Система патриотического воспитания в МОУ СОШ № 121 Советского района
|
Галина Ивановна Апыхтина,
директор МОУ СОШ № 121
Советского района г. Новосибирска
|
Средняя школа № 121 образована на базе школы № 8 г. Бердска в микрорайоне Правые Чемы в 1958 году. С 1972 года она располагается в типовом здании в живописном уголке Советского района у особо охраняемого природного объекта, комплексного (ландшафтного) заказника областного значения – болото Гладкое, недалеко от соснового бора и берега Обского моря, в районе шлюзов.
В 2008 году школа отпразднует 50-летний юбилей. С момента основания школы приоритетным направлением в системе воспитательной работы являлось патриотическое воспитание.
Воспитание детей и молодежи в настоящее время осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому возникает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Говоря о предмете нашего разговора, необходимо разобраться в понятиях. Что такое патриотизм? В одной из статей, посвященных данному вопросу, указывается, что патриотизм – это нравственный принцип, социальное чувство, содержание которого есть любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность защищать интересы Родины. Сам термин «патриотизм» (национально-государственный патриотизм) произошел от греческого «patris» – родина, отечество. Данный термин по взглядам многих авторов имеет несколько составляющих:
национально-патриотическое воспитание – часть патриотического, основанного на нравственных понятиях культуры, традиций русского народа;
военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, привитие гордости за героическую историю Родины;
гражданско-патриотическое воспитание – это вера в будущее России, гордость за свою страну;
героико-патриотическое воспитание – которое растворяется во всех вышеперечисленных составных частях патриотического воспитания, так как оно ориентировано на осознание своей причастности к истории своего народа и страны.
Таким образом, под патриотизмом можно понимать не только и не столько любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.
В наше время можно часто слышать, что нынешнее поколение оторвано от своего прошлого, от исторических корней. На наш взгляд, это не совсем так. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что любовь к Отечеству, привязанность к своей малой родине – месту своего рождения, жительства – необходимо воспитывать у подрастающего поколения с самого раннего возраста. А потому гражданское и патриотическое воспитание не должно быть оторвано от реальной, повседневной жизни.
Отсюда вытекает главное направление в работе всего образовательного учреждения – создание и развитие системы гражданского и патриотического воспитания.
В связи с вышесказанным, напрашивается такой вывод: в новых условиях деятельности по воспитанию граждан-патриотов своего Отечества неизмеримо возрастает роль таких учреждений, как школа, и их составной части – музеев образовательных учреждений. И именно работа с разновозрастными группами: детьми младшего, среднего и старшего школьных возрастов, воспитанниками детских садов. На наш взгляд, такая работа должна распространяться и на родителей, и ветеранов всех категорий: войны, тыла, военной службы, труда, в том числе и педагогического.
В нашем образовательном учреждении накоплен определенный опыт национально-патриотического, гражданского и военно-патриотического воспитания именно разновозрастных категорий, как учащихся, так и других групп населения. В школе в 2006 году была разработана комплексная программа воспитания учащихся через пропаганду народной культуры и ее составной части патриотического и гражданского воспитания. Мы считаем, для того чтобы достигнуть положительного результата, необходимо, прежде всего, сформировать в человеке качества гражданина, который уважает свое государство, знает его историческое и культурное прошлое, гордится им, знает и соблюдает его законы и символы государственной власти. С этой целью в школе созданы и функционируют два музея. Один музей – музей «Землянка», о нем знает достаточно широкий круг лиц в образовании. В нем осуществляется работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и взрослых граждан. Второй музей – это музей народной культуры и народного быта «Светёлка». Возглавляет его социальный педагог Л.В Морозова. Он пользуется большой популярностью среди учащихся. В музее проводится большая работа по изучению традиций и быта нашего народа, организуются и проводятся народные костюмированные праздники, посиделки, слушание народных песен, духовной музыки, создан кукольный театр по русским сказкам, организованы уголки народного искусства по классам:
– Моя Москва – душа России;
– Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая хохлома;
– Голубые цветы Гжели;
– Берестяной промысел;
– История русской тряпичной куклы;
– Русская матрешка;
– Сказочный мир А.С. Пушкина;
– Поэзия народного костюма;
– Русская кухня, русское чаепитие и др.
В настоящее время «Светелка» – это центр народной культуры в школе. Здесь представлены все разделы народного быта, промыслы, народная одежда, обувь, художественные росписи, народные музыкальные инструменты, изделия из глины, бересты, рушники, вышивка и т.д.
Особое место в работе отводится подготовке и проведению народных праздников. Они прививают интерес к познанию национальных традиций, а главное – сплачивают детей, воспитывают уважению и доброте (чего так не хватает в наши времена).
В октябре проводим праздник «Урожая», на Рождество – «Святочные колядки», затем «Масленицу» и православный духовный праздник «Пасху».
Все народные праздники проходят под народную музыку и обязательно в русских народных костюмах с весельем и русским задором. Дети очень любят наряжаться в народную одежду.
Огромную помощь оказывают в организации родители, бабушки и просто знакомые. Взрослые с благодарностью отзываются и приносят в «Светелку» свои семейные реликвии (иконы, книги, шкатулки ручной работы, самовары), помогают в изготовлении персонажей для театра кукол, шьют народную одежду.
В школе работает факультатив «История народной росписи», создан и совершенствуется класс народной культуры. Его создала учитель русского языка и литературы В.К. Фадеева. Данное направление работы по воспитанию подрастающего поколения охватывает группы детей младшего, среднего школьного возраста и подготовительных групп близлежащих ДОУ.
Музей Боевой Славы воинов-сибиряков «Землянка», который в 2006 году отметил свое 40-летие, работает со всеми категориями: как с дошкольниками, так и с учащимися. В нашем музее частыми гостями бывают ветераны войны, военной службы, тыла, педагогического труда. Мы активно участвуем в жизни всего микрорайона и Советского района. У нас регулярно проводятся дни призывников, проводы юношей микрорайона в армию. На нашей базе постоянно проводятся встречи с ветеранами, их чествование, награждение государственными наградами. В частности, в канун 60-летия Победы наши учащиеся посетили свыше 600 ветеранов войны и тыла, поздравили их и пригласили в школу. Мы индивидуально посещаем ветеранов. Члены Совета музея делают документальные записи их рассказов о войне. Мы это записываем на видео. При музее создана и функционирует студия «Поиск». Силами учащихся создано несколько видеофильмов о ветеранах, о событиях и жизни школы. Учащиеся пишут сочинения о своих родственниках – участниках войны.
Кроме экскурсионной работы, проводимой постоянно и с различными категориями учащихся, в музее проводятся уроки литературы, музыки и истории. Только в декабре 2006 года в музее проведено три таких урока с учащимися 5 и 10-х классов. В частности, мы провели урок литературы в 5-х классах по теме: «Женские образы в литературе и истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Учащиеся после посещения музея писали сочинение на эту тему. А какие записи они оставили в книге отзывов об уроке! Причем им никто не подсказывал, о чем надо писать.
Практикуется у нас и такая форма, как уроки в музее в форме устных журналов. В декабре 2006 года мы провели два таких урока: с 5-ми и с 10-ми классами. В 5-х классах проведен урок литературы совместно с учителем русского языка и литературы О.А. Бауэр по теме: «Музы не молчали», посвященный 65-й годовщине битвы под Москвой. С десятыми классами мы провели урок в форме устного журнала по обществознанию и праву на тему: «Конституция – основной закон Российской Федерации. Государственные символы России: история и современность». Данное занятие было посвящено 13-й годовщине принятия Конституции РФ. Первая часть занятия проходила в специализированном кабинете, а второй час – в музее. Говоря о значении государственных символов РФ в воспитании подрастающего поколения, нужно отметить, что в Государственной программе по патриотическому воспитанию большой акцент ставится как раз на использовании государственных символов в патриотическом воспитании. У нас во многих классах, в читальном зале библиотеки, в рекреациях размещены символы российской государственности, области и г. Новосибирска. В школе силами членов Совета музея «Землянка» ежемесячно оформляются и вывешиваются на специальном стенде исторические календари и бюллетени, посвященные дням воинской славы Отечества.
Не оставляем мы без внимания и такой мощный арсенал, как наши ветераны. Они частые гости как в школе, так и в музее. Мы их приглашаем на уроки мужества, на встречи с учащимися. Проводим с ними и отдельные мероприятия в музее: директор школы рассказывает им о работе по патриотическому воспитанию, об успехах и школьных проблемах. Мы им показываем фильмы нашей студии «Поиск».
Мы имеем тесные связи с Новосибирским высшим командным училищем Министерства обороны, находящимся в Академгородке. Учащиеся школы часто бывают в музее Боевой Славы, на Аллее Героев, в ротах курсантов, в которых навечно зачислены Герои России и Советского Союза. Мы проводим совместные мероприятия с командно-преподавательским составом и курсантами училища. Курсанты проводят у нас уроки мужества, боевого мастерства, участвуют в проведении Дней гражданской обороны и торжественных мероприятий. Стало доброй традицией проводить в школе выставки формы одежды, боевых наград нашего Отечества. Их автор – полковник А.М. Панченко – рассказывает о боевых традициях и подвигах наших соотечественников. Мы проводим совместные устные журналы, встречи в музее «Землянка». Наши воспитанники поступают в военные училища, многие из них уже закончили военный вузы и служат в различных регионах нашего Отечества.
Работа по военно-патриотическому воспитанию МОУ СОШ № 121 неоднократно отмечалась на различных уровнях. В прошлом году музей «Землянка» и школа в целом были награждены кубком и Дипломом I степени как «Победители смотра-конкурса по героико-патриотическому воспитанию молодежи». В ноябре 2006 года коллектив школы награжден Почетной грамотой Президиума Городского совета ветеранов войны, труда, военной службы «За активное участие в городском смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию молодежи в 2006 году и достигнутые результаты». Школа уже не первый год держит кубок за первое место в смотре-конкурсе кабинетов ОБЖ, который, по признанию специалистов Главного управления МЧС по Новосибирской области, является лучшим не только в городе, но и в области. В мае 2007 года музей «Землянка» был награжден Дипломом Главного управления образования мэрии г. Новосибирска «За успешное участие в смотре-конкурсе работы музеев».
Есть у нас и еще одно святое место – памятник воинам-сибирякам, не вернувшимся с войны, находящийся на берегу залива Обского водохранилища. Он был сооружен ветеранами войны и тыла при активном участии педагогов и учащихся школы в канун 20-летия Победы в 1965 году. Наши учащиеся шествуют над ним, ухаживают за памятником и деревьями, высаженными на Аллее памяти. К подножию памятника возлагаются цветы и гирлянды, выставляется почетный караул из числа лучших учащихся школы. Традиционно в канун праздника Победы учащиеся выпускных классов возлагают к памятнику воинам микрорайона «Шлюзы» (бывшего поселка Правые Чёмы), ушедшим на фронт и не вернувшихся с полей войны, гирлянды. У памятника проводятся митинги и минута молчания. Наши воспитанники с большим пониманием и волнением относятся к этому ритуалу.
Наши воспитанники из актива музея регулярно участвуют во всех районных и городских мероприятиях, посвященных патриотическим акциям.
Одним словом, определенная работа по патриотическому воспитанию учащихся проводится, но впереди – еще больший объем работы. Мы не обольщаемся результатами и видим нерешенные проблемы.
В этой деятельности мы помним завет выдающегося отечественного историка и патриота Родины Н.М. Карамзина, который учил: «…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».
|