Из опыта работы лагеря для одаренных детей гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска
|
Людмила Львовна Добролюбова,
учитель истории высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска
|
Динамика социально-экономической и общественной жизни российского государства свидетельствует о все возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает детская одаренность. В настоящее время детская одаренность признана одним из приоритетных направлений в российской образовательной политике. В чем суть понятия «одаренность»? С точки зрения педагогики, это способность ребенка к выдающимся достижениям не только в академической области, но и в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Причем, по мнению психологов, необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться в будущем.
Важным инструментом решения проблем, связанных с созданием условий, обеспечивающих выявление, развитие, адресную поддержку одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, социальную защиту, является долгосрочная программа «Экология одаренности», действующая в МОУ гимназии № 13 Центрального района Новосибирска с 2004 года.
Соответственно содержанию программы, в гимназии большое внимание уделяется своевременной психолого-педагогической диагностике, созданию условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности, поддержке одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах его развития, воспитания, созданию благоприятных условий для развития его способностей.
Внимание к ребенку актуально на протяжении всего периода становления и развития его способностей. Необходимо обеспечить поступательный характер развития одаренности, рассматривая при этом не столько какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько, в целом, личность одаренного ребенка – носителя этой одаренности.
Программа «Экология одаренности» для гимназии очень актуальна. В гимназии обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности: учебные, познавательные, интеллектуальные, художественные, артистические и т.д.
Основная идея программы: создание в гимназии личностно-ориентированного педагогического пространства, способствующего проявлению и развитию индивидуальных одаренностей у детей.
Цель программы – создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи программы «Экология одаренности»:
1) совершенствование системы выявления различных видов одаренности школьников: интеллектуальной, художественной, моторно-двигательной (спортивная), социальной (лидерство), общей одаренности;
2) выявление психолого-педагогических условий развития одаренных детей и разработка модели их реализации;
3) создание обогащенной образовательной среды, благоприятной для развития одаренности, общих и специальных способностей детей, обеспечение талантливым школьникам возможности для реализации их творчества и получения образования повышенного уровня;
4) создание условий для укрепления здоровья одаренных детей, преодоление асинхронии интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития, психофизиологических издержек одаренности;
5) совершенствование методической работы в ОУ, развитие профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам развития одаренности;
6) развитие системы социально-экономической поддержки одаренных детей;
7) создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одаренным школьникам и консультирования родителей и учителей.
Одним из важных направлений реализации программы «Экология одаренности» гимназии № 13 является организация работы летнего лагеря.
Впервые двери детского лагеря распахнулись для гимназистов в июне 2006 года. В работе лагеря приняли участие обучающиеся 5–8 классов, заинтересованные в развитии своих способностей, в повышении уровня компетентностей, объединенные желанием обрести новых друзей.
Ребята сами дали название лагерю:
ИСТОК – Интеллектуальный, Способный, Творческий, Одаренный Коллектив!
Девиз лагеря:
Вдохновение!
Инициатива!
Творчество!
Результат!
Успех!
Основные законы лагеря «Исток»:
Закон Исследования;
Закон Стремления к познанию;
Закон Творчества: «Все творчески – иначе зачем?»;
Закон Объединения интересов;
Закон Коллективизма.
Цели:
– развитие творческого мышления;
– развитие творческих способностей через участие в различных видах деятельности;
– расширение кругозора;
– формирование коммуникативных навыков;
– формирование гражданской активности;
– развитие интереса к собственной личности и личности других;
– воспитание чувства коллективизма и толерантности.
Научно-педагогической основой организации воспитательного процесса в детском лагере «Исток» являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями.
Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям.
Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.
В основу деятельности педагогами детского лагеря положены следующие технологии:
– Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (по И.П. Волкову, Г.С. Альтшуллеру, И.П. Иванову).
– Технология саморазвивающего обучения (по Г.К. Селевко).
– Педагогика сотрудничества.
– Технология свободного воспитания.
– Технология индивидуализации обучения.
– Технология мастерских.
– Проектная деятельность.
– Групповые технологии.
– Игровые технологии.
– Компьютерные технологии.
Организация работы лагеря осуществлялась заместителем директора по УВР гимназии № 13 Тышкевич А.Ю. и учителем истории гимназии № 13 Добролюбовой Л.Л.
Психологическое сопровождение лагеря осуществлялось педагогом-психологом П.С. Герасимовой. Основной задачей являлось отслеживание динамики развития коммуникативных навыков и формирование социально-психологического климата. В связи с этим программа работы лагеря предусматривала систему тренинговых занятий, построенной с учетом специфики работы каждой мастерской, а также индивидуальные консультации по запросам обучающихся и педагогов.
Проведенные занятия позволили участникам программы освоить новые коммуникативные стратегии, сформировать мотивацию к познанию внутреннего мира человека и творчески реализовать себя в новой сфере деятельности.
Успех работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей гарантирован только в том случае, когда руководят этим непростым процессом такие же одаренные взрослые-педагоги: ведь только талантливый учитель может воспитать талантливого ученика. Важно уметь распознать задатки, интересы и потребности детей, их индивидуальные особенности, создать с учётом этого комфортные условия для их реализации.
Летом 2006 года в лагере была организована работа по следующим направлениям: физико-математическому, гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому. Для организации плодотворной деятельности были созданы временные детские коллективы: творческие мастерские, творческие микрогруппы, предоставляющие детям большой выбор занятий по интересам.
Возглавляли работу творческих мастерских талантливые педагоги гимназии № 13. Мастерская «Акварель» – Артемова Н.Б., Грибова О.В. Мастерская «Максимум» – Лапина И.Е. Мастерская имени А.С. Пушкина – Светлосанов В.С.
Коллектив мастерской «Акварель» состоял из детей, интересующихся изобразительной деятельностью. Проекты выполнялись в технике – коллаж из ткани. Творческая атмосфера, разнообразие тканей и материалов, свобода в выборе идеи помогли детям реализовать свои мечты, воплотить в жизнь свои фантазии. Следует отметить большую заинтересованность детей в работе, искренность в общении, в желании помочь друг другу, радость успеха. Наиболее интересные проекты приняли участие в работе Сибирской ярмарки «УчСиб – 2007».
Мастерская имени А.С. Пушкина объединила детей с гуманитарными способностями. Мастер-классы замечательного педагога В.С. Светлосанова были наполнены любовью к поэзии, к литературному творчеству. Ребята с гордостью представили свой сборник произведений на литературном празднике лагеря, опубликовали статью в школьной газете «Бригантина». Каждое мероприятие нашло свое отражение в поэтических экспромтах: частушках, песнях, буриме, сценках, что способствовало развитию творческих способностей гимназистов. Многие ребята приняли активное участие в традиционном районном литературном празднике, в 2007 году посвященном поэту Н.Гумилеву.
Мультимедийный альбом первой смены школьного лагеря, созданный под руководством Лапиной И.Е.отражает творческую жизнь лагеря. Мастерской был разработан план гимназии в 3D-графике, созданы мультимедийные презентации. Организовывалось информационное представление мастерских, техническая помощь в организации работы лагеря, производилось оснащение печатными материалами, оформлялись стенды, выставки, галереи творческих работ.
В течение года дети активно принимали участие в подготовке мультимедийных презентаций к научно-практическим конференциям, Сибирской ярмарке «УчСиб – 2007», самостоятельно создавали творческие проекты.
Помимо работы мастерских, гимназистам был предложен широкий выбор занятий в творческих микрогруппах: «Фитодизайн» – руководитель Муравьева И.А., «История родного города» и «Клуб любителей гитары» – руководитель Добролюбова Л.Л., пресс-центр – руководитель Лапина И.Е., «Музыкальный калейдоскоп» – руководитель Молчанова Т.В.
Консультации, организованные педагогами высшей квалификационной категории, помогли ребятам определиться с темой проектов и исследовательских работ, которые с успехом были представлены на научно-практической конференции в гимназии и получили достойную оценку.
Это следующие работы:
«История создания музеев в городе Новосибирске», автор – Пасюга Инна, 9 «Б» класс;
«Жилищный вопрос – актуальная проблема современности», автор – Романова Валерия, 9 «Б» класс.
Большое внимание уделялось занятиям по здоровьесбережению – утренней зарядке, способствующей организованному началу творческого дня, динамическим паузам, спортивным часам, где проводились занятия по выбору: плавание, настольный теннис, физкультурно-оздоровительные мероприятия «Веселые старты», «Зарница», соревнования по футболу, пионерболу, аймреслингу. В процессе проведения каждого оздоровительного мероприятия решались следующие задачи: укрепление здоровья и совершенствование культуры движения, содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности детей, мотивации навыков самостоятельных занятий физической культурой. Многие ребята продолжили занятия в секциях плавания и настольного тенниса, которые функционируют на базе гимназии: Некоторые их них достигли высоких спортивных результатов.
В лагере проводилось немало творческих коллективных дел: экскурсии, конкурсы, праздники, соревнования, презентации, концерты и т.д.
Работа лагеря не только расширила кругозор детей, но и помогла найти новых друзей, ближе познакомиться с учителями.
Лагерь – центр понимания, гуманного отношения и организации интересной, познавательной, исследовательской жизнедеятельности каждого ребенка. Детский лагерь «Исток» нашел оптимальные, жизненно важные и личностно актуальные способы деятельности в широком диапазоне различных внутренних и средовых процессов, те жизненно важные технологии и формы работы, которые позволили поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье ребенка. Итоги работы подтверждают актуальность программы одаренности.
Каждый ребенок получил сертификат участника первой смены школьного лагеря «Исток» и оформил дневник личных достижений (для детского портфолио).
Основные показатели результативности работы коллектива детского лагеря: активизация познавательной деятельности, развитие индивидуальных творческих способностей детей, повышение уровня интереса к предметам, психологическая раскрепощенность и коммуникативность.
|