На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 18 ноября 2018
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Из опыта работы МОУ СОШ №81 по организации досуга детей в летний период

Галина Николаевна Оралова,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ СОШ № 81
Калининского района г. Новосибирска

     Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации и ходе выполнения Федеральной программы развития воспитания свидетельствуют о том, что в последние годы нравственное здоровье молодого поколения страны заметно ухудшилось.

     События последнего времени подтверждают, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения.

     Нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищённость граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

     Как следствие этих процессов — рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи.

     Одной из главных задач школы на современном этапе является помощь в социальной адаптации детей путем создания такого пространства в школе, которое позволяет им получать педагогическую и социальную помощь и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых. Особенно остро встает вопрос об организации жизнедеятельности детей и подростков в летний период, когда нет учебного процесса и дети по большей мере предоставлены сами себе.

     Летний отдых сегодня — это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

     Школа № 81 – единственная общеобразовательная школа в микрорайоне (военный городок Гвардейский на окраине поселка Пашино). Спецификой городка Гвардейский является его замкнутость, отсутствие других общеобразовательных учреждений, удаленность от спортивных и оздоровительных центров города. Это объясняет необходимость поиска инновационных подходов к организации различных видов деятельности детей и взрослых, в том числе поиска форм и методов создания и развития нравственно-оздоровительной и военно-патриотической среды отдаленного микрорайона.

     Родители учащихся школы, в основном, являются военнослужащими или работают в воинских частях. Этот вид деятельности сопряжен с частым и продолжительным отсутствием родителей дома и сложностями в организации и осуществлении полноценного контроля за детьми. В этих условиях эффективная организация образовательного и воспитательного процесса является одним из важнейших элементов жизнедеятельности школы.

     Основное содержание работы летних формирований в школе составляет краеведческая, спортивная, трудовая, интеллектуальная деятельность. Педагоги школы используют разнообразные возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой: лагерь с дневным пребыванием «Солнышко»; военно-патриотический клуб «Гвардеец»; трудовые формирования; загородные оздоровительные лагеря; отряды вожатых; каникулярная школа «МИФ».

     В школе накоплен богатый опыт работы по программе патриотического воспитания. Реализация данной программы предусматривает работу военно-патриотического клуба в летний период.

     Клубу «Гвардеец» уже восемь лет. За это время ребята неоднократно становились победителями ежегодной районной игры «Победа», призерами городских и областных соревнований – игр «Победа», городского патриотического турнира «Аты-баты», городских и областных соревнований по стрельбе. С 2003 года команда клуба «Гвардеец» приглашается для несения Вахты Памяти у Монумента Славы. Ребята из «Гвардейца» участвуют в параде 9 Мая в Павловском сквере Калининского района. Клуб «Гвардеец» сотрудничает с Городским советом воинов-афганцев, с районным и городским советами ветеранов Великой Отечественной войны, с музеем в/ч 34148. Школа в 2005 году отмечена грамотой военного комиссара Новосибирской области за 2 место в областном конкурсе на лучшую подготовку граждан к военной службе.

     В летний период клуб не прекращает свою работу. Наоборот, в это время клуб принимает в свои ряды новых ребят. Занятия для новичков расписаны по минутам. В восемь утра – зарядка на стадионе, которую проводят старшие члены клуба поочередно. Все дети объединены в группы, для каждой группы свое расписание занятий. В первой половине дня – медицинская подготовка, спортивное ориентирование на местности, занятия по истории. Большой интерес вызывает у детей история армии и флота России. Во время занятий по медицинской подготовке ребята учатся оказывать первую помощь себе и товарищам. Во время занятий по ориентированию члены клуба изучают различные типы топографических карт. Занятия по системе «школа безопасности» учат ребят ориентироваться и прокладывать маршрут в незнакомой местности, преодолевать препятствия – горы, канавы, заболоченные места, водные преграды. Обязательны занятия по строевой подготовке, сборке и разборке автомата, стрельбе, отработке навыков индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях.

     Такая школа в летний период дает возможность подготовиться к областной игре «Зарница», которая проходит в июле. В 2006 году команда клуба «Гвардеец» заняла 3 место в финале областных соревнований. Однако мы считаем, что не только призовые места в конкурсах говорят о важности и значимости патриотического воспитания в школе. «Оторвать» ребенка от улицы, дать возможность проявить себя, почувствовать свою значимость в коллективе – одна из основных задач руководителей клуба и школы. Мы прививаем детям любовь к Отечеству, воспитываем уважение к традициям русского народа, учим их самостоятельно принимать решения в любых жизненных ситуациях. Работа школы в этом направлении дает возможность воспитать настоящего гражданина, патриота своей страны.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru