Дети в современных реалиях (воздействие СМИ на развитие ребенка)
|
Лариса Александровна Беляева,
педагог-психолог ГЦОЗ «Магистр»
|
Девочки в подготовительной группе играют «В гости». Они рассудительно пьют чай, и вдруг в игру врывается мальчик со словами: «Клинского не хотите ли?!»
В последнее время подобные вещи встречаются часто. Что дети видят, слышат, то и воспроизводят. Например, родители часто жалуются, что дети не хотят ничего делать: ленятся убирать игрушки, отказываются помогать по дому, не хотят делать уроки и т.д. А вот сидеть перед телевизором, смотреть «страшилки», разные шоу и фильмы, приукрашенные эротикой, – это могут часами. На призыв оторваться от экрана, мгновенно следует агрессия.
Обилие страшного страшно тем, что притупляет чувствительность. Чего же требовать от детей? После развороченных внутренностей и расчлененных трупов, показанных крупным планом, почему их должна трогать усталость или болезнь родителей? Ведь после увиденного все кажется пресным.
Детям лучше вообще до 8 лет не видеть покойников, пока они не окрепнут духом, пока не пройдет кризисный период «страха смерти». С ними можно вспоминать умерших, следить за их могилой. Это в мягкой форме позволяет ребенку отрабатывать «страх смерти», усиливает связь поколений, формирует уважение к старшим. Также можно просматривать фильмы, где герои погибают, но их гибель показана без натуралистических подробностей (т.е. демонстрация не слабости и бренности человеческого тела, а величия человеческого духа).
Или еще один пример: «Люблю купаться в деньгах, но больше всего люблю их считать. Чем больше считаю, тем больше люблю». Это цитата из всем известного сериала «Утиные истории», слова «добряка» Скруджа. Казалось бы, ну и что? Но ведь идет подмена истинных человеческих ценностей. И очень часто родители сами способствуют этому, говоря ребенку, что умный – это тот, кто умеет зарабатывать, умеет «крутиться». А потом паника: «Ребенка ничего не интересует кроме денег, даже за подготовку уроков стал требовать деньги. Сидит перед телевизором и восторгается выигрышами участников разных шоу и конкурсов. При этом строя планы, как можно много и легко выиграть денег, не прикладывая усилий».
Тогда вопросы к родителям:
– Часто ли вы делитесь с детьми семейными финансовыми проблемами?
– Свойственны ли вашей семье альтруистические качества?
– Рассказываете ли вы детям о своей работе?
Подумайте над этими вопросами.
И, наконец, коснемся печатных изданий. Часто родители не знают, а может, не хотят знать, что читают их дети. А порой и сами приносят в дом «желтую прессу». Речь идет о порнографических изданиях. На несформировавшуюся психику подростка, на личностную и социальную незрелость эта информация действует пагубно. Она просто растлевает ребенка. Смещает не только ценности, но и отрицательно воздействует на половое развитие. Что же делать?
Во-первых, почаще родителям заглядывать в журналы, которые читают дети, т.к. не всегда первая иллюстрация соответствует содержанию всего журнала.
Во-вторых, без пафоса, спокойно говорить о содержании журналов такой направленности. Необходимо в разговоре отметить, что для нормальных людей унизительно читать такую прессу.
В-третьих, не стоит говорить подростку о том, что знания о сексе еще преждевременны и вредны. Это вызовет обратную реакцию. Лучше поговорить с ним откровенно на доступном для него языке.
Золотые правила:
1. Помните, не бывает изначально плохих детей, надо посмотреть на себя.
2. Для любой воспитательной работы необходимо выбрать время и место.
3. Дедушки и бабушки не заменят родителей.
4. Не говорить НЕТ необоснованно.
5. Прежде чем крикнуть на ребенка, сделать паузу в 10 секунд.
6. Учитывать индивидуальные особенности ребенка.
|