На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого

Анализ социологического исследования состояния гражданственности, демократизма и патриотизма в молодежной среде г. Новосибирска и Новосибирской области

Валентина Степановна Пель,
кандидат педагогических наук,
директор ИМПиСР НГПУ;

Александр Валерьевич Хлебалин,
кандидат философских наук,
доцент кафедры социальной работы ИМПиСР НГПУ;

Михаил Владимирович Чельцов,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры теории и
методики воспитательных систем ИМПиСР НГПУ

     Исследования Института молодежной политики и социальной работы НГПУ проводились в январе-феврале 2007 года среди молодежи в возрасте 14-20 лет (старшие классы школ, 1-2 курс вузов) в городах: Новосибирск, Колывань, Куйбышев, Барабинск. Всего в исследовании приняли участие: 110 респондентов отвечали на вопросы анкеты № 1 и 170 респондентов на вопросы анкеты № 2.

     Рассматривая вопрос о чувстве гордости за страну, мы можем увидеть, что абсолютное большинство респондентов гордятся своей родиной. Положительно на этот вопрос ответили 86,4% опрашиваемых. При этом наибольшее чувство гордости у респондентов вызывают: победа в Великой Отечественной войне, достижения спортсменов России и уровень вооружения армии (наиболее часто встречающиеся ответы на открытый вопрос анкеты № 1). Если сравнить данные ответы с ответами на вопрос 2 (анкета № 1), мы увидим, что 27,3% гордятся спортивными достижениями; 54,5% гордятся историей и успехами армии РФ и только 18,2% испытывают чувство гордости, связанное с техническими возможностями РФ. При этом, на наш взгляд, наиболее часто встречающийся ответ (горжусь победой в Великой Отечественной войне – более чем в 75% случаев) обусловлен, прежде всего, недавно и широко праздновавшимся 60-летием Победы и, соответственно, наличием массовой агитации.

     В то же время преимущественные направления развития России в будущем, по мнению респондентов, следующие:
     1) научное и культурное развитие – 24,7%;
     2) социально-экономическое развитие – 22,4%;
     3) усиление внешнеполитического статуса России – 21,2%;
     4) технические возможности – 14,1%;
     5) развитие гражданского общества и гражданско-правовых взаимоотношений граждан – 10,6%.

     Спортивным достижениям, успехам армии РФ и ее техническому оснащению отдали приоритет 7% респондентов.

     Имеющееся чувство гордости за страну у респондентов практически никаким образом не связано с представлением о ее будущем развитии. Так, успехи армии и спортсменов, позволяющие большинству респондентов гордиться Россией сегодня (81,8%), никаким образом не отражаются в будущем – только 7% респондентов полагают, что данные направления могут стать приоритетными в будущем развитии государства и общества, и только 10,6 % респондентов выделяют развитие гражданского общества и гражданско-правовых взаимоотношений граждан в качестве приоритетных в будущем.

     При этом основными движущими силами развития России в будущем респонденты называют следующие:
     1) развитие личной инициативы граждан – 24,3%;
     2) развитие международного сотрудничества – 19,6%;
     3) усиление государственного влияния – 11,8%;
     4) усиление общественных инициатив – 8,1%.

     В открытом варианте вопроса преобладали пожелания усиления патриотизма среди молодежи, развития экономики, снижение бюрократических преград у 18,6% респондентов. 17,6% респондентов не дали ответ на данный вопрос.

     Мы можем сравнить данные показатели с ответом на вопрос 4 анкеты № 2. Анализ ответов респондентов позволил выстроить возможные направления развития России в будущем в порядке убывания следующим образом:
     1) развитие гражданского общества, гражданско-правовых взаимоотношений граждан;
     2) спортивные достижения, развитие спорта;
     3) развитие технических возможностей;
     4) успехи армии РФ, ее техническое оснащение;
     5) научное и культурное развитие;
     6) социально-экономическое развитие;
     7) внешнеполитический статус, его усиление.

     Анализируя ответы респондентов о положении РФ на международной арене, мы видим: 79,1% считают, что Россия была мировым лидером; 75,5% считают себя осведомленными о современном положении РФ на мировой арене, 63,6% следят за современными событиями. В целом, разительных противоречий в ответах респондентов на данные вопросы нет, однако разница в 11,9% между теми, кто считает себя осведомленным о современном положении РФ на международной арене, и теми, кто следит за событиями, говорит о недостаточно ясном представлении у молодежи о современных событиях.

     Как нам кажется, в связи с этим необходимо обратить внимание и на соотношение следующих показателей:
     – в ответах на вопрос 11 анкеты № 1 – 39,1% респондентов считают Россию страной с высоким уровнем развития; 36,4% – страной третьего мира и 24,5% – страной с низким уровнем развития;
     – в ответах на вопрос 6 анкеты № 1 – 81,8% респондентов высказывают гордость за свое гражданство.

     Мы отмечаем, что чувство гордости за страну, которое является истоком патриотизма, практически не зависит от внешнего статуса России.

     Однако, испытывая гордость за страну, только 59,1% респондентов отмечают, что чувствуют себя значимым членом общества (вопрос 12 анкеты № 1). Мы наблюдаем явный диссонанс в соотношении «я горжусь Родиной» – «я нужен Родине». При этом в ответе на вопрос 5 анкеты № 2 подавляющее число респондентов (31,8%) отмечают, что в будущем россиянин должен быть гражданином с осознанной гражданской позицией.

     Для более полного определения понимания молодежью понятий «гражданственность – гражданская позиция – гражданское общество» нам представляется необходимым сравнить соответствующие ответы на вопросы анкеты № 2 (вопросы 2,3,5).

     В вопросе 2 респонденты выделяют следующие основные движущие силы развития России в будущем: развитие личной инициативы граждан – 24,3%; развитие международного сотрудничества – 19,6%; усиление государственного влияния – 11,8%; усиление общественных инициатив – 8,1%. В 3 вопросе 60% респондентов отметили, что для успешного развития России в будущем от гражданина будет требоваться участие в деятельности общественных организаций и в то же время преимущественная реализация собственных интересов; посчитали необходимым безусловно подчиняться государственным инициативам 14,8% респондентов; готовность пожертвовать своими благами в интересах общества проявило 8,2% респондентов; 17% респондентов высказали собственные мнения, среди которых преобладали требования государственной поддержки, доступности образования и усиления деятельности опять-таки государства по формированию гражданско-правовых отношений.

     Выбирая основные черты россиянина в будущем, респонденты отметили: он должен быть гражданином с осознанной гражданской позицией и ответственностью – 31,8%; будущий россиянин должен быть патриотом – 18,8%; он должен проявлять терпимость (толерантность) по отношению к любым людям – 18,8%; он должен защищать интересы русского населения – 17,6%, а 13% респондентов в графу свободного ответа вписали фразу – он включает в себя все перечисленные варианты.

     Соответственно мы можем сделать вывод о недостаточности понимания позиции гражданина в среде молодежи (? 23,5% респондентов). Более чем у 30% молодежи имеются четко выраженные националистические настроения.

     К сожалению, на данное положение дел значительное влияние оказывает и почерпнутая в различных источниках информация. Так, историей и современным состоянием культуры интересуются 46,4% респондентов, интересуются в той степени, в которой этого требует обучение – 40%, не интересуются – 13,6% респондентов. Информацию берут из СМИ – 32,7%, пользуются только материалами учебной программы – 36,4%, используют специальную литературу – 30,9% респондентов. Фактически, мы можем утверждать, что в своей пропорциональности количество респондентов, интересующихся современными событиями, культурой и традициями общества и, с достаточной долей допуска, объективно представляющих положение дел, составляет около 50% от исследуемого числа молодежи.

     Окончательно решить поставленные нами задачи может анализ ответов на вопрос о соотношении понятий гражданин и патриот:
     29,4% респондентов считают, что гражданин может быть патриотом;
     12,9% респондентов считают, что гражданин должен быть патриотом;
     9,4% респондентов считают, что патриот и есть гражданин;
     4,7% считают, что патриот наиболее важен, он может и не быть гражданином;
     3,5% – что понятия гражданин и патриот несовместимы;
     32,9% не дали ответа на вопрос.

     Выводы

     Статистический и качественный анализ результатов исследования позволил определить основные тенденции формирования гражданской позиции молодежи и направления в определении понятий «гражданственность-демократизм-патриотизм».

     Исследование показало:
     1. Прежде всего, подтверждается предположение о том, что мы можем наблюдать ярко выраженную дисфункцию идеологической системы, а как следствие – проводимого воспитания и молодежной политики в России: понятия, призванные формировать мировоззренческую и гражданскую позицию молодого человека, оказываются фактически не связанными между собою. Наблюдается определенный «идеологический разнобой». Респонденты демонстрируют идеологическую «пустоту» – невозможность наладить логические связи между предложенными ответами.

     2. Имеющееся чувство гордости за страну у респондентов практически никаким образом не связано с представлением о ее будущем развитии. В целом, у молодежи нет устойчивых понятий, имеет место идеологический разнобой.

     3. Молодежь (более 50%) не имеет достаточно ясных представлений о современных событиях как внутри государства, так и на международной арене. Многие представления являются скорее ложными, сформированными под влиянием момента и при посредстве непроверенных источников – в том числе СМИ.

     4. Абсолютное большинство респондентов (86,4%) гордятся своей Родиной.

     5. Мы отмечаем, что чувство гордости за страну, которое является истоком патриотизма, практически не зависит от внешнего статуса России.

     6. Мы наблюдаем явный диссонанс в соотношении «я горжусь Родиной» – «я нужен Родине», иными словами, в среде молодежи нет четкого понимания собственной гражданской позиции.

     7. В целом, в среде молодежи присутствует верное понимание значений «гражданственность – гражданская позиция» при явной недооценке культурного, научного и социально-экономического развития общества и наличии ярко выраженной личностно-эгоистической направленности позиции. Принимая во внимание, что гражданская позиция, это, прежде всего, личная инициатива, ответственность, ориентация на общественные нужды и собственные силы, мы должны констатировать, что до настоящего времени исследуемая группа молодежи не доверяет собственным силам и готова не только подчиняться любым инициативам государства, но и не видит своего будущего без активной государственной поддержки. Подразумевая, что осознанная гражданская позиция формируется, в первую очередь, за счет осознания своей значимости для общества, мы должны констатировать, что полного понимания в соотношении «гражданская позиция – значимость личности – гордость за Родину» (иными словами, гражданственность-патриотизм) среди молодежи нет. Анализ результатов исследования показывает, что более чем 20% респондентов от общего числа молодежи, принявших участие в исследованиях, не имеют четкого представления о соотношении понятий «патриотизм – гражданственность» (гражданин, гражданская позиция). И, соответственно, мы можем сделать вывод о недостаточности понимания позиции гражданина в среде молодежи (? 23,5% респондентов). Кроме того, более чем у 30% молодежи имеются четко выраженные националистические настроения.

     8. Фактически, описанная выше статистика демонстрирует именно одиозное чувство национальной гордости при отсутствии возможности объяснить причины его обостренного состояния. Например, именно спорт, успехи в войнах являются причиной гордости за свою страну. При этом настораживает нетерпение в отношении лиц иной национальности в нашей стране (практически 50%) и четко выраженные националистические настроения более чем 30% респондентов. Так, вопрос в отношении обоснованности территориальных претензий Японии, в условиях слабой заинтересованности в информации о современном международном положении России, вызвал готовность отстаивать интересы страны (более 90% респондентов) даже в условиях ее сомнительной правовой состоятельности. Все это говорит о том, что мы имеем дело с некоторым агрессивным чувством национальной гордости, которое, как правило, свойственно людям, проживающим национальное унижение. При этом переживание этого чувства стимулируется сугубо внешними успехами Российской Федерации – спорт, былые военные успехи.

     Таким образом, можно считать, что социологическое исследование подтверждает нашу гипотезу о том, что воспитание и молодежная политика, опирающиеся на понятия гражданственности, демократизма и патриотизма, но используемые независимо друг от друга и от иных понятий, уточняющих их значение, могут привести к выхолащиванию этих понятий и к отсутствию в молодежной среде ясных представлений об их значении и своей реальной позиции.

Приложение. Анкета № 1.
Приложение. Анкета № 2.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru