На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Система гражданско-патриотического воспитания МОУ СОШ № 20

Анна Степановна Варбасевич,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ СОШ № 20 Ленинского района г. Новосибирска

Самые большие подвиги добродетели
были совершены из любви к Отечеству.
Ж.Ж. Руссо

     В феврале 2007 года школа отметила свое сорокалетие. За эти годы в школе сложились свои традиции, обозначилось, как принято говорить, «лицо школы». Мы можем по праву назвать свою школу – школой гражданского становления личности.

     Понятно и естественно, что школа, как государственная структура, призванная обеспечить воспитание ребенка, берет на себя задачу формирования гражданина – патриота своей страны. Цель гражданско-патриотического воспитания педагогический коллектив видит в формировании в каждом ребенке осознания как нравственной ценности – причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Выстраивая систему патриотического воспитания, мы четко осознаем, что позитивных результатов можно достичь лишь в опоре на социально значимые нравственные ценности, такие, как долг, честь, достоинство, ответственность. Нравственный потенциал заключен в людях, поэтому образ воина-защитника был и остается тем материалом, на котором строится воспитание патриотических чувств наших учащихся.

     Считаю, что, совсем не случайно, первый в городе музей, посвященный памяти воинов-интернационалистов, появился в нашей школе. Он создавался в непростые 90-ые годы ребятами, вернувшимися из Афганистана во главе с учителем истории нашей школы Александром Никитичем Григорьевым, бывшим «афганцем». Музей «Афган» был открыт в 1993 году. С этого времени и по сей день его руководителем является Станислава Феликсовна Романова. Участники афганских событий безмерно благодарны ей, за то, что она хранит память об их боевых товарищах и ведет вместе с Советом музея большую просветительскую работу, только за 2006-2007 учебный год в музее побывало более 500 учащихся школ района и города.

     Музей «Афган» – это не только память о погибших, но и живой пример воинского братства, ответственности за тех, кто не вернулся домой. Ежегодно 14 лет подряд с 5 по 15 февраля в школе проходит Декада памяти: уроки мужества, встречи с родными и близкими погибших ребят, соревнования юношей 9-11 классов по силовому троеборью, экскурсии и другие мероприятия. А 15 февраля, по традиции, в музее собираются ветераны афганских событий. Они обязательно встречаются с ребятами на пресс-конференции. Завершаем Декаду литературно-музыкальной композицией «Боль и трагедия – Афганистан».

     Работа музея, организация подобных мероприятий учит детей сопереживать, понимать, что быть защитником – значит быть готовым жертвовать собой.

     Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимает День Победы. Мы стараемся, чтобы наши ученики чувствовали себя причастными к судьбе России, к великому подвигу старших поколений. С этой целью включили ребят в сбор материала к рукописной книге «Память жива», где собраны рассказы, воспоминания тех, кто защищал Родину или трудился в тылу ради Победы. Для некоторых ребят это было откровение, они впервые услышали о том, что их деды и прадеды участвовали в сражениях, дошли до Берлина, были ранены. Восстанавливается нить, которая связывает нас всех единой судьбой, единой историей. Большое значение имеет общение с «живой легендой». Уроки мужества «Проверены судьбой» о Герое Советского Союза Д.А. Бакурове; «Женщина-легенда» о Е.Е. Кисилевой; «Дети войны» о З.И. Савоськиной вызвали неподдельный интерес у ребят. Они увидели уже не молодых, но полных энергии людей. Ребят покорила их гражданская позиция, общественная активность.

     Встречи Ветеранов в майские дни – особое событие для коллектива. Ветераны любят встречаться в нашей школе, так как чувствуют к себе искреннее внимание. Дети к этому дню готовят сувениры, открытки и большой праздничный концерт. Такие встречи не забываются, они формируют у ребят отношение к жизни не потребителя, а активного гражданина, видят перед собой пример преданности долгу, гражданской ответственности. Старшеклассники с удовольствием участвуют в таких встречах, читают для Ветеранов стихи, вместе с ними поют песни военных лет.

     Ознакомление с историей государственных символов России является важнейшей составляющей воспитания гражданственности. В День независимости России во всех классах с 1 по 11 проходит единый классный час «Я – гражданин России». В начальных классах – это беседы «Цвет нашего флага», «Главная торжественная песня моей страны», в 5-7 классах – устный журнал, викторины, тематически связанные с государственной символикой. Старшеклассники готовят к этому дню сообщения о Российских символах, включая факты, эпизоды, характеризующие отношения граждан, воинов, спортсменов к гимну и флагу нашей Родины.

     Формирование активной жизненной позиции – неотъемлемая часть гражданско-патриотического воспитания. Формы включения учащихся в активную деятельность на благо других разнообразны, это акции «Подарок Ветерану», «Я берегу и украшаю свой дом», «Посылка солдату», интеллектуальные игры в детских домах, сбор вещей для социального приюта и другие.

     Расположение школы рядом с Монументом Славы позволяет часто посещать это святое место нашего города. Дети приходят к Вечному Огню 1 сентября, возлагают цветы 9 мая. Но особое значение имеет почетная вахта на Посту № 1. Подготовка и само дежурство дает большие возможности патриотического воспитания. Все происходящее воспринимается детьми очень серьезно. Дежурство не проходит бесследно, в этом убеждаемся спустя годы: на вахту заступают дети наших учеников и воспринимают это также как их родители – не как обязанность, а как честь.

     В школе работает 26 творческих объединений учащихся, каждое из них не замыкается в своем узком кругу, а становится частью общей деятельности школьного коллектива. Так, в год 60-летия Победы воспитанники клуба интеллектуального развития «Мы», руководитель – Н.Н. Якобчук, разработали и провели интеллектуальную игру «Где стоишь, там и поле Куликово»; театр-студия «Софит», руководитель – Н.В. Максимова, поставила спектакль по повести В. Осеевой «Отряд Трубачева сражается»; изостудия, руководитель – О.А. Климина, провела конкурс рисунков «О мужестве, о подвиге, о славе»; поэтический клуб «Элегия», руководитель – Т.А. Скворцова, подготовил театрализованную постановку по мотивам поэмы Твардовского «Василий Теркин»; участники литературной гостиной, руководитель – Г.Г. Гилева, посвятили одно из своих заседаний поэтам военной поры.

     Опытом работы по гражданско-патриотическому воспитанию педагогический коллектив делился на областном семинаре «Школьный музей как социокультурный центр воспитательной работы» для руководителей школьных музеев в 2005 году и на семинаре «Система патриотического воспитания» для заместителей директоров по воспитательной работе и преподавателей основ безопасности жизнедеятельности школ Ленинского района.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru