На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Традиционная тряпичная кукла – часть народной культуры

Гюльнара Патидиновна Сайфудинова,
аспирант, старший преподаватель
кафедры народной художественной культуры
факультета ФК и ДО НГПУ

     Интерес к традиционной культуре нашего народа возрос и окреп за последнее десятилетие. Возрождаются православные традиции, фольклорные праздники и народный костюм. Неотъемлемой частью традиционной культуры являлась и является народная кукла.

     Педагоги, психологи, родители проявляют большой интерес к народной культуре и народной педагогике прошлого. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания в семье являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Народная педагогика тесно связана с игровой деятельностью детей в семье. Именно через нее и происходит связь между поколениями. Выстраиваются звенья того механизма, где участниками являются родители детей, сами дети и их будущие дети и т.д. Так испокон веков народ воспитывал в себе будущих мастериц, работников, умельцев. Этнографы утверждают, что традиционная тряпичная кукла была в каждой крестьянской избе. Бабушки учили внучек, матери – дочек, старшие сестры – младших. Известный педагог-исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что «в конце 1920-х г.г. запрещается кукла. Куклу изъяли из детских садов. Так как считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. В это время был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения. С тех пор начал осуществляться систематический контроль над игрушкой.

     Педагоги, экспериментируя, наблюдали за играми детей и увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что она полезная, что дети, играя, учатся, приобретают культурные навыки…». Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное историческое право на игру с куклой!

     А потом была война, и дети снова играли, фантазировали, вырастали. Жизнь в стране налаживалась. И самодельная кукла постепенно забывалась. А общество двигалось вперед, человечество осваивало космическое пространство. В 1970 году была изобретена пластмасса. Появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий бывшего Советского Союза. И все они заказывали образцы в Институте игрушки. Часто в готовой кукле образец уже нельзя было узнать. Преобладает холодная рациональная игрушка. Можно сказать, что за период в несколько десятилетий два поколения девочек так и не прошли полный мир детства, не почувствовали себя в роли «мам». Так, вроде бы и незаметно, прервалась связь между поколениями.

     В настоящее время, будучи уже мамами или бабушками (городской среды) некоторые из них, стесняясь, все же признаются, что делают рукотворную куклу не для своих детей и внуков, а, прежде всего, для себя. Их же дети не видели, как делала куклу им мама. Зато такую куклу они делают в школе на уроке по трудовому обучению за оценку. Принося домой игрушку, девочка 8-9 лет уже не играет с ней, а показывает родителям как результат школьного творчества. Ей же гораздо интереснее поиграть в компьютерные игры. Учителя жалуются, что девочки в группах продленного дня не играют в куклы, как это было раньше. Хочется обратить внимание родителей и педагогов на то, что к теме народной игрушки нужно приобщать детей гораздо раньше. Игрушка нужна ребенку. Назначение игрушки вариативно, оно соотносится с возрастными этапами его становления. В дошкольном возрасте она влияет на психическое развитие, а в школьном – выполняет психотерапевтические функции. Детская игра – особая форма жизни ребенка, которая осуществляет его связь с окружающим миром. Наиболее ценны игрушки, изготовленные не на заводе или фабрике, а родителями для своего ребенка, а еще лучше – совместно с ним. В ходе совместного изготовления игрушек через общение родителей с детьми сохраняется этнографическая память народа.

     Обращают внимание педагоги и на тонкий психологический момент общения детей и родителей в процессе совместного изготовления игрушки. К сожалению, этот процесс постепенно уходит от нас. Причины этого – загруженность родителей на работе, нехватка времени для собственных детей, большой выбор фабричных игрушек. Да, на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В 21 веке дети должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. А яркие, пластмассовые, одинаковые игрушки привлекают детей только в момент покупки, а в дальнейшем особо дорогие по стоимости игрушки используются родителями только для украшения интерьера квартиры. В последнее время педагоги и психологи достаточно много высказываются о куклах «Барби» на страницах газет и журналов. Наблюдая за девочками 7 лет, играющими с этой куклой, настораживает то, что они проигрывают роль «Я – фотомодель». Вряд ли западные разработчики ставили воспитательные цели, создавая эту куклу для девочек данного возраста. Какой должна быть игрушка, кукла, чтобы она отвечала требованиям полноценной игры ребенка в современном обществе? Как считают специалисты, важные факторы игрушки – это условность и в тоже время реалистичность. Условность игрушки обеспечивает ребенку полет фантазии. Пределы и характер условности в игрушке различны в зависимости от типа игрушки, материала и возраста, на который она рассчитана. А ведь в народной педагогике кукле отводилась, прежде всего, роль «мать-ребенок», и направлялась она на воспитательный момент в семье. Кукла, как и народная игрушка вообще, выполняет также важные функции художественного воспитания детей, развития предметно-манипулятивной деятельности, тактильного и зрительного восприятия. При изготовлении куклы используются приемы, развивающие навыки рукоделия девочек, которые нянчились с младшими братиками и сестричками, применяются навыки пеленания, шитья, выбор нужного сочетания цветов и фактуры ткани. Кукла, выполненная девочкой с большим желанием, доставляла радость, прежде всего, ей самой и вызывала чувство удовлетворения и нескончаемого творчества. Подобные игрушки не требуют сложных чертежей и дорогостоящих материалов и могут быть изготовлены любой девочкой в любом возрасте.

     Можно выделить тряпичные игровые куклы, бытовавшие когда-то в сельской местности, по возрастным периодам девочки:

     – куклы младенчества (от 0 до 3 лет).
     Это те куклы, которые будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка. Обычно куклу изготавливали из поношенной чистой домотканины, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным, домашним материалом ребенку через куклу передается частичка жизненной силы, которая так необходима ему в этот период жизни. Куклы в этот период детства помогают развивать тактильные ощущения, а также ребенок мог просто поточить об нее первые зубки.

     – куклы раннего детства (4-6 лет).
     В этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую куклу.

     – куклы для возраста 7-9 лет.
     Девочка могла при работе над такой куклой использовать взрослые инструменты (ножницы и иглу), а также выполнить простейший шов.

     – куклы для подростков (10-14 лет).
     Кукла этого периода детства выполняется уже с использованием волос и более сложного костюма.

     – куклы для юношества (15-18 лет).
     Это уже куклы, которые назывались «куклами на выхвалку». Здесь девочка могла продемонстрировать все свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетением поясов.

     Любимая игрушка подолгу оставалась частью быта ребенка, даже если он в них уже не играл.

     У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы.

     Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали значение детской игрушки – забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Кукле отводили такую важную роль потому, что человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.

     Живой частью народной традиции были игра и игрушка. Сохранить народную куклу без ее изучения и изготовления невозможно. Она содержит в себе колоссальные резервы самосохранения и выживания. Радует то, что сегодня интерес к рукотворной игрушке становится более углубленным и привлекательным. Художники, работающие над таким современным направлением, как «авторская кукла», отмечают, что в основе их творения лежит самая простая тряпичная кукла. И это радует, т.к. нет отрицания прошлого. Мы бережно храним народную игрушку, как памятник культуры, как наше духовное достояние.

Список литературы

     1. Вегнер, Л. А. Мухина, В. С. Психология. М: Просвещение, 1988. – 326 с.
     2. Громыко, М. М. Мир русской деревни. М: Молодая Гвардия, 1991. – 442 с.
     4. Дайн, Г. Л. Русская игрушка. М: Советская Россия, 1987. – 195 с.
     5. Красноженова, М. В. Ребенок в крестьянском быту. Семейный мир детства и родительства в Сибири конца XIX – первой трети ХХ в. Новосибирск: НГПУ, 1998. – 32 с.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru