На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Актуальные проблемы формирования патриотизма в современном педагогическом пространстве

Елена Вениаминовна Лисецкая,
кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики и психологии
художественного образования
Института Искусств НГПУ

     Проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития отечественной педагогической мысли. Огромный духовный потенциал патриотической темы берёт свое начало в письменных и устных творениях Древней Руси. Создаваемая поколениями наших соотечественников, эта тема разрабатывалась как целый комплекс идей, оказывающих нравственно-организующее влияние на общественную жизнь русского народа. Она трактовалась так: идея отечественного единения и согласия, идея защиты родной земли, идея Отечества, идея морального долга перед обществом, идея ответственности за судьбы Родины. Это обусловило её особое место в духовной жизни российского общества.

     По мере развития общественной мысли эта идея трансформировалась, видоизменяя содержание самого понятия «патриотизм». В силу этого мы можем утверждать, что содержание патриотизма и его направленность определяется духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Особое значение идея патриотизма приобретает в моменты социальных и политических изменений общественной жизни, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил граждан: войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные или иные бедствия. В такие периоды патриотическая идея реализуется в высоких и благородных поступках, характеризующихся особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины.

     Современная ситуация развития российского общества оценивается как кризисная, что, с точки зрения воспитания подрастающего поколения, связано с потерей нравственных ориентиров. В этих условиях обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина. Но для достижения желаемого результата – формирования личности гражданина и патриота России – необходимо устранить основные причины депатриотизации школьников и создать условия для развития новой системы патриотического воспитания.

     В последние годы все ощутимее проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодежи к далекому и недавнему прошлому нашего Отечества, и, прежде всего, к героическим страницам его истории. Это позволяет нам говорить о том, что в молодёжной среде идет спонтанный поиск нравственных и духовных ориентиров. Поддержка и помощь со стороны педагогов может существенно ускорить и оптимизировать этот процесс. Но для этого необходимо предоставить педагогам продуманные и целесообразные программы гражданского патриотического воспитания, вооружить их эффективными технологиями, используя позитивный опыт прошлых лет. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях. И поэтому основой для разработки таких программ может стать традиционная народная культура.

     На современном этапе развития образовательной системы сферой, позволяющей педагогам наиболее успешно реализовывать программы патриотического воспитания, выступают учреждения дополнительного образования. Это объясняется спецификой их социально-педагогической деятельности, возможностями и условиями работы учреждений дополнительного образования.

     К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с патриотическим воспитанием школьников. С точки зрения философии, патриотическое воспитание определено с позиций культуры, нравственности, ценности, гуманизма, человеческой деятельности.

     В педагогической науке раскрыто содержание, принципы и методы воспитания патриотизма (В.А. Сухомлинский и т.д.). Исследована сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в учебно-воспитательном и внеклассном процессе (Г.И. Щукина и т.д.). Выявлена взаимосвязь патриотизма с русской национальной культурой (К.Д. Ушинский и т.д.). Изучен вопрос о патриотическом воспитании в рамках создания и самоопределения русской школы, в основе которой лежит Русская идея. (Е.П. Белозерцев и т.д.).

     Активно разрабатывается новое направление, опирающееся на общечеловеческие национально-культурные ценности (М.К. Андреева, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Казначеев, В.А. Караковский, Д.С. Лихачев, В.А. Сластёнин, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и т.д.).

     Педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования регулируется нормативно-правовыми актами и документами сферы образования. Эти документы позволяют разрабатывать программы организации социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования по формированию патриотизма у школьников, так, например, программа «Сыны Отечества» (г. Москва), «Молодежь России» (Белгородская область), «Исток» (Вологодская губерния), «Гражданин» (г. Самара) и т.д.

     Существующая нормативно-правовая база создает условия для развития социально-педагогической деятельности по ряду направлений (Т.С. Комарова, Е.А. Леванова и т.д.).

     Однако при всей значимости результатов педагогических исследований и передового педагогического опыта проблема формирования патриотизма в учреждениях образования не получила необходимого освещения. Это объясняется тем, что до настоящего времени не раскрыты основные вопросы, связанные с педагогической деятельностью учреждений образования по формированию патриотизма у современных школьников, недостаточно разработано теоретическое и методическое обеспечение деятельности в этом направлении. В связи с этим выявляется противоречие между актуальной потребностью педагогической практики и отсутствием необходимой научно-теоретической разработки данного вопроса:
     – патриотизм рассматривается нами как психолого-педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как установка, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческая модель, как ценность;
     – патриотизм как психолого-педагогическое явление наполняется различным содержанием в ходе развития педагогической мысли, отражая социокультурную ситуацию общества. Вместе с тем сохраняет единство, позволяющее обеспечить преемственность его ценностных основ от поколения к поколению;
     – содержательная и сущностная характеристика патриотизма имплицитно существует в идеях народной традиционной культуры и находит своё выражение в народных праздниках, обрядах, традициях;
     – формирование патриотизма возможно при интеграции воспитательного потенциала семьи, школы и социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования, основой которой выступает совместная деятельность клуба по месту жительства и общеобразовательного учреждения по специально разработанным программам;
     – эффективность социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма обеспечивается специально разработанной технологией, учитывающей специфику дополнительного образования и его направленность.

     Проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития человеческого общества. Огромный духовный потенциал патриотической идеи отражен в различных устных и письменных источниках народов различных стран. Хотя, как отмечают многие исследователи, впервые слово «патриот» стало широко употребляться в период Великой Французской революции в 1789 году. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. И действительно, если рассматривать этимологическое значение этого греческого слова, то буквальный перевод означает «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу».

     Со временем значение этого понятия расширялось, и патриотизм стал обозначать не только нравственные и моральные качества личности, но и выступать принципом, характеризующим отношение человека к Родине, ее прошлому и настоящему.

     Безусловно, что идея патриотизма проросла и на российской почве. Поколения российских общественных деятелей увидели в ней нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимая ее как идею отечественного единения, согласия, идею защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбы Отечества. Это позволило академику Д.С. Лихачеву сделать вывод, что патриотическая идея прочно закрепляла моральные заповеди человеколюбия и добродеяния как основы стремления человека к общему благу Отечества.

     Таким образом, патриотическое начало выступает важной частью воспитания человека в период развития российской государственности. Борьба за благо и процветание родной земли рассматривается как победа добра над злом. Развитие и укрепление национальных святынь (государственная символика, атрибутика, традиции и т.д.) способствовало сохранению патриотических начал личности.

     Полагаем, что степень разработанности данной проблемы на современном этапе не достаточна. Сегодня понятие «патриотизм» требует иного уровня осмысления. Это объясняется активным возрождением национальных традиций на новом уровне, изменением концептуальных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения.

     Вместе с тем, проведенный анализ литературы позволяет рассматривать патриотизм как моральный принцип и интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание.

     Таким образом, нам необходимо изучить сущностную характеристику патриотизма в контексте личностных психологических структурных образований и в контексте нравственных качеств личности как ее содержательной основы.

     В психологической науке существует несколько подходов к трактовке содержания нравственных качеств. Ряд авторов (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Ю.А. Самарин и др.) рассматривают эти качества как устойчивые, укоренившиеся отношения личности к тем или иным сторонам социальной действительности; другие ученые (Л.М. Архангельский, А.Ф. Шишкин и др.) – как единство сознания, чувств и воли; третья группа (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.) – как синтез определенных устойчивых мотивов или устремлений личности и определенных способов поведения, позволяющих реализовывать эти мотивы в повседневных делах.

     Изучение современных исследований показывает, что существуют разные подходы к наполнению современного понятия патриотизма.

     Так, например, Н.С. Белобородова, изучая формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, рассматривает патриотизм как нравственное качество, включающее такие компоненты, как содержательный – овладение детьми доступным возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработка правильных взглядов на факты общественной жизни страны; эмоционально-побудительный – переживания личностью положительного отношения к усвоенным знаниям, окружающему миру (любви к родному городу, гордость за успехи народа, уважение к историческому прошлому родной страны, восхищение народным творчеством и т.д.), проявление интереса к этим сведениям, потребность расширять свой кругозор, стремление участвовать в общественно-полезном труде; деятельный – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

     Другой исследователь, Н.А. Лутовинов, в содержании патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяет такие духовно-нравственные ценности, как гражданственность, внеклассовость, внепартийность; лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизм, преданность своему Отечеству; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций воспитания; самоотверженность и способность к преодолению трудностей; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

     Его выводы созвучны с мнением другого исследователя сущности патриотизма И.И. Валеевым, который считает, что патриотизм в современных условиях включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности расцвету родины.

     Интересной, на наш взгляд, является идея о гражданском самочувствии личности, как об одном из структурных компонентов личности патриота.

     Характеристика понятия «гражданское самочувствие учащихся» основывается на описании семантики слов, входящих в него, изучении концепции гражданского самочувствия народа, на анализе возрастных особенностей функционирования эмоционально-волевой сферы личности школьника, определяющих существенные признаки данного понятия. Сущность понятия выявляется на основе сопоставления его лексического значения (содержания понятия) с научной трактовкой терминов: гражданственность, патриотизм, национальное самочувствие и социальное самочувствие, что позволяет установить отличие категории патриотизм, гражданское самочувствие от подобных научных терминов, имеющих близкую языковую форму (название).

     Нам наиболее близка позиция О.С. Ипполитовой о структурных компонентах содержания патриотизма как качества личности.

     Попытаемся с учетом вышеприведенного анализа определить структуру понятия «патриотизм», которая может быть представлена следующим образом:
     1. Эмоциональный компонент.
     2. Интеллектуальный компонент.
     3. Деятельностный компонент.
     4. Потребностно-мотивационный компонент.
     5. Волевой компонент.

     Выделение эмоционального компонента обусловлено соотношением эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма. Являясь продуктом развития человека, чувства связаны с работой сознания. Как отмечает П.М. Якобсон, «чувство патриотизма... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик».

     Важное место в формировании патриотизма имеет тот факт, что эмоциональные переживания у детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Большую роль в обогащении патриотических представлений ребенка играют эмоции и чувства, которые позволяют активизировать сознание ребенка, развивать его патриотические чувства. Все, что дети связывают со словом «хорошо», вызывает у них положительные эмоции: радость, сочувствие, гордость, сопереживание; все то, что они связывают со словом «плохо», – отрицательные эмоции: грусть, возмущение, осуждение. Кроме того, особенностью проявления патриотических чувств детей является скоротечность и ситуативность. Ребенок может взволноваться только что услышанным рассказом о чьем-то героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие. В результате возникнувшее первое чувство может угаснуть. Поэтому, как считают психологи Л.И. Божович, Л.И. Якобсон, необходимо закрепить возникшее чувство в многократных переживаниях, специально создавая для этого разнообразные ситуации для их закрепления.

     При выполнении этого условия эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер, и дети будут способны проявлять заботу о близких людях и сверстниках.

     В воспитании школьника большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявления чувств у взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

     По нашему мнению, важным является вывод А.Г. Ковалева о том, что эмоциональные отношения людей друг к другу являются исходным процессом формирования многих нравственных чувств. Такие чувства, как дружба, любовь, гуманизм, коллективизм, патриотизм, вначале проявляются в форме привязанности ребенка к родителям, сверстникам, коллективу детей и формируются на основе часто повторяющихся эмоций. Воспитание такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развития и становления чувства симпатии, сопереживания, доброты, ласки к родным и близким людям. С ростом ребенка растет и чувство, распространяясь на более широкий круг людей, предметов, явлений.

     Психологи подчеркивают важность возникновения основ патриотизма, которые составляют «прошлый опыт человека», опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», «зону эмоциональных переживаний», что будет иметь решающее значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. В детстве, по мнению В.А. Сухомлинского, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...».

     Вот почему, по нашему мнению, так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик, добрые чувства, положительное отношение к окружающему.

     Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие и формирование осуществляются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов из жизни Родины. И это развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании патриотические чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

     Поэтому следующим компонентом в структуре патриотизма, на наш взгляд, является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические знания и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения».

     В психолого-педагогических исследованиях В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков показывают, что у школьников можно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями, взаимодействии в обществе, о ценности своей страны. Эти представления позволяют осознать себя частью общества, государства и быть готовым к патриотически-целесообразной активности. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ребенок начинает осознавать значение своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны, развивается интерес к жизни Родины. Этот интерес психологи А.В. Петровский и Г.А. Фортунатов рассматривают как познавательный аспект социальной потребности школьника, как предпосылку патриотического воспитания учащихся.

     Работа по формированию положительного отношения к понятиям патриотического характера у школьников в процессе ознакомления их с окружающей действительностью, по исследованиям Н.П. Аксеновой, может идти по следующей схеме: возбуждение интереса к знаниям и явлениям, связанным с представлениями о Родине; развитие интереса к истории, к сегодняшнему дню, географии Родины и т.д.; укрепление и углубление интереса к различным явлениям, связанным с Родиной.

     Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Как показывает проведенный анализ понятия «патриотизм», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный, действенно-практический компонент.

     В процессе патриотического воспитания деятельность позволяет расширять и углублять патриотические знания, формировать патриотические взгляды и убеждения, проявлять патриотические чувства, реализовывать потребности и интересы личности. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это, в свою очередь, способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации более высокого уровня.

     Одной из важных характеристик качеств патриотической личности является потребностно-мотивационный компонент. Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека. Формирование потребностей является сложной педагогической задачей. Известно, что потребность удовлетворяется с разрешением лежащего в ее основе противоречия. Одно противоречие сменяется другим и происходит развитие. Внутренним «предметом», осознанным побудителем к удовлетворению потребности является мотив. Появление осознанного стремления к удовлетворению потребности считается признаком ее сформированности. И только через мотивы можно формировать потребности. А.Н. Леонтьев выделяет два взаимосвязанных класса мотивов – мотивы-цели (терминальные, смыслообразующие мотивы, идущие от системы ценностей личности) и мотивы-средства (инструментальные, выражающие предпочтения тому или иному образу действий, свойствам личности и связанные с чувственными переживаниями, желаниями, стремлениями, интересами). Обычным проявлением мотива-средства как «опредмеченной» потребности является интерес – избирательное сосредоточение внимания на том или ином предмете, окрашенном определенными переживаниями, эмоциями. Мотивы-цели тесно связаны с ценностными ориентациями человека. Как показал А.А. Бодалев, ценности принимаются детьми постепенно: сначала вынужденно, в силу определенных требований, затем осознанно, добровольно и, наконец, когда становятся собственными мотивами-целями. На основе данных исследований, мы составили возможные уровни формирования патриотизма на основе потребностно-мотивационного компонента:

Уровни Содержательная характеристика
0 Индифферентное отношение к понятию патриотизма
1 Уровень формирующихся представлений об истории своей семьи, своего края, накопление знаний в области страноведения, накопление знаний о героических страницах истории.
2 Уровень формирования понятий о ценности своей семьи, своего народа, его культуре и традициях.
3 Уровень формирующихся убеждений в значимости служения Отечеству, когда ценности Отечества закрепляются, интериоризируются в сознании личности как собственные, определяют мотивы поведения. Личность становится носителем патриотических ценностей.
4 Уровень самоотдачи, активной социальной позиции по отношению к Отчизне. Личность становится активным творцом своей деятельности.

     Данный компонент органически входит в структуру анализируемого понятия, т.к. предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанных со служением Родине.

     При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевых усилий как в повседневных ситуациях, так и при совершении героических патриотических поступков. Волевые качества личности проявляются в способности действовать сознательно в достижении цели, в формировании жизненных планов, способности противостоять негативным влияниям внешней среды, в способности личности регулировать свое поведение, преодолевать определенные препятствия. Волевая личность характеризуется целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, дисциплинированностью и т.д. Поэтому вполне обоснованным является включение в состав структуры понятия «патриотизм» волевого компонента.

     По нашему мнению, все выделенные компоненты тесно взаимосвязаны и представляют целостное единство, позволяющее понять сущностную характеристику патриотизма. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности», т.е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».

     Содержательная характеристика понятия «патриотизм» показывает, что элементов, составляющих его, может быть значительное количество, причем иерархия этих элементов может быть различной. Весь комплекс данных сочетаний, из которого с необходимостью следует существование анализируемого явления, называется достаточным. Это позволяет сделать вывод, что содержательные элементы патриотизма, выделенные нами, можно рассматривать как достаточные.

     Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru