На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Летний оздоровительный лагерь МОУ СОШ №210: итоги прошлого лета и перспективы на будущее

Ольга Евгеньевна Андрианова,
заместитель директора МОУ СОШ №210
Ленинского района г. Новосибирска

     Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

     Существует более 300 определений здоровья. Выделим основные, в которых здоровье определяется:

     как состояние полноценного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (в соответствии с Уставом ВОЗ);

     как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

     как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

     Зачастую забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства известных ученых-педагогов и практиков не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обучение, воспитание, личностное развитие и т.д., вокруг которых концентрируется педагогическая мысль.

     На самом же деле, каждый элемент образовательного процесса так или иначе связан с проблемой здоровья учащихся и именно в трёх его составляющих: единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

     В настоящее время существует множество различных воспитательных, развивающих, здоровьесберегающих программ. Но многие из них, акцентируясь, к примеру, на физическом здоровье, другие стороны здоровья как единого целого – душевное, духовно-нравственное – оставляют за рамками рассматривания и оценки.

     На наш взгляд, связь главных задач школы – образовательной и воспитательной – с заботой о здоровье учащихся проявляется в целевых установках и содержании общешкольной воспитательно-образовательной программы «Культура жизнедеятельности школьника» (автор Андрианова О.Е.).

     Решение основных задач воспитания возможно лишь на системной основе, именно поэтому разработано десять направлений, охватывающих основные сферы деятельности современного школьника:
     Культура здоровья;
     Культура речи;
     Культура общения;
     Культура гражданина;
     Экологическая культура;
     Культурные традиции русского народа;
     Культура и искусство;
     Культура поведения;
     Культура труда;
     Культура профессионала.

     Реализация программы «Культура жизнедеятельности школьника» осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учётом их особенностей и оказывает воздействие как на весь коллектив учащихся, так и на личность отдельно взятого ребёнка.

     Все блоки Программы взаимосвязаны и влияние происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на общих принципах успешного взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребёнка.

     Эта Программа решает целевую задачу на системной основе в течение всего учебного года.

     Но ведь летний период – это благодатное время для организации различных форм отдыха, занятости, оздоровления и развития детей. Поэтому встал вопрос о необходимости создания подпрограммы летнего оздоровительного лагеря в МОУ СОШ №210.

     Данная программа «Здравствуйте» (автор Морозова А.А., учитель начальных классов МОУ СОШ №210) направлена на сохранение и укрепление здоровья, воспитание и развитие детей, посещающих летний лагерь при школе.

     Программа нацелена на достижение следующих результатов: изменение отношения учащихся к своему здоровью, комплексное воздействие на личность ребенка через включение его в познавательную и практическую деятельность, максимальное использование для целей оздоровления природных и сезонных факторов.

     Большое внимание в Программе уделено освоению систем оздоровления и профилактике заболеваний в условиях городской среды.

     Программа «Здравствуйте» включает следующие направления:
     – медико-коррекционное (лечебная физкультура, массаж, фито- и витаминотерапия);
     – спортивно-оздоровительное (подвижные игры на воздухе, выходы на природу с определенной познавательно-образовательной целью, спортивные соревнования, беседы о здоровом образе жизни, встречи с медиками-специалистами);
     – психологическое (диагностическое, коррекционно-развивающее: игры, тренинги, дискуссии; консультации для детей и родителей);
     – досуговое (праздники, конкурсы, викторины, тематические беседы).

     Дни спорта и здоровья, день дружбы, ежедневные занятия в школе здоровья, музыкальные и игровые программы, турпоходы запомнились ребятам в летней лагерной смене прошедшего года.

     Много впечатлений оставил тематический праздник «Тайны звездного неба». Дети смогли узнать много нового о планетах, участвовать в игровой программе «Знаки Зодиака», принять участие в спортивных соревнованиях «Юные космонавты».

     А в начале 2006-2007 учебного года начала свою работу астрономическая школа – «Астроном-210».

     Учитывая тот факт, что правительство страны выделяет развитие аэрокосмической науки и промышленности в качестве приоритетных направлений развития России, в нашем образовательном учреждении начата работа по созданию условий для Аэрокосмического образования.

     Есть уже и первые успехи: призовые места на районной, областной предметной олимпиаде по астрономии, III место в международной Азиатско-Тихоокеанской олимпиаде по астрономии среди школьников. Проблема освоения космического пространства является комплексной проблемой, охватывающей все стороны человеческой деятельности. Из чисто технической проблемы она превратилась в нравственно-этическую, позволяющую решать задачи воспитания личности.

     Освоение космоса возможно лишь при согласованной работе специалистов разного профиля, а значит, каждый ученик, обладая различными интересами и наклонностями, сможет внести свой вклад в общее дело, развивая и используя интересы к любимому предмету, находя своим личным интересам практическое применение. Работа по аэрокосмическому образованию не должна заканчиваться с окончанием учебного года. Возможности, которые предоставляет развитие данного направления в воспитании, развитии и оздоровлении детей оптимально могут быть реализованы при проведении тематической профильной смены в летний период.

     Цель создания и проведения летней Аэрокосмической смены: способствовать развитию академического и социального интеллекта личности, активному включению учащихся в деятельность по позитивному преобразованию окружающего мира.

     В процессе реализации поставленной цели возможно решение следующих задач:
     – формирование у учащихся ответственного отношения к самому себе и окружающему миру;
     – обобщение полученных знаний на основе их взаимосвязей и прикладного значения;
     – расширение общего кругозора учащихся;
     – развитие компетентности учащихся в выборе дальнейшей профессиональной деятельности;
     – укрепление положительного эмоционального фона образовательной среды школы.

     Данная программа разработана при содействии лаборатории Аэрокосмического образования при НИПКиПРО (автор программы – Годованная О.А., доктор педагогических наук).

     Летняя профильная Аэрокосмическая смена открывает благоприятные возможности для укрепления здоровья детей (игры-соревнования, подвижные и спортивные игры), возможность связать воедино учебную деятельность с внеклассной работой, осуществить межпредметные связи, которые в большой степени стимулируют самообразование учащихся.

     В основе проведения летней Аэрокосмической смены лежит элемент деловой игры. Такой вид деятельности удовлетворит запросы и интересы участников, организацию их активного отдыха, оздоровления, реализует творческое начало.

     В плане работы смены: спортивные состязания экипажей, защита проектов, научная конференция «Проблема поиска внеземных цивилизаций», конкурсы рисунков и стенных газет, экскурсии и многое другое, что должно привести к самостоятельным открытиям, приобретению нового опыта, «полету мысли и фантазии», новому этапу во взаимодействии взрослых и детей.

     Программа летней аэрокосмической смены принимает участие в конкурсе летних профильных смен, организованном Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru