На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 15 октября 2019
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Концепция развития воспитательной системы «Дорога, ведущая к счастью»

Екатерина Александровна Черченко,
старший педагог ДОЛ им. О. Кошевого;
Татьяна Михайловна Черкасская,
Анастасия Игоревна Молокова,
методисты ДОЛ им. О. Кошевого;
Денис Владимирович Чернов,
кандидат исторических наук,
доцент, заместитель директора
Института молодежной политики и социальной работы НГПУ,
научный руководитель ДОЛ им. Олега Кошевого

Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А.С. Макаренко

     С.П. Афанасьев в своей монографии «Что делать с детьми в загородном лагере» подробно проанализировал развитие подходов к организации летнего детского отдыха на пороге нового тысячелетия, определив один из самых значимых в отечественной и зарубежной педагогике. Он связан с развитием собственных творческих способностей детей, формирования у них активной жизненной позиции, стремление к самосовершенствованию. Современная педагогическая наука предлагает организаторам детского отдыха широкий спектр методик и технологий. Одной из них является работа Н.Е. Щурковой и Е.П. Павловой «Воспитание счастьем». Движение к счастью – великая движущая сила деятельности человека. Забота о счастье ребенка в процессе воспитания является аспектом гуманистической педагогики, показателем культуры общества, составной целью гуманистического воспитания, так как способствует максимальному развитию личности ребенка, реализации его способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни. Идея счастья стала исходной для нашего педагогического целеполагания.

     Развитие воспитательной системы детского оздоровительного лагеря определяется необходимостью постоянного совершенствования профессионального уровня педагогов, а также стремлением к комфортному, благополучному, социально-позитивному – счастливому пространству. Качественное развитие лагеря и имеющийся опыт организации отдыха детей, подростков и молодежи определяют необходимость постоянного совершенствования научно-методического обеспечения работы педагогического коллектива ДОЛ.

     Структура концепции представлена следующими блоками – модулями:

     1. Теоретический модуль

     Феликсология воспитания – это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога, разрабатывающего содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребенка быть счастливым в этой жизни и на этой земле.

     Счастье как социально-психологическое явление – высокое положительное эмоциональное состояние, проживаемое в ходе жизни.

     Счастье – продукт социальной жизни, и проживание счастья отдельным человеком возможно только в контексте социальных связей его с другими людьми.

     Критерии счастья:
     – Момент удовлетворения потребностей организма – «Я выспался», «У меня что-либо есть», «Я сыт», «Я здоров», «Мне тепло» (физиологические критерии).
     – Процесс общения с людьми, радость общения, желание общения – «Меня ждут», «Меня понимают», «Меня слушают» (социально-психологические критерии).
     – Созидательная деятельность, радость творчества, создания своими руками, открытия, идеи – «У меня поучилось» (материально-средовые критерии).
     – Влияние на собственную жизнь – «Я стал лучше», «Я научился» (познавательные и социально ориентированные критерии).
     – Острое ощущение жизни – «Я счастлив, потому что живу».

     Концепция организации летнего и круглогодичного отдыха детей, подростков и молодежи «Дорога, ведущая к счастью» разработана с учетом специфики ДОЛ КД им. О. Кошевого при участии преподавателей и студентов Института молодежной политики и социальной работы НГПУ, а также администрации лагеря, и вобрала в себя опыт организации отдыха детей лета 2004, 2005, 2006.

     Целью реализации концепции является создание научно-методических условий для эффективной реализации педагогических возможностей лагеря по организации отдыха детей, способствующего максимальному развитию личности ребенка, реализации его способностей и творческого потенциала.

     Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
     - систематизация накопленного опыта;
     - разработка концептуального, научно-методического обоснования основных направлений организации воспитательной работы в ДОЛ;
     - формирование системного подхода в реализации воспитательных задач;
     - формулирование методических основ организация отдыха детей, подростков и молодежи в ДОЛ КД им. О. Кошевого летом 2007 года;
     - создание системы реализации концептуальных идей программы и планирования развития детского и педагогического сообщества лагеря;
     - управление качеством развития воспитательной системы лагеря.

     В названии концепции отражена основная идея организации педагогического взаимодействия участников воспитательной системы лагеря. «Дорога, ведущая к счастью» – это символ уверенности, активной жизненной позиции, успеха. Каждое позитивное достижение человека в обществе является его новым шагом по дороге жизни, открывающим перед идущим перспективы и возможности повышения его социального и личностного уровня. Основным ориентиром для каждого человека на его пути является счастье как сочетание положительного эмоционального состояния, успеха, благополучия, ощущения внутреннего комфорта, собственной нужности, значимости и желания развиваться. Способность проживать счастье есть сущностная характеристика человека, она показывает, каким человек должен быть среди всего, что существует на свете: на протяжении жизни он должен состояться, самораскрыться и реализовать все заложенные в нем возможности.

     Особенно труден первый шаг в новом деле. Он требует определенной подготовки, решимости и уверенности в себе. Развитие современного российского общества определило необходимость формирования у подрастающего поколения навыков самоорганизации и лидерства, решительности в совершении своих «жизненных шагов» по дороге, ведущей к счастью, и преодолении трудностей.

     Концепция «Дорога, ведущая к счастью» направлена на формирование научно-методических, воспитательных условий развития у детей в течение лета ощущения уверенности в своих творческих, психологических и физических силах, формирования активной социальной позиции, уважения к себе и окружающим людям (создание ситуации успеха, ощущения счастья). Программы концепции реализуют основные принципы социального воспитания: социальное партнерство – через систему самоуправления; воспитание социально значимых ценностей – через формирование уважение друг к другу, толерантности, взаимопомощи, гордости за свою родину.

     2. Управленческий модуль

     Информационно-методический центр

     Информационно-методический центр
     Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности
     Методический совет
     Совет вожатых
     Творческий совет

     Психологическая служба

     Актуальность

     Работа психологической службы, способствующая повышению эффективности работы педагогов ДОЛ, является неотъемлемой частью организации летнего отдыха детей. В летнем сезоне 2006 года ДОЛ им. О. Кошевого принимал детей из Новокузнецка, Новосибирска, Юрги, а также хоккейную школу «Сибирь», воспитанников детских домов. Широкая география отдыхающих в лагере детей, их разный материальный и социальный уровень требуют разработки психологического сопровождения организации их отдыха, направленного на снятие конфликтных ситуаций, формирование благоприятного психологического климата, оказание психологической помощи отдельным детям.

     Цель работы – изучение психологического климата в детских временных сообществах ДОЛ им. О. Кошевого, корректирование негативного настроения и поведения детей в течение смены.

     Задачи:
     - проведение специальных обследований (диагностика) по выявлению лидеров, микрогрупп, аутсайдеров, детей с повышенным уровнем тревожности;
     - индивидуальная работа с тревожными и агрессивными детьми;
     - групповая работа с отрядами.

     Направления деятельности:
     1. Исследовательское – проведение диагностики и создание психологического банка данных, который может использоваться педагогами в их работе с детьми.
     2. Практическое – индивидуальная работа с проблемными детьми, консультирование педагогов, тренинги, игры на взаимодействие в детских сообществах.

     3. Программный модуль

     Концепция развития воспитательной системы лагеря предполагает три этапа.

     Программа лета 2006 «Дорогами трех стихий»
     Проект лета 2007 «Ведущие к мечтам»
     Проект лета 2008 «Счастье вокруг»

     4. Кадровый модуль

     Академия проф. мастерства вожатского отряда «Орден оранжевой белки»

     Создание школы мастерства вожатского отряда «Орден оранжевой белки» связано с необходимостью организации круглогодичного функционирования детского оздоровительного лагеря им. О. Кошевого, а также с подготовкой летних оздоровительных смен. Формирование потенциала педагогических кадров для лагеря – важная задача. Вожатский отряд, требуемый «Кошевому» при полной загрузке, составляет 40 человек, значительная часть которых является студентами, работающими в данном качестве в среднем 2-3 года. По этой причине педагогический состав лагеря ежегодно дополняется новыми кадрами. Многие из тех, кто уже работал, нуждается в дальнейшем развитии своих вожатских способностей, в развитии и совершенствовании своих теоретических и практических навыков.

     Цель работы школы вожатского мастерства – поддержание и совершенствование профессионального уровня вожатых ДОЛ им. О. Кошевого и привлечение новых специалистов.

     Задачи работы школы вожатского мастерства:
     - регулярный сбор вожатского отряда;
     - знакомство с новыми методическими разработками;
     - обучение новым профессиональным навыкам;
     - формирование команд для работы на каникулярных и летних сменах;
     - содействие формированию дружеского, партнерского, командного духа.

     В состав вожатского отряда входят студенты Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета, слушатели межвузовской школы вожатых. Базой создания и подготовки вожатых для ДОЛ является Институт молодежной политики, с которым заключен соответствующий договор о научно-методическом сотрудничестве.

     Организация работы школы:
     - 5 теоретических и практических занятий в течение года (суббота каждой третьей недели месяца).
     - По итогам состоящего из 5 занятий курса вожатые, претендующие работать летом в ДОЛКД, сдают зачет. Из тех, кто сдал зачет удачно, формируется вожатская команда.
     - ДОЛКД оплачивает поездку на областной инструктивный сбор в «Тимуровце» тем, кто успешно сдает зачет.
     - По итогам учебного курса на инструктивном сборе вожатым лета вручаются сертификаты о прохождении курса.

     Главным местом регулярных встреч вожатых являются помещения Института молодежной политики и социальной работы НГПУ. По договоренности устанавливается время и место проведения выездных сборов, большая часть которых проводится на базе ДОЛ КД им. О. Кошевого.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru