На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Патриотическое воспитание в школе – опыт и современность


Тамара Васильевна Прилепская,
директор МОУ СОШ № 3 им. Б. Богаткова
Железнодорожного района г. Новосибирска

     Школа – это одна из сложнейших социальных систем. Любая школа, организуя учебно-воспитательное пространство, ориентируется на Закон РФ «Об образовании», на нормативно-правовые документы федерального и регионального значения. Между тем, каждую школу отличают свои ценностные ориентиры, свои направления работы.

     Изменения, которые происходят в стране, влияют как на всю систему образования, так и на каждую школу. Школе в данной ситуации надо выживать, надо развиваться. Коллектив учителей видит выживание школы в сохранении ценностных ориентиров. Школа встала на путь развития, но, не разрушаясь, не отказываясь от «разумного, доброго, вечного», а сохраняя то лучшее, что было накоплено в школе десятилетиями, сохраняя, прежде всего, ценностные ориентиры.

     Муниципальная общеобразовательная средняя школа №3 уникальна и ценна по-своему. Ценность нашей школы состоит в том, что
     – школа находится в здании-памятнике. Это архитектурный памятник каменного зодчества начала XX века. Это здание, охраняемое государством как памятник культуры;
     – здание построено по проекту известного русского сибирского архитектора А. Д. Крячкова. По его проектам построено много зданий в городе, и именно они стали истинным украшением города;
     – в 1957 году ей присвоено имя Бориса Богаткова, ученика нашей школы, поэта-комсомольца, солдата 22 Сибирской дивизии;
     – есть Пост № 1, Пост Памяти Бориса Богаткова и всех солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны;
     – в 1966 году в школе открыт музей Бориса Богаткова;
     – вот уже 90 лет сюда приходят дети, и мы, не выбирая их по уровню развития, учим всех, предоставляя бесплатное образование;
     – созданное в школе учебно-воспитательное пространство, основанное на изучении истории школы и военной истории, развивает, обучает, воспитывает детей, дает эффективные результаты.

     Такими ценностями, как здание-памятник, построенное архитектором А. Д. Крячковым, Пост № 1, музей Бориса Богаткова, 90-летие школы, располагает не каждая школа, в нашем районе она единственная, немного их в городе, а может и в России.

     Своеобразие истории школы, ее исторических знаков определили ценностные ориентиры в организации образовательного процесса школы. Но ценностными ориентирами в школе могут выступать не только исторические знаки, но и сложившиеся направления работы в образовательном пространстве школы.

     В школе приоритетно патриотическое воспитание, что составляет уже традицию. Патриотическое воспитание учащихся – это один из ценностных ориентиров нашей школы.

     Патриотическое воспитание имеет исторические корни. Несмотря на колебания идеологического порядка, проблема формирования патриота остается относительно стабильной в любом государстве. Более того, многие формы воспитательной работы, связанные с формированием патриота, уже возвращаются в практику и трансформируются в более конкретные виды работы в новых условиях. И сегодня актуально не допустить разрыва морально-этических связей между старшими и младшими в процессе патриотического и гражданского становления нового поколения.

     В последние годы все ощутимее проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодежи к далекому и недавнему прошлому нашего Отечества и, прежде всего, к героическим страницам его истории. Это позволяет нам говорить о том, что в молодёжной среде идет спонтанный поиск нравственных и духовных ориентиров. Поддержка и помощь со стороны педагогов может существенно ускорить и оптимизировать этот процесс. Но для этого необходимо предоставить педагогам продуманные и целесообразные программы гражданского патриотического воспитания, вооружить их эффективными технологиями, используя позитивный опыт прошлых лет.

     Имеющиеся документы, фотографии, воспоминания учащихся школы свидетельствуют о том, что в начале 60-х годов патриотическому воспитанию учащихся уделялось большое внимание. В тот период необходимо было общественно-значимыми делами доказать право носить имя героя, имя известного человека.

     Наша школа получила такое право – в 1957 году ей было присвоено имя Бориса Богаткова, ученика нашей школы, погибшего в годы Великой Отечественной войны под Смоленском.

     С тех пор в школе ведется большая работа по сохранению этих традиций. В последующие годы учащиеся школы активно вели поисковую работу о ветеранах 22-ой Сибирской дивизии, собирали материалы о самом Б.А. Богаткове, встречались с родственниками, однополчанами, ездили по местам боёв 22 Сибирской дивизии. Было накоплено достаточно материала, чтобы в 1966 году открыть музей Бориса Богаткова.

     В 1984 году музей реконструировали: сделали витражи, обновили стенды, произвели необходимый ремонт. В 1986 году за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в патриотическом воспитании учащихся музею было присвоено звание «Школьный Музей» и выдано свидетельство № 5717.

     В годы перестройки коллектив учителей и учащихся не отказался от музея, от поисковой работы, а, наоборот, в 1989-91 годах провели вторую реконструкцию музея, полностью его обновив. Сейчас это современно и эстетично оформленный музей, который играет большую роль в патриотическом воспитании учащихся.

     Деятельность музея систематизирована: определены цели, задачи музея; сформулированы принципы и функции; найдены и используются различные формы и методы. Вся работа по патриотическому воспитанию с учащимися начинается на уроке, а потом продолжается на внеклассных и внешкольных мероприятиях.

     В основу педагогического процесса системы положены следующие принципы:
     – общедоступности: адаптивности к уровню подготовки и развития воспитанника;
     – культуросообразности: свободы выбора;
     – единства обучения, воспитания и развития личности;
     – дополнительности;
     – преемственности: дифференциации и индивидуализации; психологического сопровождения;
     – свободы самореализации; самопознания;
     – успешности: сотрудничества взрослых и детей.

     Мы считаем, что педагогическая система школы будет эффективно решать стоящие перед ней задачи по обучению, воспитанию и развитию личности учащихся, имеющей гражданскую и патриотическую позицию, если в ней будет реализован следующий комплекс условий:

     социально-педагогических
     – признание и поддержка опытно-экспериментальной работы администрацией района, общественностью, родителями, учащимися, педагогами;
     – расширение связей с социокультурным окружением района, города, общеобразовательными учреждениями – дошкольными, общеобразовательными, профессиональными, научными коллективами, музеями и т.д.;

     психолого-педагогических
     – определение целей и задач образовательного процесса на всех ступенях (этапах) обучения;
     – приведение в соответствие с целями и задачами содержания образовательного процесса: разработка, апробация и внедрение экспериментальных образовательных программ и учебного плана, годового календарного учебного графика;
     – внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, адекватных целям и задачам системы;
     – обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса (создание психологической службы);

     организационно-педагогических
     – изменение в штатном расписании, подбор и расстановка кадров;
     – создание системы повышения педагогической и психологической, методической квалификации работников;
     – внедрение в управление системы педагогического анализа образовательного процесса;
     – создание научно-методического совета;
     – привлечение к работе специалистов высшей квалификации;

     материально-технических и финансовых
     – оснащение школы специальным оборудованием, техникой, техническими средствами обучения, инструментами, материалами;
     – приобретение множительной техники для тиражирования дидактических материалов, разработок, пособий, рекомендаций и т.д.;
     – материальное стимулирование активных участников ОЭР;
     – поиск спонсоров, заключение договоров со сторонними организациями.

     С 2003 года школа является Областной экспериментальной площадкой по теме «Создание целостной педагогической системы патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения». Патриотическое воспитание учащихся позволяет решать различные проблемы в отношении подрастающего поколения; формировать и развивать у учащихся такие качества, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, позволяет им активно участвовать в решении важнейших проблем обществ. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся будут способствовать решению задач, связанных с возрождением России; патриотически воспитанная молодежь возьмет на себя ответственность за будущее России.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru