На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Гражданское сознание воспитываем делом


Наталия Юльевна Ткаченко,
зав. кафедрой общественных наук,
учитель истории высшей квалификационной категории
Новосибирского городского педагогического лицея им. А.С. Пушкина,
победитель конкурса «Лучшие учителя России»
в рамках национального проекта «Образование»

     Гражданское воспитание понимается педагогическим коллективом лицея как систематическая и целенаправленная воспитательная деятельность по формированию у лицеистов гражданского сознания, искреннего чувства любви к своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга. В лицее гражданское воспитание строится на принципах открытости; субъектной позиции учащихся; воспитания через социально значимые проекты, коллективную творческую деятельность и чередование традиционных поручений; через интеграцию усилий всех участников образовательного процесса. В этом направлении решаются следующие задачи:
     – проведение обоснованной организаторской деятельности на уроках педагогики, направленной на самореализацию личности и гражданское воспитание лицеистов;
     – формирование эффективной системы саморазвития и гражданского воспитания через коллективные творческие дела (КТД) и чередующиеся творческие поручения (ЧТП);
     – утверждение в сознании и чувствах лицеистов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традиции родного края через предметное преподавание;
     – развитие у лицеистов потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности через научно-исследовательскую деятельность;
     – привлечение учащихся к работе в музее НГПЛ по сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

     Важным компонентом воспитания гражданственности является, на наш взгляд, изучение истории семьи. Вопросы изучения истории семьи входят в авторскую учебную программу по истории. Работа по изучению истории семьи включает в себя несколько этапов:
     1. Интервьюирование родных по отдельным вопросам истории семьи (участие родственников в Великой Отечественной войне, в других важных событиях истории страны, края, города).
     2. Сбор источников по истории семьи (фотодокументов, грамот и дипломов, наградных книжек, газетных статей, устных воспоминаний).
     3. Определение темы исследования на основе собранных источников:
     а) создание родословного древа, возможно, с кратким описанием жизни всех известных членов семьи;
     б) подробное изучение истории жизни одного члена семьи («Военное детство моего деда», « Моя прабабушка»);
     в) тематическое изучение жизни нескольких родственников («Мои предки – казаки», «Жизнь семьи Аношкиных в годы Великой Отечественной войны», «Университеты моих родственников в 20-м веке»).

     Ежегодно работает секция «Истории семьи» на научно-практической конференции учащихся лицея «Лицейских чтениях», на экзаменах по истории в 9 и 11 классах лицеисты представляют исследования по истории семьи.

     История родного края, родного города – еще одно важное направление формирования гражданственности. Темы по изучению истории края органично включены в курс Истории Отечества. Блок основывается на использовании проектной методики, электронного банка данных по истории Сибири. Блок включает в себя: уроки-экскурсии в музеях города; уроки-экскурсии по улицам города; уроки в архивах, защиту проектов, созданных с использованием материалов музеев и архивов.

     В 2004 году была разработана программа факультативного курса «Историческое краеведение», получившего высокую оценку В.А. Зверева, профессора, доктора исторических наук.

     Результат – возросший интерес лицеистов к истории родного города, что отразилось в тематике исследовательских работ. На городских научно-практических конференциях отмечены наградами работы Евгения Овсеева «Общественный транспорт Новосибирска в 20-х–30-х гг.», Анастасии Липовской «Детские дома в 20–30-е годы в Новосибирске», Маргариты Локтионовой «История автоспорта в нашем городе», Марии Романовой «Александр Балакшин – выдающийся сибиряк».

     Особое внимание в учебной и воспитательной работе лицея уделяется теме Великой Отечественной войны. Стало традицией проведение конкурса компьютерных презентаций и фильмов по темам Великой Отечественной войны: «Новосибирск в годы Великой Отечественной войны», «Стратегические сражения Великой Отечественной», «Улицы расскажут вам». Технология интегрированного урока-презентации «Война. Культура. Новосибирск» стала лауреатом городского конкурса учебно-методических материалов «Модернизация образования».

     Еще одна традиция – исследовательские работы по теме войны, с которыми лицеисты выходят на районные и городские научно-практические конференции. За 2004 – 2007 годы стали победителями и вошли в Золотую лигу на городских конференциях: Ольга Миронова за исследование «Госпитали Новосибирска в годы Великой Отечественной войны», Леонид Замятин за исследование «Детские дома Новосибирска в годы Великой Отечественной войны», Ксения Миронова «за исследование «Школы Новосибирска в годы Великой Отечественной войны», Ирина Кривохаткина за исследование «Письма фронтовиков».

     Ежегодно накануне Дня Победы в лицее проводится Линейка Памяти и тематический Общий сбор, лучшие лицеисты возлагают цветы к Монументу Славы. Ежегодно лицеисты посещают музеи города, экспозиция которых позволяет расширить и углубить знания по этой теме: Музей Боевой Славы СибВО, Музей Ленинградской блокады, Краеведческий Музей, Музей маршала авиации А.И. Покрышкина.

     В воспитании гражданственности значительную роль играет Музей истории НГПЛ. Задачами деятельности музея НГПЛ являются накопление учащимися опыта гражданского поведения, формирование основ демократической культуры, осознание самоценности личности, помощь в выборе профессии, обеспечение духовного роста, социальная адаптация лицеистов к изменяющимся условиям жизни.

     Музей истории НГПЛ был открыт к 10-летию лицея. Материалы экспозиции основаны на результатах поисковой и исследовательской деятельности лицеистов. Одна из задач работы музея – формирование музейной культуры посетителя. Выполнению этой задачи служит чередование традиционных поручений (ЧТП), в том числе «Музей», благодаря которому через музейную деятельность проходит в течение обучения в лицее большинство лицеистов. Руководитель музея подключает лицеистов – участников ЧТП «Музей» к созданию экспозиций, к работе по развитию фондов музея, работе с посетителями, к социально-психологическим исследованиям аудитории.

     Взаимодействие в музее учащихся разных классов, работа по программе «Школа юного экскурсовода» обеспечивают адаптацию учащихся к новой среде, их мобильность в изменяющихся условиях. Работа в Совете музея помогает широкому кругу учащихся включиться в работу ученического самоуправления и систему управления лицеем. Работа в рамках ЧТП «Музей» формирует у лицеистов чувство социальной ответственности.

     Ведущей тенденцией музейной деятельности в НГПЛ стал переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейной работы. Все учащиеся в рамках лекционной и экскурсионной работы Музея знакомятся с историей образования в России, развитием образования на территории Сибири и Новосибирской области, с историей НГПЛ, с людьми, судьбы которых связаны с педагогическим лицеем. Работает группа экскурсоводов из лицеистов.

     Таким образом, исследовательская деятельность на базе музея НГПЛ способствует формированию ценностных установок, становлению гражданского сознания.

     Данные мониторинга свидетельствуют о востребованности и значимости Музея в формировании у лицеистов коммуникативных навыков и чувства гражданской ответственности.

     В настоящее время коллектив лицея реализует социально-педагогический проект «Пушкиниана». В течение учебного года проходят дни «погружения» в пушкинскую эпоху, литературные и поэтические гостиные. Активно коллектив лицея взаимодействует с Новосибирским пушкинским обществом, Музеем А.С. Пушкина на Мойке, 12 (Санкт-Петербург). В лицее работает «Пушкинский зал» музея НГПЛ. Кульминацией работы по этому направлению становится ежегодный Пушкинский бал. В ноябре 2006 года лицею присвоено имя А.С. Пушкина. В 2006 году появилась еще одна традиция – проведение городского Пушкинского бала.

     Таким образом, деятельностная основа саморазвития, возможности социального проектирования, дополнительного образования в лицее формируют условия для развития способностей и качеств человека и гражданина, готового быть интегрированным в современное общество и быть способным его совершенствовать. Критериями этих способностей и качеств будут являться: умение самостоятельно принимать ответственное решение в ситуации выбора; способность переносить образцы поведения и мышления в новые условия, способность быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, способность к продолжительной творческой активности в любой социальной области.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru