На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Семья и школа – основы нравственного воспитания подрастающего поколения

Вера Викторовна Сундеева,
заведующая лабораторией
школьного здоровья ГЦОЗ «Магистр»

     «На рубеже тысячелетий происходят перемены в жизни природы и общества. Это время, когда на землю приходят многие одаренные, талантливые люди, могущие жить в едином ритме и гармонии с космическими ритмами, с окружающим миром, гордые за свой народ, свою историю, свою страну, место, где он появился на свет. Творческий потенциал этого поколения проявится в социальной, духовной, культурной, профессиональной деятельности и текущей повседневной жизни.

     Пришло время противопоставить этой идее всеобщей бездуховности наше жизнеутверждающее мировоззрение: вечность духовных и культурных ценностей, веру в светлое и доброе начало в каждом человеке, любовь ко всему живому на Земле и горячее желание стать достойными сынами и дочерьми своего великого народа». (Зверева Р.П., 1999 год).

     В 2006 году в Новосибирской области зарегистрировано 28 300 рождений. Это будущие граждане России.

     Российские ученые много и серьезно размышляют о роли и ответственности, которые возлагаются на семью и школу в воспитании ребенка. Семья является традиционно главным институтом воспитания, обладает естественным потенциалом для того, чтобы заложить в человеке тот физический и нравственный фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться вся его личная, социальная жизнь и деятельность. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

     А школа, как основная социальная среда, в которой находится ребенок, в свою очередь оказывает важное влияние на нравственное становление личности, координируя и дополняя семейное влияние. Школа готовит будущих граждан, которые должны быть не только образованными, но и культурными, здоровыми физически, психически, социально и духовно, должны уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за свои поступки и не ущемляя права и свободу других.

     Нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую значимость, чем умение приобретать знания и применять их на практике. Еще В. Г. Белинский писал: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

     Начало нравственного воспитания – в сердце и уме каждого из нас, в том, как мы видим, чувствуем, оцениваем свой народ, себя и свое место в жизни.

     Особая ответственность за формирование у детей уважительного отношения к окружающим, себе, закону, нормам морали, своему здоровью и личной безопасности, сознательное отношение к учебной деятельности ложится на педагогов.

     Родина, Дом, Семья, Отец, Мать – что может быть теплее этих слов! С ними каждый человек впервые начинает осознавать себя, с ними он растет, взрослеет, учится, работает, заводит семью и воспитывает детей. Вот почему так важно – как человек эти слова понимает, как он их чувствует.

     Чем больше учитель знает о жизни ребенка вне школы, тем лучше он понимает его нужды, тем эффективнее может организовать образовательный процесс, скоординировать усилия школы и семьи в области нравственного воспитания, подсказать правильные решения жизненных задач. А задача медиков, психологов и социальных работников – не подменять родителей, не осуждать их за допущенные ошибки, а активно помогать им в построении правильных отношений с ребенком, в понимании его психофизиологических и возрастных особенностей, а также в осознании вынужденных ограничений по состоянию физического и психического здоровья.

     Без сотрудничества с детьми и их родителями, бабушками и дедушками школа никогда не станет для учащихся вторым домом, а, напротив, всегда будет оставаться чужой. Поэтому проведение в школах разнообразных родительских встреч, семинаров, создание семейных клубов, вовлекающих отцов и матерей в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни, значительно повысят их духовную и психологическую ответственность за нравственное воспитание своих детей. Родители еще раз задумаются о роли родных и любимых в своей жизни, о вечной, непреходящей ценности семьи, рода, о невидимых нитях любви, сочувствия и милосердия. Каждый из родителей сможет глубже познать и раскрыть себя, понять причину мира или разлада в семье, научиться находить выходы из сложных ситуаций, связанных с воспитанием.

     Такое отношение к проблеме позволяет заключить, что нравственное воспитание является делом общенациональной важности, и ответственность за осуществление процесса нравственного воспитания детей ложится на семью и школу. Еще Анри Барбюс, французский писатель и общественный деятель конца 19 – начала 20 века, писал: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru