На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Патриотическое воспитание средствами сибирской археологии


Елена Львовна Бородовская,
педагог дополнительного образования по археологии
высшей квалификационной категории,
руководитель структурного подразделения НОУ
ДДТ им. В. Дубинина

     В современных условиях проблемы воспитания в целом, и особенно проблемы патриотического воспитания, очень актуальны. В настоящее время государство предпринимает достаточно усилий для того, чтобы патриотическое воспитание вновь заняло достойное место в деле воспитания юного гражданина и патриота России. Доказательством этого является принятые Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания и организация работы по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

     В указанной программе, утвержденной 11 июля 2005 года, большое внимание уделяется военно-спортивным играм, слётам юных патриотов, организации и совершенствованию работы молодежных почетных караулов, постов N 1 мемориальных комплексов, подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, различным соревнованиям по прикладной физической подготовке.

     Одной из мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания является усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин и разработка учебных курсов по истории Отечества. Именно на этой составляющей программы мне бы и хотелось остановиться.

     Дело в том, что содержание гуманитарного образования, в том числе исторического, новые подходы к разработке методик преподавания исторических дисциплин в настоящее время могут способствовать решению широкого спектра проблем патриотического воспитания. Одна из таких дисциплин – археология Сибири. Являясь составной частью исторического образования, археология Сибири позволяет освоить специальную информацию, овладеть методами научного исследования, помогает в выработке научного понимания закономерностей общественного развития. Существующие возможности преобразования в области преподавания археологии Сибири создают условия для вариативности образования и выбора обучения с учетом потребностей как нашей области, так и региона в целом.

     Без сомнения, археолого-краеведческая деятельность способствует формированию чувства любви и патриотизма к своему Отечеству, своей малой Родине. Средствами археологии Сибири создаются возможности для формирования интеллектуальных и практических умений при использовании элементов самостоятельной исследовательской работы, формируется интерес к познавательной и экспериментальной деятельности, создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальных наклонностей школьников и их профессиональной ориентации.

     В системе дополнительного образования детей г. Новосибирска существует несколько коллективов, изучающих археологию Сибири. Старейшими из них, с замечательными традициями, являются клуб юных археологов Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор», историко-краеведческий клуб «Исток-39» (Дом детского творчества «Центральный»), объединение «ИКАР» (Дом детского творчества им. В. Дубинина), клуб юных археологов «Потомки» (Дом детского творчества «Кировский»).

     Системный и комплексный подход к организации и осуществлению деятельности коллективов позволяет педагогам разрешать проблемы не только образовательного порядка, но и способствует формированию активной творческой позиции воспитанников, приобщает их к популяризации краеведческих знаний и охране археологических памятников. Все это способствует складыванию целостной картины истории древней Сибири с учетом местного исторического материала и позволяет использовать предметную область археологии для решения многих воспитательных задач. Формирование ценностных ориентаций, развитие интересов, склонностей и способностей воспитанников очень важно осуществлять в летний экспедиционный период. Соединение полученных теоретических знаний с практическим применением позволяет включить юных археологов в систему познания осмысленно, в доступной форме выработать научное понимание закономерностей развития древнего общества, понять единство основ человеческой цивилизации и культуры. Воспитанники археологических коллективов ежегодно участвуют в научно-практических семинарах и конференциях различного уровня, достойно представляя свои коллективы, а на Всероссийском уровне – свой город, что накладывает серьезную ответственность за личный вклад в исследование. Юные археологи-новосибирцы не однажды были лауреатами Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество», Российского конкурса исследовательских работ учащихся «Юность, наука, культура». Такая форма работы, безусловно, развивает чувство патриотизма и гордость за свою малую Родину.

     Воспитательная сторона исследовательского процесса предполагает усвоение определенных духовных ценностей, бережное отношение к памятникам древней истории и культуры, способствует формированию личностных оценок познанного. При этом мотивация воспитанников, проявляющаяся в их интересе к предмету, теме исследования, обеспечивает внимание к содержанию образования и способам его приобретения. В процессе реализации задач учебной экспедиции решаются многие воспитательные задачи, в том числе такие, как актуализация ценностей.

     На территории нашей области достаточно интересных археологических объектов, где можно организовать летние исследования воспитанников. Одним из таких мест является месторасположение Умревинского острога на территории Мошковского района нашей области . Надо сказать, что к концу первого десятилетия XVIII века территория будущего города Новосибирска оказалась в треугольнике трех острогов – Умревинского, Чаусского и Бердского.

     В 2002–2005 г.г. воспитанники объединения «ИКАР» и студенты НГПУ под руководством сотрудника ИАЭТ СО РАН А.П. Бородовского смогли прикоснуться к тайне этого уникального объекта, приняв участие в археологических исследованиях. В 2003 году, в год 300-летия Умревинского острога, началось его восстановление. И вот уже более трех лет над Умревинской протокой р. Оби возвышается восстановленная угловая набережная башня Умревинского острога. Она стоит там, где триста лет тому назад на территории будущей Новосибирской области появились русские первопроходцы во главе с Алексеем Кругликовым.

     Возведение одной из башен острога было отмечено не только проведением яркого праздника для жителей района и гостей со всей области, но и официальным утверждением в геральдической палате в г. Москве герба района, основой которого стала башня Умревинского острога.

     Именно это удивительное событие, серьезные исследования и восстановление исторического объекта можно считать важным вкладом в процесс патриотического воспитания школьников и молодежи. Весной 2007 года в Администрации Мошковского района была развернута выставка по истории исследований Умревинского острога. Выставка привлекла внимание жителей района, что тоже немаловажно для развития интереса к местной истории, для воспитания чувства гордости за родные места. К большому сожалению, исследования уникального археологического объекта в настоящее время приостановлены. Дорога к месторасположению Умревинского острога, отсыпанная щебнем к началу праздника и приезду губернатора, вновь в плохом состоянии. Редкая туристическая группа отважится по такой дороге добраться до исторического памятника, лишь воспитанники объединения «ИКАР» дважды в год совершают сюда образовательные экскурсии, чтобы почтить память сибирских первопроходцев.

     К началу XVII века почти вся территория Западной Сибири от Обской губы на севере до Тары (1594 год) и Кузнецка (1618 год) на юге стала составной частью Российского государства. Во многом это было обеспечено возведением острогов – первых пунктов российской государственности. Сибирские остроги были не только оборонительными и административными пунктами, но и первыми «очагами» православия на территории Сибири. К концу XVII – началу XVIII столетий русское постоянное население в Сибири в основном освоило таежные районы. На этой обширной территории всего за 80 лет преодолены тысячи километров и возведены десятки зимовий, заимок, деревень, острогов. Одним из них был Бердский острог. Русские первопроходцы возвели его на стрелке между реками Бердь и Обь. Бердскому острогу повезло значительно меньше, чем Умревинскому. Существование города и последующее затопление Новосибирского водохранилища привело к тому, что место, где находился этот южный оборонительный пункт, не сохранилось. Сегодня можно только указать рукой в сторону островов в устья Бердского залива и показать, где ранее находился острог. Известно несколько интересных археологических находок, связанных с существованием Бердского острога. Например, железные ядра от пушек острога, одно из которых хранится в Бердском краеведческом музее.

     В 2007 году исполняется триста лет Бердскому острогу (согласно одной из дат основания). Это очень подходящий повод не только вспомнить о заслугах наших предков, но и начать работу по возрождению острога. Восстановление Бердского острога – это не дань моде, а реальная возможность создать условия для формирования чувства любви к своей малой Родине, патриотизма к своему Отечеству среди учащихся и молодежи. Восстановленный острог мог бы стать учебно-образовательным, историко-культурным комплексом, на территории которого можно осуществлять различные проекты, в том числе используя потенциал свободного времени подрастающего поколения и практически решая задачи патриотического воспитания.

     Создание условий для пробуждения и углубления интереса к истории своей малой Родины, ее истокам на основе осознания органической связи прошлого и современного, ощущения неразрывности единства исторического процесса – одна из важных составляющих патриотического воспитания в современных условиях. Археологические исследования русских острогов, восстановление оборонительных сооружений, создание историко-культурных, образовательных и туристических комплексов позволяет реально осуществлять связь прошлого и настоящего. Такая работа является не только данью памяти нашим предкам, «собиравшим земли Отечества», но и лучшим средством для патриотического воспитания юных сибиряков.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru