На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Возможности дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря

Анна Олеговна Катионова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Института истории,
гуманитарного и социального образования НГПУ,
научный руководитель ДООЛ КД «Созвездие Юниор»

     Обычно термином дополнительного образования детей характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое выбирает он сам или с помощью значимого взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

     Дополнительное образование рассматривается и как зона ближайшего развития образования в России, и как вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития. Вариативное образование – поисковое образование, апробирующее иные, нестандартные пути решения различных ситуаций и представляющее личности возможности выбора. Целью вариативного образования является формирование у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками таких представлений, которые бы стимулировали процессы личного саморазвития.

     Структурно современное дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым, в которых осуществляется все многообразие видов деятельности, доступных детям. Особенно хорошо это видно на примере институтов, в целях и содержании которых интегрированы данные блоки.

     Между тем хотелось бы отметить, что наравне с учреждениями самой системы дополнительного образования, существуют учреждения, содержание которых традиционно предполагает данный образовательный компонент, однако чей институциональный статус и ведомственная принадлежность в России еще не достаточно определены – сфера детских образовательно-оздоровительных лагерей. Именно для пространства лагеря, как для мобильной и гибкой социальной структуры, характерен потенциал развивающей образовательной среды. Рассмотрим возможности дополнительного образования:
     1. Отсутствие обязательного образовательного стандарта дает возможность не актуализировать значимость результата, а выстраивать обучение по принципу ценности самого процесса, то есть следовать за познавательным интересом ребенка;
     2. Ценность дополнительного образования состоит в том, что все его программы не транслируются детям, подобно единому государственному стандарту, а предлагаются на выбор, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями (что, безусловно, стимулирует самоактуализацию потенциала ребенка);
     3. Благодаря неформальному построению процесса обучения дополнительное образование изначально предполагает субъект-субъектные отношения, актуализируя общение и личностную позицию педагога.

     Нам представляется, что критерием качества развивающей образовательной среды можно рассматривать способность данной среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для успешного личностного саморазвития. В свою очередь, именно дополнительное образование, реализуемое в пространстве детских образовательно-оздоровительных лагерей, представлено наиболее функционально и эффективно.

     Более того, кратковременный характер работы с воспитанниками (в течение смены) не только не затрудняет осуществление концептуальных идей образовательного пространства лагеря, а наоборот: сжатость времени создает «поле напряжения» его волевых, эмоциональных, нравственных усилий. Эта энергетика самореализации становится мощным преобразующим источником для личности, «заставляет» подростка пересмотреть и переоценить значительную часть своих представлений и убеждений. Ребенок, владеющий вариативностью в разрешении жизненных ситуаций как одной из наиболее значимых социальных компетенций, более адаптивен и психологически устойчив в современном информационном пространстве.

     Профильные смены, характеризуемые ограниченностью времени, изначальной образовательно-тематической направленностью и явной установкой детей на определенную сферу деятельности, и традиционные смены, где дети, возможно, впервые сталкиваются с тем или иным направлением дополнительного образования, имеют довольно серьезные мотивационные последствия. С одной стороны, происходит стимуляция на более углубленное исследование предмета своего интереса, с другой – формирует представление о наиболее личностно значимой деятельности или познавательной сфере. Нам представляется, что и в том, и в другом случае содержание дополнительного образования, осуществляемого в лагере, может обозначить для ребенка стратегию самообразования, которая будет реализовываться уже вне пространства лагеря. Так, пространство дополнительного образования лагеря позволяет ребенку реализовывать знания, полученные в системе общеобразовательного учреждения, и при обнаружении на практике информационных пробелов самостоятельно корректировать приоритеты в получении знаний. Что, безусловно, приводит к повышению учебной мотивации в рамках общеобразовательной системы.

     Таким образом, в рамках лагеря необходимо, с одной стороны, поддерживать образовательный процесс, с другой стороны, включать детей в систему гражданских взаимоотношений, которые, в свою очередь, представляют собой пространство для позитивной самореализации личности. Более того, в современных условиях важной социальной компетенцией стала способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора (самостоятельности и ответственности). Соответственно, содержание дополнительного образования обусловливается поиском средств, способствующих определению для человека общественно-значимых задач и предъявлению себе требований.

     Традиционно система дополнительного образования детского оздоровительного лагеря представлена секционной и кружковой деятельностью. Между тем, возможности пространства дополнительного образования более основательны и масштабны.

     Как упоминалось выше, знания, умения и навыки, полученные в рамках дополнительного образования лагеря, выступают не в качестве цели, а служат вспомогательным средством раскрытия творческого потенциала и формирования гражданской позиции. Формирование включает в себя, во-первых, конструирование ситуаций проживания нового опыта, во-вторых, искусственное создание среды, способной оказать определенное влияние, в-третьих, ограничение степеней свободы путем сужения опыта деятельности. Формируются, как правило, черты и свойства, востребованные окружающей средой, ситуацией развития, самим человеком, но пока отсутствующие в структуре его личности, либо то, что уже есть, но нуждается в дополнении или уточнении. Любая педагогическая или жизненная ситуация, независимо от желания участников, оказывает на них формирующее воздействие. Поэтому так важно прогнозировать возможные воспитательные последствия того или иного события.

     Соответственно, пространство лагеря характеризуется обширными возможностями применения содержания дополнительного образования в качестве эффективных формирующих воспитательных целей. Например, одна из современных российских социальных проблем связана с осознанием своей причастности к отечественной истории, способствующей тем самым минимизации индивидуальной ответственности и активности в участии жизни общества. Актуальность формирования исторического самосознания может стать основой воспитательного процесса, реализуемого в рамках программного содержания дополнительного образования.

     Знакомство с началом процесса обретения своих «этнических первоистоков» следует считать региональной историей, через которую личность осознает себя частью этноса, государства, человечества. Со всей очевидностью выступает тот факт, что содержание истории, формы и методы ее трансляции непосредственно влияют на раскрытие врожденных архетипических психопрограмм, на оформление программ жизнедеятельности индивида. И начинать необходимо именно с первых шагов осмысления непосредственных социальных феноменов, которые связаны с начальным этапом формирования личности. Ребенок рождается в определенном социокультурном пространстве («малой» Родине), которое призвано создать прочный фундамент дальнейшего гармоничного развития индивида через осмысление базовых компонентов бытия (например, образ Отечества, понятие о справедливости, ответственности и т.д.).

     Кроме того, региональная история представляет собой не просто часть истории Отечества и мирового пространства, а особый уровень исторического сознания и исторического знания в целом. Она включает в себя историю семьи, поселения, историко-культурного региона. Создавая условия для репродукции опыта осознания трансперсональных (выходящих за рамки интересов персоны – эго) интересов, мы воспитываем у ребенка способность любить и уважать нечто более важное, чем круг его непосредственных потребностей и интересов.

     Содержание данной образовательной программы сопровождается определенной терминологией и фактологией, что требует дополнительных знаний историко-краеведческого характера. Соответственно, процесс подготовки педагогического состава актуализирует значение образовательного компонента, позволяя вожатому стать повествователем региональной истории. Безусловно, не всегда методическая служба лагеря способна компетентно осуществить основательное профильное обучение. В свою очередь, именно взаимодействие с высшими учебными заведениями, которые являются первостепенными источниками вожатых, содействует достижению образовательных целей пространства лагеря.

     Так, реализация программы «Великие северные экспедиции» детского образовательно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия “Созвездие Юниор» (г. Новосибирск) предполагала реконструкцию детьми истории начала освоения западносибирского региона и привлечение студенчества исторического факультета Новосибирского государственного педагогического университета в качестве вожатых. Это позволило решить довольно специфические образовательные задачи: вожатые выступили одновременно и в качестве воспитателей, и качестве педагогов дополнительного образования, благодаря образовательной специализации. Безусловно, позиции самих специалистов системы дополнительного образования не нивелируются, более того, подобная программная направленность содержания деятельности лагеря усиливает значение наиболее востребованных секций традиционного дополнительного образования.

     Таким образом, возможности пространства дополнительного образования как версии поискового образования, решающего проблемы социальных компетенций и саморазвития ребенка, расширяют потенциал детского оздоровительного лагеря. И данный социальный институт начинает выступать не только как учреждение, оказывающее анимационные услуги, но и образовательно-развивающие.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru