На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Формы организации военно-патриотического воспитания в условиях школы с углубленным изучением французского языка

Наталья Юрьевна Домбровская,
руководитель музея «Нормандия-Неман»
МОУ СОШ № 70
с углублённым изучением французского языка
Ленинского района г. Новосибирска

     В рамках реализации школьной подпрограммы «Ученик и общество», учитывая состояние культуры современного молодого человека с его ограниченной информированностью о великих подвигах собственного народа, пробуждением интереса к изучению прошлого, в школе № 70 г. Новосибирска существуют разнообразные формы работы по военно-патриотическому воспитанию, рассчитанные на разные категории детей.

     В этом 2006-2007 учебном году наша средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением французского языка отметила 75-летие. За эти годы в школе родилось много традиций, среди которых ведущей всегда оставалось воспитание гражданина своей страны.

     Весь коллектив учителей нашей школы занимается формированием патриотического и гражданского мировоззрения, вопросами нравственного развития учащихся. Так, в этом юбилейном учебном году в начальной школе (руководитель кафедры А.А. Цыганкова) дети писали свои стихи о школе, прослеживали свою родословную, рассказывая о героическом прошлом своих предков. К празднику школы был подготовлен концерт «Так зажигаются звезды». Свои спектакли, песни, стихи, танцы дети дарили родителям. В фольклорном ансамбле «Рось» под руководством Г.И. Поповой учащиеся 3 «А» и 4 «А» часто выступают перед зрителями, в ненавязчивой форме демонстрируя свой патриотизм в любви к русской национальной культуре.

     Обращение к своим истокам, изучение прикладного искусства Сибири, родного края подвигли учителя изобразительного искусства нашей школы Н.Г. Адорущенко дать серию уроков по Мезенской живописи для учеников нашей школы. Ко Дню Победы Наталья Гертрудовна организовала конкурс рисунков учащихся всех возрастов «Ах, война, что ты, подлая, сделала». Эти рисунки стали основой традиционной центральной школьной выставки-коллажа, составленной совместно с музеем «Нормандия-Неман» к 9 Мая.

     Одноименную выставку творческих работ организовали учителя кафедры русского языка и литературы (руководитель кафедры Т.Б. Трошенкова), приурочив её ко Дню Победы. Учащиеся 11-ых классов приняли участие в конкурсе сочинений, лучшие работы стали основой этой выставки, а затем были помещены в школьный сборник творческих работ. В майские дни был организован конкурс чтецов, посвящённый Великой Отечественной войне, в котором принимали участие учащиеся 4-6 классов.

     Подобная работа проводилась и в феврале-марте, когда школа отмечала юбилей. Лучшие из творческих работ учащихся 5-11 классов были помещены на выставку и вошли в отдельный сборник творческих работ о школе. На конкурсе чтецов дети читали свои произведения – сказки, стихи, былины в подарок родной 70-й. Лучшие работы были напечатаны в школьной газете «Эхо» – «L’echo», в «Педагогическом обозрении» № 3 за 2007 год, полностью посвящённом нашей школе, и прозвучали на концерте в день открытых дверей 3 марта, показанном для родителей и общественности.

     Стоит упомянуть и о днях Славянской письменности. Учителями-словесниками Е.В. Саватеевой и Г.Ф. Головковой были даны открытые уроки. Учитель истории О.В. Барышева и учащиеся 10 класса «А» подготовили сообщения об исторических личностях Кирилле и Мефодии и знакомство с русской азбукой, с которыми старшеклассники выступили по классам.

     Учителя русского языка и литературы, а также все педагоги школы получают большую информационную поддержку от школьной библиотеки, которой руководит Е.Р. Сычихина. Библиотекарь помогает и учителям-предметникам, и классным руководителям. Традиционно в январе проходят библиотечные мероприятия, посвященные героическому подвигу Ленинграда. В этом учебном году были проведены Уроки мужества в библиотеке для учащихся 5 «В», 2 «В», 3 «Б» классов «Дети в блокадном Ленинграде»: обзор книг с рассказом о том, что пришлось пережить маленьким детям, которых не успели эвакуировать из Ленинграда. На уроке прозвучали песня А. Розенбаума «На дороге жизни», «А, может, не было войны», стихи В. Лифшица «Баллада о черством хлебе». Детям был продемонстрирован 100-граммовый кусочек хлеба, который составлял дневную пайку блокадника. В библиотеке была проведена викторина «Блокадный Ленинград» с показом отрывков из фильма «Дорога мужества и любви» для 9 «А», 9 «В» классов. Ко Дню Победы в библиотеке Екатерина Рудольфовна оформила выставку «У нас у всех с войною счеты…», для 2 «А» и 3 «А» провела видео-беседу об истребительном авиационном женском полке Марины Расковой. Совместно с библиотекой им. Гайдара в библиотеке состоялась литературно-музыкальная композиция «Великая Отечественная в поэзии и музыке» для 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классов.

     Во время недели общественных наук для всех пятых и шестых классов были организованы беседы-диалоги «Александр Невский – защитник русской земли» с рекомендацией книг и показом отрывков из фильма «Александр Невский» в связи с памятной датой в истории нашей страны –765-летия со дня победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

     Изучение истории своей страны, древней и современной, является важным актуальным вопросом и на уроках, и во внеклассной работе для всех учителей.

     С 1939 года наша школа носит имя Н.К. Крупской. Учитель Л.А. Монахова, которая проводит обучение учащихся немецкому языку на факультативных занятиях, провела открытый урок-презентацию про этого великого педагога для старшеклассников на русском и немецком языках. Преподаватель готовит этническую экспедицию в рамках проекта «Край родной» с набором материала для научно-практической конференции «Сибирь 2007» в село Неудачино Татарского района НСО.

     К научно-практическим конференциям учащиеся и учителя школы относятся очень серьезно. Среди вопросов, изучаемых учащимися, всегда есть темы, связанные с историей страны, школы, семьи. Так, в этом учебном году, юбилейном для нашего образовательного учреждения, было много докладов по истории школы. Это выступления, которые можно объединить рубрикой «История школы в истории страны» о наших выпускниках и темы, посвященные родственникам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне с изучением истории своей семьи, семейных архивов. Доклады получились пронзительные, неординарные, волнующие.

     Подобная сопричастность, живая связь с нашим прошлым была характерна и для многих других дел, проводимых педагогическим коллективом для учащихся под руководством организатора внеклассной работы В.А. Медведевой. Так, во время операции «Победа деда – моя победа» ученики писали письма-треугольники, раздавали их ветеранам на Монументе Славы, а затем получали живой отклик – ответ ветеранов. Теперь ученики надеются на продолжение этой переписки. В майские дни многие классы посещали Монумент и дарили цветы всем встреченным ветеранам, дети запомнили это событие, это соприкосновение с живыми людьми, которые вошли в историю нашей страны. В эти же дни в школе проходил конкурс патриотической песни «Песня в солдатской шинели». Участвовали наши учащиеся и в районной военно-спортивной игре «Победа».

     Запомнился ученикам нашей школы День воина-интернационалиста, который начался 15 февраля с торжественной общешкольной линейки со слайд-программой, песнями о войне в Афганистане, продолжился классными часами, встречами с ветеранами-афганцами.

     Защитники Отечества – обязательная тема в учебно-воспитательном процессе. Выпускницей нашей школы 1967 года Н.И. Мамоновой, учителем французского языка, и ее учащимися был собран уникальный материал об ученике нашей школы Герое Советского Союза А.П. Беневоленском. Стараниями администрации школы и Надежды Ивановны сегодня на стене школы при главном входе висит мемориальная доска, посвященная этому выдающемуся ученику, а учащиеся нашей школы имеют возможность подробнее узнать о А.П. Беневоленском из лекций, организованных учителем.

     Говоря о героях – наших земляках, невозможно не упомянуть о легенде Великой Отечественной войны – трижды Герое Советского Союза А.И. Покрышкине, тем более что детство его проходило в нашем районе. Классный руководитель 6 «Б» класса, учитель французского языка Л.В. Анкудинова при поддержке своих учащихся подготовила и провела открытое мероприятие «В небе Покрышкин», а затем повторила его для всех 6-7 классов, проводя Урок мужества в музее «Нормандия-Неман», где на одном из стендов выставлен материал, посвященный герою.

     В этом юбилейном учебном году сама школа, ее учителя, ученики, родители стали центром исследования, простыми героями наших дней. И как результат всеобщих усилий в школьном журнале для младших школьников и родителей «Веснушка» появились постоянные рубрики «История нашей школы», «История моей семьи», «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», авторы статей в которых – ученики младших классов, их родители, наши учителя и педагоги-ветераны. Благодаря творческой работе Г.Г. Демидовой, учителя информатики, руководителя пресс-центра, и ее команды, состоящей из учащихся нашей школы, газета «Веснушка» заняла первое место в городском конкурсе молодежных и юношеских СМИ в этом учебном году. Кроме газеты «Веснушка» вот уже много лет в нашей школе выходит газета «Эхо-L’echo» на русском и французском языках, в которой есть рубрика «История школы», где печатаются материалы, связанные с историей нашего общеобразовательного учреждения. Под руководством Галины Георгиевны к юбилею школы учащимися десятых классов были сделаны мультимедийные проекты, в частности и для музея «Нормандия-Неман», а затем проведены итоговые презентации по истории школы.

     Значительная часть учебно-воспитательной работы школы по военно-патриотическому направлению приходится на школьный музей «Нормандия-Неман». В 1967-68 учебном году наша семидесятая стала специализированной школой с углубленным изучением французского языка. В это время учитель французского языка К.В. Ферапонтова и её ученики стали собирать материал о французском авиационном полке «Нормандия-Неман» и 303-ей советской авиадивизии I-ой Воздушной Армии времен Великой Отечественной войны, а в 1973 году школьный музей был открыт.

     В 70-80-х годах поисково-просветительская работа была огромной. Это и встречи с ветеранами, и лекции – экскурсии в музее и по классам, и деятельность в ЗПД (Зона Пионерского Действия), и связь с КИДами (Клубами Интернациональной Дружбы) и музеями «Нормандия-Неман» всего Советского Союза, и участие в слетах в гг. Москва, Орёл, Щигры, Алитус, Калуга, Рига и др. В 1974 году в музее побывали генерал Г.Н. Захаров, командир 303-ей авиадивизии, и генерал П. Пуйад, командир полка «Нормандия-Неман».

     Шли годы. Уже с начала 90-ых характер работы претерпевает изменения, оставаясь верным ведущим целям – воспитание гражданина — патриота своей страны. С 1986 года музеем руководит учитель французского языка Н.Ю. Домбровская. Ученики – члены музея продолжают музейные традиции школы. Делегация от школьного музея успела побывать на последнем большом слете в 1989 году в г. Туле, где собрались активисты движения «Нормандия-Неман» из России, Украины, Молдовы, Латвии, Белоруссии.

     С исчезновением Советского Союза ушли и традиции пионерской организации, исчезла ЗПД, но остались связи с ветеранами, которые постепенно ослабевали в связи с критическим возрастом участников войны. Вначале 90-ых школа становится открытой для общения с французами. Устанавливаются побратимские связи с учебными заведениями во Франции — коллежем Франсуа Трюффо из г. Лиль д’Або и лицеем Жанны д’Арк из г. Клермон-Феррана, налаживаются взаимные поездки, школу посещают французские друзья. Для школьников из Франции материалы по истории второй мировой войны, рассказы об участии советских людей в борьбе с фашизмом, примеры боевой дружбы русских и французов являлись откровением, а для наших учеников – предметом гордости за свое Отечество, за наших людей. Уже в те годы важным элементом в воспитании учеников становится привитие идей толерантности, желания понять человека из иного мира, уважения к другим и к своему собственному народам. И сегодня музей, посвященный дружбе русских и французов, дружбе, рожденной в боях, продолжает свою работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

     Наряду со старыми, проверенными формами работы появляются новые направления деятельности. Например, научная секция. Вот уже 7 лет ученики-члены музея стараются постичь азы научно-исследовательской работы. Темы исследований разнообразные, но они всегда связаны с тематикой музея. В прошлом учебном году это был доклад по краеведческой теме «Человек великой эпохи», посвященный нашему земляку Ю.П. Рыкову, единственному ветерану полка «Нормандия-Неман», жившему в Новосибирске. В этом учебном году был рассмотрен вопрос «Боевое братство».

     В этом учебном году в связи с празднованием 75-летия школы работа была особенно напряженной. Музей подводил итоги почти 35-летней деятельности. Были подготовлены и проведены лекции и экскурсии для учеников школы и гостей, в которых говорилось об истории музея и важных вехах в его развитии.

     Во время таких экскурсий обязательно упоминается о визитах четырех Послов Франции в России (в 1993, 1997, 2001, 2005 гг.) как свидетельстве дружеских связей России и Франции, поддерживаемых на высоком уровне. Наша школа дважды была приглашена на торжественные приемы, посвященные полку «Нормандия-Неман», в Посольство Франции в Москве, в 2003 и 2004 годах. Неоднократно школу посещали высокие лица Французского Посольства. Так, в этом учебном году 21 марта состоялся визит воздушного атташе господина Янника Жамо.

     3 марта в школе проводился День открытых дверей. Много родителей и гостей школы посетили музей в этот день. Среди них были те, кто в 70-ых годах работал в нем вместе с К.В. Ферапонтовой. В этом же месяце с нашими экспозициями познакомились делегации учащихся и учителей из Коченёво и Верх-Ирмени. А во время традиционного вечера встречи, который состоялся 23 марта, в музее побывали наши выпускники – бывшие члены музейного актива, которые с удовольствием вспоминали о своих школьных годах.

     В рамках I этапа Фестиваля-конкурса музеев образовательных учреждений г. Новосибирска руководителем музея «Нормандия-Неман» была создана интеллектуально-познавательная игра «Память, которой не будет конца», посвященная подвигу Ленинграда. В её подготовке и проведении приняли участие девятиклассники – члены музея, творческая группа восьмиклассников из школьного театра «Браво» под руководством Е.П. Котовой, директор школьной филармонии В.Я. Шмакова, организатор внеклассной работы В.А. Медведева, учащиеся старших классов, классные руководители и другие члены школьного коллектива.

     Интеллектуально-познавательная игра «Память, которой не будет конца…» посвящается героическому подвигу Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

     Цель игры – помочь учащимся школы разных возрастов познакомиться с одной из героических страниц нашего народа, приобщиться к тем великим дням, показать величие наших людей, вызвать гордость за нашу страну, побудить детей к рефлексии, к размышлениям.

     Это игра – экскурсия по выставочным залам. Их всего семь: кинематографический, фотодокументальный, музыкальный, новосибирский, мемориальный, театральный, размышлений. Возможно создание дополнительного зала № 8, творческого, для малышей. В кинематографическом и мемориальном учащиеся знакомятся с фильмами, основанными на документальных съемках. В фотодокументальном их вниманию предлагается презентация фотографий-документов времен войны. В музыкальном ученики услышат 7-ю симфонию Д. Шостаковича и песню А. Розенбаума «А может, не было войны». В новосибирском зале их ждёт рассказ о памятнике эвакуированным ленинградцам – труженикам тыла и викторина о блокаде Ленинграда. На экскурсии в театральном зале дети увидят спектакль, посвящённый трагической судьбе Тани Савичевой. И, наконец, в зале размышлений учащихся побуждают к рефлексии, к осмыслению увиденного и услышанного. В заключение игры участвующим предлагается выразить своё отношение к героическому подвигу Ленинграда, к теме войны и мира, к вечным человеческим ценностям на больших ватманских листах. После проведения игры эти листы вывешиваются в рекреациях школы, чтобы желающие имели возможность познакомиться с мнениями других, увидеть разнообразие взглядов на проблему, учились толерантности, уважению и пониманию другого человека.

     Проведение такой полномасштабной игры охватывает многих учащихся, запоминается и организаторам, и зрителям.

     В этом же учебном году лекторы из музея подготовили экскурсию по Монументу Славы в связи с 40-летием с момента его открытия. Возможно проведение подобного знакомства с памятником в варианте заочной экскурсии (если погодные условия не позволяют привычную прогулку по парку), для которой есть презентация в компьютерном варианте. Существует вариант такой экскурсии на французском языке, созданный в рамках предпрофильного курса «Гиды-переводчики», автором которого является учитель французского языка М.П. Унжакова.

     В течение всего учебного года на базе музея работала школа юного экскурсовода, организованная ДТД УМ «Юниор». К отчетной конференции, которая проходила в школе № 20, были подготовлены два выступления по теме «Рассказ об экспонате» – «Форма генерала Риссо» Тихоновой Жени (9 «А» класс) и «Флаг Франции» Орлянской Даши (8 «Б» класс). Обе работы сопровождались компьютерными презентациями. 19 апреля Даша Орлянская представила свою работу на городской научно-практической конференции учащихся, получила диплом участника. 14 мая состоялся праздник, который проходил в той же 20-й школе, где существует прекрасный музей «Афган». Юным экскурсоводам были торжественно вручены свидетельства экскурсоводов-лекторов.

     Основа деятельности музея – это лекции и экскурсии. Начиная с сентября, когда в музей по традиции приходят первоклассники, музей начинает свою просветительскую работу. Обязательно учитывается возраст посетителей экспозиций. Для малышей из детского сада (в этом учебном году таких групп было две) рассказ ведется на очень простом языке, для начальной школы – посложнее, для учащихся среднего звена – в зависимости от возраста – от простого, но не упрощенного рассказа и до достаточно сложного. В старших классах при проведении лекций и экскурсий ставятся проблемные вопросы, дается пища для размышлений, чтобы побудить юношей и девушек быть внимательными к информации о героических годах войны и к сообщениям о сегодняшних событиях, имеющих отношение к вечным вопросам войны и мира, товарищества и дружбы, любви в широком понятии этого слова, верности, доброты, гуманизма, толерантности и т.д.

     По желанию классных руководителей или учителей посещение музея может проводиться и на французском языке. Возможно проведение уроков-экскурсий, классных часов, Уроков мужества, лекций, приуроченных к памятным датам или декадам. Так, в этом году учителем французского языка Н.А. Ерашевской был проведён урок в музее в 8 «А» классе. Если в музей приходят гости из Франции, происходит общение на иностранном языке.

     Важная часть жизни нашего музея – это связь с ветеранами, как русскими, так и французами. К сожалению, их становится всё меньше и меньше. Долгие годы (с момента основания музея и до лета 2005 года) Почётным членом нашего музея являлся бывший авиатехник полка «Нормандия-Неман» Юрий Петрович Рыков, живший в нашем Академгородке и много сделавший для укрепления связи нашего музея с Москвой, с ассоциацией русских ветеранов 303-й авиадивизии и полка «Нормандия-Неман».

     Сегодня этой Ассоциацией руководит подполковник А.В. Фетисов, с которым мы переписываемся и созваниваемся. Но в развитии этих связей большие расстояния являются труднопреодолимым препятствием. Это объективные трудности.

     Мы благодарны таким людям, как ветеран В.А. Соболев, который старается писать нам из Москвы, встречаться, пополнять фонды нашего музея.

     В Москве и в подмосковных городах работают несколько школьных музеев «Нормандия-Неман», которые встречаются, обмениваются информацией, принимают гостей, как русских, так и французов. Идёт активная музейная жизнь, о которой мы узнаём из писем наших друзей. К сожалению, встречаемся мы редко, когда нас приглашает в Москву Посольство Франции в России.

     Знают о нашем музее и в самой Франции. Дружба связывала долгие годы наш музей и генерала Риссо, который возглавлял французскую ассоциацию ветеранов полка «Нормандия-Неман».

     Музей «Нормандия-Неман» во французском городе Лез Андели тоже имеет связь с нами, но после смерти его директора г-на Лефевра в прошлом году она значительно затруднена.

     Активно взаимодействует наш музей с г-ном Делепортом, увлекающимся Россией и 30 лет делающим макеты аэродромов и самолетов. Он помогает нам, а наш музей старается помочь ему в его увлечениях.

     Велика доля повседневной работы в музее. Это составление, а затем проведение лекций и экскурсий. В музее есть методическая подборка по воспитательной работе – лекции, беседы, экскурсии, классные часы, праздники, уроки памяти, учебный фильм «Нормандия-Неман» и т.п.

     Ответственные за работу с фондами знают, что такое инвентарная книга, основной фонд, научно-вспомогательный, сверка фондов и т.д. Эти ученики знакомы с требованиями, предъявляемыми к хранению фондов, умеют его описывать и ставить на учет единицы хранения.

     Ответственные за переписку учатся азам эпистолярного жанра и на русском и на французском языках.

     Те, кто работают в научной секции, учатся собирать материал, его систематизировать, классифицировать, анализировать. Работа ведётся как на русском, так и на французском языках.

     Члены оформительской группы учатся оформлять выставки, экспозиции, делать фоторепортажи, правильно обрабатывать фотографии, раскладывать их по папкам в хронологическом порядке соответственно принципам систематизации.

     Работа в музее ведётся большая, а понимание того, что она необходима для других, придает ей осознанный характер, вызывает у детей чувство гордости и удовлетворения за дело, которому они служат. В текущем учебном году завоевали III место в городском смотре-конкурсе работы музеев в номинации «Обзорная экскурсия».

     Деятельность всего педагогического коллектива школы № 70 по формированию патриотического сознания учащихся имеет огромный духовный потенциал, выполняет особую гражданскую миссию.

     Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой (М.: Рус.яз., Полиграфресурсы, 1999) даёт такое определение понятию патриотизм: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу». И как пример употребления этого слова приводится высказывание Леонова: «Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живёшь».

     Все мы родом из детства. И от того, как мы, взрослые, помогаем взрослеть, нравственно и духовно, юному гражданину нашей страны, зависит будущее нашего Отечества и человечества в целом.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru