Городской психолого-медико-педагогической консультации – 10 лет
|
Нина Александровна Склянова,
доктор медицинских наук, профессор,
директор ГЦОЗ «Магистр»
|
В 1997 году в городе создана система психолого–медико–педагогического консультирования.
За эти годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд важнейших нормативно-правовых документов.
В настоящее время отмечается повышенное внимание к детям с отклонениями в развитии всех специальных институтов, в том числе и Городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Потенциальная аудитория ПМПК – это дети и подростки с особенностями в развитии, их родители, педагоги, специалисты МООУ и МДОУ, воспитатели и специалисты УОВ. Реализация права детей с особенностями развития на получение своевременной помощи является одним из приоритетных направлений деятельности городских ПМПК.
Данное направление реализуется через:
– своевременное выявление детей с особенностями развития, их углубленное психолого-медико-педагогическое обследование, составление заключения с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, объема коррекционно-педагогической помощи в соответствии с потребностями детей, имеющих особенности психофизического развития;
– оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями развития, начиная с первых месяцев жизни до 3 лет с целью снятия или ослабления влияния имеющихся нарушений, предупреждение развития их осложнений;
– организацию образовательного процесса с детьми, имеющими тяжелые множественные (комбинированные) нарушения развития.
Десять лет ведется практическая работа городской ПМПК с детьми, в том числе раннего возраста, по определению специальных психологических и образовательных потребностей, созданию условий для эффективного преодоления отклонений в развитии.
За это время оказана всесторонняя медико-психолого-педагогическая помощь многим детям группы риска.
В результате данной работы у значительного количества детей устранены явные нарушения в развитии:
– большинство детей достигли нормы возрастного развития;
– наиболее проблемные дети продолжают обучение по программе специальной (коррекционной) школы VII вида и по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Мониторинг деятельности ПМПК позволяет сделать вывод о том, что проблема создания системы помощи актуальна, значима и необходима.
Данные динамического развития детей показывают, что успех обучения и воспитания зависит:
а) от своевременности и систематичности психолого-педагогического воздействия;
б) от адекватной медико-социальной помощи;
в) от определения оптимальных условий обучения и воспитания;
г) от соблюдения образовательного маршрута, прописанного ГПМПК.
Система помощи детям с особенностями в развитии продолжает складываться и развиваться, отмечаются следующие положительные результаты:
1) отработана система набора детей из группы риска в специализированные группы дошкольных учреждений;
2) совершенствуется система работы данных учреждений с целью выбора направлений коррекционного воздействия и определения образовательных условий для ребенка;
3) возрастает востребованность услуг ПМПК;
4) увеличивается перечень проблем, в отношении которых специалистами ПМПК может оказываться квалифицированная помощь.
Наряду с положительными результатами существуют актуальные проблемы, на решение которых специалисты ПМПК планируют акцентировать свое внимание:
– совершенствование методов диагностики индивидуального развития;
– овладение современными технологиями психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития.
Пристальный интерес к проблемам обеспечения жизненного пути детей и подростков с особенностями в развитии способствует тому, что на сегодня в Новосибирске сформирована и отлажена работа психолого-медико-педагогического консультирования. За 10 лет было продиагностировано – 7 642 ребенка. Отработана и внедрена в практику «Модель сопровождения детей, обратившихся в ПМПК».
Мы осознанно понимаем, что решение проблем обучения и воспитания детей «группы риска» нуждается в новых подходах. Сегодня мы призваны помогать педагогам и родителям строить индивидуальные образовательные потребности и формулировать соответствующие задачи обучения, образовательные маршруты, отслеживать соответствие выбранной программы обучения уровню развития ребенка. Поэтому в поле зрения специалистов ПМПК находятся и педагоги, и родители, и специалисты ОУ.
Весомый вклад в разработку методов и средств современной диагностики отклоняющегося развития, абилитации и реабилитации детей и воспитанников УОВ вносят специалисты ПМПК.
Специалисты ПМПК – это высококвалифицированные профессионалы, которые все силы, здоровье, знания отдают на благо служения своему делу. Профессиональные знания, материнские чувства, педагогическую выдержку и такт посвящают детям, оказывая своевременную психолого-педагогическую помощь в абилитации и социализации детей с отклонениями в развитии.
Это председатель городской ПМПК – Лариса Яковлевна Петрова, учитель-логопед высшей квалификационной категории. Талантливый руководитель, высокий профессионализм которого проявляется в умении находить взаимопонимание с детьми, родителями, специалистами, коллегами.
Нехаева Галина Михайловна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, имеющая большой опыт работы с детьми различной патологии, в совершенстве владеющая современными технологиями.
Субботина Ирина Станиславовна – педагог-психолог, осуществляющий диагностику и консультирование на высоком профессиональном уровне.
Колтун Мария Владимировна – педагог-дефектолог, секретарь, молодой специалист с глубокими знаниями по коррекционной педагогике.
Капралова Нина Никифоровна – врач-психиатр, высшей квалификационной категории с огромным опытом работы.
Специалисты ПМПК постоянно повышают свою профессиональную компетенцию (курсы повышения квалификации, конференции различного уровня, круглые столы, научно-методические семинары, участие в работе выставок «Сибирской Ярмарки»).
В настоящее время деятельность ПМПК обеспечена информационно-аналитической компьютерной программой, специальной психолого-педагогической литературой и диагностическим материалом, отвечающим современным требованиям.
|