На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


О лете и летнем отдыхе в городе

Валентина Степановна Пель,
кандидат педагогических наук,
директор Института молодежной политики и
социальной работы НГПУ

     Наступает самый ожидаемый период в жизни каждого ребенка – летние каникулы. С этим временем дети связывают свои самые заветные мечты, а мы, взрослые, хотим, чтобы они отдохнули, окрепли физически и с новыми силами в сентябре приступили к учебным занятиям.

     Словосочетание «летний отдых» прочно вошло в педагогический оборот, приобрело определенный смысл и значение. Когда мы говорим «летний отдых детей», мы, прежде всего, подразумеваем его организацию со стороны взрослых. В последние годы в системе организации летнего отдыха произошли принципиальные изменения и далеко не в лучшую сторону. Прежде всего, сократилось общее количество детских загородных лагерей, существенно возросла стоимость путевки, что отрицательно отразилось на количественном охвате детей этими учреждениями. И хотя у нас в области удалось в определенной мере решить ряд проблем по организации летнего отдыха детей и, прежде всего, количественно восстановить базовые детские оздоровительные центры, качественно улучшить их работу, повысить культуру обслуживания, питания детей, тем не менее, нерешенный пока круг вопросов не позволяет говорить о разносторонней и разнообразной системе «летнего отдыха детей».

     Проведенный нами анализ ситуации показывает, что в системе летнего отдыха детей и подростков слабо используются воспитательно-оздоровительные возможности городских лагерей. Нормативно-правовая база этих типов воспитательно-оздоровительных учреждений в летний период сложилась в 60-70-е годы ХХ столетия и активно начинает использоваться сегодня. Это объясняется тем, что такое учреждение имеет ряд преимуществ перед загородным центром.

     Прежде всего, ребенок не отрывается от семьи. Близость к родителям, общение с ними в вечернее время и выходные дни создает психологически комфортные условия для развития личности ребенка; его оздоровление и закаливание осуществляется под непосредственным наблюдением родителей, что очень важно для детей младшего школьного возраста.

     Во-вторых, близость медицинских учреждений, вовлечение их в решение медицинских проблем детей, позволяет оперативно проводить диагностические, терапевтические мероприятия, развернуть профилактическую работу по здоровьесбережению.

     И наконец, близость разнообразных культурно-досуговых центров (театры, музеи, студии и т.д.) позволяет сделать досуг детей интересным и содержательным: через развертывание культурно-просветительской работы по истории города, его архитектуры и т.д. Посещение этих знаковых для города центров, совместное эмоциональное сопереживание формируют чувство гордости, любви и уважения к окружающему их миру.

     Можно найти еще ряд важных преимуществ городского воспитательно-оздоровительного центра: это более низкая стоимость путевки, это встречи с интересными людьми, это использование спортивных и парковых сооружений района, города и т.д. Однако, несмотря на ряд явных достоинств, организаторы такой формы летнего отдыха должны видеть и недостатки, чтобы уменьшить их воздействие на ребенка.

     Важно осознавать, что задача оздоровления в городских лагерях не может являться первостепенной. Такие центры скорее напоминают «клубное учреждение», которое выполняет, прежде всего, социальный заказ по организации досуга детей, их свободного времени. В силу этого досуг важно сделать интересным, содержательным и, безусловно, развивающим. Главное, чтобы он не был похож на продолжение уроков.

     С этой целью к работе с младшими школьниками целесообразно привлекать старшеклассников, с которыми заранее можно разработать разнообразные заочные путешествия, турниры знатоков различных областей науки, техники и культуры. Вместе с детьми придумать какую-то необычную страну или отправиться в какой-то фантастический мир. Совместно с ребятами сделать об этом фильм, книгу, чтобы все смогли посочинять, порисовать, пофантазировать. Иными словами, поделать то, что хочется или то, чему хочется научиться.

     Организуя городской лагерь, важно учитывать далеко не самые благоприятные экологические условия крупного полиса. Поэтому в программу дня необходимо включать посещение парковых зон, солнечные ванны и т.д. Оздоровительная работа здесь сочетается с разумными спортивными нагрузками, игровыми программами. Хорошо продуманный и организованный «Играй-город» станет хорошим местом, в котором ребята вволю набегаются, посоревнуются в ловкости, умении двигаться и т.д.

     К сожалению, трудности в финансировании деятельности городских лагерей сокращают время пребывания детей до двух недель, а это очень непродолжительный срок для отдыха. Именно из-за слабой финансовой базы сокращается доля старших ребят почти вдвое, т.к. у старших подростков нет приличного спортивного инвентаря, не обеспечиваются интересные экскурсионные маршруты и т.д.

     Но, несмотря на трудности и имеющие место проблемы, городские воспитательно-оздоровительные центры на базе образовательных учреждений с каждым годом становятся все более востребованными и начинают представлять собой определенную систему, для которой тоже нужно готовить кадры из числа студентов, чтобы освободить педагогов от работы в летний период. Это даст возможность педагогам отдохнуть от детей, а дети, в свою очередь, тоже немного отдохнут от учителей и приобретут новый опыт общения. Поэтому, возможно, имеет смысл вернуться к прежнему опыту организации городских летних лагерей на базе учреждений дополнительного образования. Это позволит ребенку (младшему школьнику, подростку) сменить обстановку, приобрести новых друзей, установить новые контакты. Хотя это и психологический по своей сущности фактор, но он является важным элементом эмоционального восстановления и здоровья личности как взрослого, так и ребенка.

     Переход ребенка в другую среду обитания в летний период является положительным моментом и для образовательного учреждения, потому что в это время школа сможет осуществить планомерный ремонт, покраску помещений, т.е. своевременно подготовить образовательное учреждение к началу учебного года, не ожидая завершения работ городского лагеря.

     Опыт организации таких воспитательно-оздоровительных центров на базе учреждений дополнительного образования получил широкое распространение в ряде российских городов. Центры дополнительного образования, как правило, имеют хорошую материальную базу, высокопрофессиональные педагогические кадры, студии, секции, кружки – словом, все то, что способно привлечь подростков в летнее время.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru