На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Организация патриотического воспитания средствами народной культуры


Галина Николаевна Зялик,
директор Центра дополнительного образования «Юные таланты»
Октябрьского района г. Новосибирска

     На протяжении времени изменялся социальный заказ общества в приоритетных направлениях клуба (техническое направление, затем эстетическое направление и т.д.), требования к программам (их научно-методическая и педагогическая обоснованность). Но создание условий для развития личности всегда было определяющим в работе клуба.

     Социально-культурные изменения 90-х годов привели к осознанию необходимости восстановления значимости народной культуры как основы, объединяющей все направления творческих коллективов. И тогда приобщение к традициям, знакомство с народной культурой становится стержневой основой деятельности педагогов клуба.

     Народная культура выбрана неслучайно. Педагогический коллектив считает народную культуру близкой и понятной каждому человеку. Народные духовные ценности заложены самим менталитетом и проявляются на уровне подсознания в ритуалах, в семейном укладе. Благодаря народной культуре, человек усваивает системы ценностей, присущих его народу. Именно она выполняет объединительную, коммуникативную функции, делает народ неповторимым, сплоченным.

     Между тем история развития человеческих цивилизаций показывает, что народная культура, народные традиции, обычаи, песни, танцы, музыкальное и устное народное творчество всегда играли главенствующую, первостепенную роль. Традиционная народная культура – явление удивительно сложное по-своему составу и феноменальное по своей жизнестойкости. Трудно выделить какую-либо сферу жизни человека, которая не имела бы этнических особенностей, восходящих в той или иной степени к традиционной культуре. Праздники и обряды, верования и этикет, система нравственных ценностей, организация труда и отдыха, народная педагогика и медицина – это далеко не полный перечень того, что подразумевается под данным понятием.

     Традиционная культура сравнима с древом жизни, объединяющим прошлое, настоящее и будущее.

     Искаженное или недостаточно развитое представление о себе, своих предках, своих традициях ведет к нарушению социальной адаптации, снижению психологической защищенности.

     С 1996 года клуб начал работу по программе «Социальная адаптация личности и формирование активной гражданской позиции средствами народной традиционной культуры в условиях клуба по месту жительства». В клубе занималось 300 человек детей из разных школ города. Основным участником программы были три коллектива: фольклорный, хореографический, декоративно-прикладного творчества.

     В программу постепенно включались все творческие коллективы клуба. Сегодня клуб активно реализует идею приобщения детей к традиционной народной культуре через разные виды творчества в рамках экологического образования и этнопедагогики. Одной из задач, которая ставится – это привлечь как можно больше детей к занятию творчеством. Для реализации этой задачи была разработана программа отделения народной культуры на базе школы № 185.

     Основные цели программы деятельности состоят в создании условий для психологического, социального и физического оздоровления личности на основе народной традиционной культуры; формирование и развитие личности, характеризующейся национальным самосознанием и высоким уровнем гражданственности.

     В основе деятельности этой программы лежат такие принципы народной педагогики, как:
     – духовность – понимание философских законов народа, духовного мира ребенка, проявление интереса и внимания к его личности, раскрытие и реализация нескольких «Я», живущих в нем;
     – следование законам поведения – организация деятельности ребенка в соответствии с ритмами природы, возрастом, временем и пространством;
     – не принуждать, а побуждать – не торопить события, а позволить им развиваться естественно, действуя на сознание и подсознание детей методами убеждения и пробуждения интереса к истории и культуре своего народа;
     – сотрудничество, сотворчество – дети и взрослые делают одно общее дело, что рождает понятие «гармония общества»;
     – уважение возраста – на Руси это была одна из первых примет интеллигентности;
     – не навреди – не предпринимать насильственных действий для получения скорейшего результата, так как всякое воздействие рождает противодействие.

     Все творческие коллективы, объединенные по нескольким направлениям: техническое, прикладное, театральное, народное, хореографическое, составили единое воспитательно-образовательное пространство, в котором педагоги реализовывают свои программы, направленные на сохранение и развитие здоровья детей, развитие индивидуальных творческих возможностей личности, формирование определенных жизненных потребностей. Личностно-ориентированная и сохраняющая здоровье детей педагогика становится основой деятельности нашего клуба. Сегодня клуб сотрудничает со Славянской Академией и кафедрой ЮНЕСКО по проблемам воспитания на основе народной культуры.

     Мы считаем, что направление выбрано нами правильно, так как это нашло отклик у родителей, детей, школы и общественности.

     С 1997 года Центр начал активное сотрудничество со школой № 185 на основе организации «отделения народной культуры». На сегодня это хорошо структурированная и научно обоснованная программа, которая уже имеет некоторые результаты. Не все складывалось быстро и благополучно, к этому пониманию школа пришла постепенно. Мы начали работу с одного класса, а сейчас весь начальный блок школы работает по данной программе, т.е. происходит 100% охват детей творческой деятельностью. С 3-его класса ведется раздельное обучение мальчиков и девочек по направлениям (создан мужской танцевальный коллектив и ансамбль балалаечников, в которых работают педагоги-мужчины). Это связано с особенностями народного воспитания и подтверждено исследованиями и наблюдениями психолога и педагога, т.к. в результате такого разделения у мальчиков снизилась агрессивность в поведении, и появился интерес заниматься с мужчиной-педагогом.

     В целом, данная программа дала хорошие результаты и сегодня мы можем говорить о дальнейшем развитии через включение в этот процесс среднего звена (на основе досуговой деятельности).

     Сегодня необходимо осознать, что одной из важных форм адаптации детей в окружающем мире должно стать возвращение к вечным ценностям, народным традициям, народным знаниям и памяти – важнейшим механизмам сохранения духовного, душевного и физического здоровья и формирования гражданского самосознания личности.

     Народная культура – эта философская мудрость, выработанная в тысячелетней жизни народа, которая поможет найти гармонию и равновесие в современности, веру в будущее страны и каждой личности и ее патриотического и гражданского самосознания.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru