На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 20 сентября 2020
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Демократические ценности в воспитательной системе детского оздоровительного лагеря

Денис Владимирович Чернов,
кандидат исторических наук,
доцент, заместитель директора
Института молодежной политики и социальной работы НГПУ,
научный руководитель ДОЛ
им. Олега Кошевого

     Трансформация российского общества от советского к демократическому этапу развития сопровождалась провозглашением новым политическим руководством тезиса о деидеологизации, запрещающей установление какой-либо идеи в качестве государственной или обязательной. Изменения, произошедшие в 1990-е годы, окончательно исключив идеологический компонент в формировании взглядов подрастающего поколения, лишили педагогическую систему пореформенной России внутреннего ценностного стержня. Между тем, современное общество требует от молодого человека еще более значительной самостоятельности, уверенности, умения вести за собой, гражданской активности, патриотической лояльности. Социолог Ю.Г. Волков называет идеологию нервной системой общества, убеждая в необходимости формирования в России идеологии консолидации. Однако социализация личности и сегодня проходит в условиях деидеологизации.

     Вместе с тем, мы можем констатировать некоторые изменения в современной образовательной ситуации. На уровне государственных норм и в свете развития научной мысли все крепче утверждается убеждение в том, что важнейшим условием эффективного личностного развития и социализации детей является качественно организованное в образовательном учреждении, в том числе в учреждении дополнительного образования (сферы отдыха), воспитательное пространство. Кроме того, как и в любом пространстве, в воспитании должны быть расположены ценностно-нравственные маяки, указывающие образовательным учреждениям верную педагогическую дорогу. Таким образом, адекватным для современной системы образования является ценностно-ориентированный подход в воспитании подрастающего поколения. В условиях формирования современной российской демократии одними из важнейших маяков в воспитательном пространстве, формирующем инициативность молодежи, должны быть демократические ценности. Среди них:
     – свобода, как соотношение между гражданскими возможностями и ответственностью;
     – патриотизм, как искреннее уважение и хорошее знание традиций, норм, ценностей, исторического опыта России;
     – гражданская ответственность, как обеспеченность граждан правовой грамотностью, понимание общественных задач в управлении государством. Сегодня все чаще говорят о правовой социализации личности как важнейшем факторе становления гражданского общества;
     – социальная солидарность, как форма социальной толерантности и желание участвовать в поддержке менее успешных сограждан;
     – социальная инициативность, как стремление к активной социальной позиции, умение управлять своей жизнью, самоорганизовываться.

     Педагогический коллектив, детский оздоровительный лагерь, обладая развернутой, стратегически построенной и научно обоснованной воспитательной системой, может с достаточной степенью эффективности решать поставленные задачи гражданского воспитания. Формирование и развитие демократических ценностных ориентиров детей и подростков требует продолжительного времени и участия многих сторон, задействованных в процессе воспитания. Среди них учителя, родители, сотрудники учреждений дополнительного образования, сами дети.

     Между тем даже в рамках 21 дня в замкнутом пространстве можно сориентировать детей на такие гражданские ценностные позиции, как толерантность. Формирование временного детского сообщества (отряда) требует проявления у ребят и вожатых этого качества. Через включение в яркие эмоциональные праздники происходит формирование чувства уважения и гордости (патриотических качеств личности) к своей стране, через работу органов детского самоуправления и делегирования ответственных поручений – формирование социальной инициативности. Сочетание соблюдения правил, режима, законов проживания в ДОЛ и свободы творчества, самовыражения обеспечивает принятие идеи ответственности за свое поведение, уважение к установленным общественным нормам.

     Нормативно-правовая обеспеченность:
     1. Конституция РФ
     2. Закон об образовании РФ
     3. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2008гг.»

     Методическое сопровождение

     Возможность формирования позитивного отношения отдыхающих в лагере детей к демократическим ценностям обеспечивается разработанной и реализованной в ДОЛ моделью гражданского воспитания.

Модель гражданского воспитания в ДОЛ

     Эффективность реализации модели обеспечена важнейшей педагогической установкой, которая заключается в следующем. Л.С. Выготский утверждал: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам… С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». Другими словами, преподаватель по одному собственному желанию не может сделать ребенка ни хуже, ни лучше. Он может лишь в некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу. Принимаемыми и исполняемыми будут те правила, которые рождаются внутри детского сообщества совместно с вожатыми, сразу делая их намного значимее для самих ребят. Ведь это их собственный выбор. Однако педагог должен создать такие условия для своих воспитанников, в рамках которых могут быть реализованы его воспитательные задачи, а ребята сами бы приходили к принятию и усвоению необходимых демократических ценностей.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru