году в городе создана система психолого–медико–педагогического консультирования.

     За эти годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд важнейших нормативно-правовых документов.

     В настоящее время отмечается повышенное внимание к детям с отклонениями в развитии всех специальных институтов, в том числе и Городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

     Потенциальная аудитория ПМПК – это дети и подростки с особенностями в развитии, их родители, педагоги, специалисты МООУ и МДОУ, воспитатели и специалисты УОВ. Реализация права детей с особенностями развития на получение своевременной помощи является одним из приоритетных направлений деятельности городских ПМПК.

     Данное направление реализуется через:
     – своевременное выявление детей с особенностями развития, их углубленное психолого-медико-педагогическое обследование, составление заключения с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, объема коррекционно-педагогической помощи в соответствии с потребностями детей, имеющих особенности психофизического развития;
     – оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями развития, начиная с первых месяцев жизни до 3 лет с целью снятия или ослабления влияния имеющихся нарушений, предупреждение развития их осложнений;
     – организацию образовательного процесса с детьми, имеющими тяжелые множественные (комбинированные) нарушения развития.

     Десять лет ведется практическая работа городской ПМПК с детьми, в том числе раннего возраста, по определению специальных психологических и образовательных потребностей, созданию условий для эффективного преодоления отклонений в развитии.

     За это время оказана всесторонняя медико-психолого-педагогическая помощь многим детям группы риска.

     В результате данной работы у значительного количества детей устранены явные нарушения в развитии:
     – большинство детей достигли нормы возрастного развития;
     – наиболее проблемные дети продолжают обучение по программе специальной (коррекционной) школы VII вида и по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

     Мониторинг деятельности ПМПК позволяет сделать вывод о том, что проблема создания системы помощи актуальна, значима и необходима.

     Данные динамического развития детей показывают, что успех обучения и воспитания зависит:
     а) от своевременности и систематичности психолого-педагогического воздействия;
     б) от адекватной медико-социальной помощи;
     в) от определения оптимальных условий обучения и воспитания;
     г) от соблюдения образовательного маршрута, прописанного ГПМПК.

     Система помощи детям с особенностями в развитии продолжает складываться и развиваться, отмечаются следующие положительные результаты:
     1) отработана система набора детей из группы риска в специализированные группы дошкольных учреждений;
     2) совершенствуется система работы данных учреждений с целью выбора направлений коррекционного воздействия и определения образовательных условий для ребенка;
     3) возрастает востребованность услуг ПМПК;
     4) увеличивается перечень проблем, в отношении которых специалистами ПМПК может оказываться квалифицированная помощь.

     Наряду с положительными результатами существуют актуальные проблемы, на решение которых специалисты ПМПК планируют акцентировать свое внимание:
     – совершенствование методов диагностики индивидуального развития;
     – овладение современными технологиями психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

     Пристальный интерес к проблемам обеспечения жизненного пути детей и подростков с особенностями в развитии способствует тому, что на сегодня в Новосибирске сформирована и отлажена работа психолого-медико-педагогического консультирования. За 10 лет было продиагностировано – 7 642 ребенка. Отработана и внедрена в практику «Модель сопровождения детей, обратившихся в ПМПК».

     Мы осознанно понимаем, что решение проблем обучения и воспитания детей «группы риска» нуждается в новых подходах. Сегодня мы призваны помогать педагогам и родителям строить индивидуальные образовательные потребности и формулировать соответствующие задачи обучения, образовательные маршруты, отслеживать соответствие выбранной программы обучения уровню развития ребенка. Поэтому в поле зрения специалистов ПМПК находятся и педагоги, и родители, и специалисты ОУ.      Весомый вклад в разработку методов и средств современной диагностики отклоняющегося развития, абилитации и реабилитации детей и воспитанников УОВ вносят специалисты ПМПК.

     Специалисты ПМПК – это высококвалифицированные профессионалы, которые все силы, здоровье, знания отдают на благо служения своему делу. Профессиональные знания, материнские чувства, педагогическую выдержку и такт посвящают детям, оказывая своевременную психолого-педагогическую помощь в абилитации и социализации детей с отклонениями в развитии.

     Это председатель городской ПМПК – Лариса Яковлевна Петрова, учитель-логопед высшей квалификационной категории. Талантливый руководитель, высокий профессионализм которого проявляется в умении находить взаимопонимание с детьми, родителями, специалистами, коллегами.

     Нехаева Галина Михайловна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, имеющая большой опыт работы с детьми различной патологии, в совершенстве владеющая современными технологиями.

     Субботина Ирина Станиславовна – педагог-психолог, осуществляющий диагностику и консультирование на высоком профессиональном уровне.

     Колтун Мария Владимировна – педагог-дефектолог, секретарь, молодой специалист с глубокими знаниями по коррекционной педагогике.

     Капралова Нина Никифоровна – врач-психиатр, высшей квалификационной категории с огромным опытом работы.

     Специалисты ПМПК постоянно повышают свою профессиональную компетенцию (курсы повышения квалификации, конференции различного уровня, круглые столы, научно-методические семинары, участие в работе выставок «Сибирской Ярмарки»).

     В настоящее время деятельность ПМПК обеспечена информационно-аналитической компьютерной программой, специальной психолого-педагогической литературой и диагностическим материалом, отвечающим современным требованиям.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru