На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Агрессор или защитник

Лариса Александровна Беляева,
педагог-психолог ГЦОЗ «Магистр»

     Если ребенок дерется с другими детьми и обзывает их, отнимает у них игрушки, кричит и топает ногами, бьется головой, когда что-то запрещают, в сердцах бросает и ломает все, что ему попадает под руку, то о таком поведении можно сказать, что оно носит деструктивный характер. Это проявление агрессии.

     Итак, агрессивное поведение – это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. Агрессия может возникнуть в двух случаях:
     1) как «выученное» поведение, когда ребенок подражает поведению родителей, литературных героев, киноперсонажей или других значимых для него лиц;
     2) как крайняя мера, когда ребенок не имеет возможности правильно отреагировать из-за собственного незнания и неумения.

     Но следует отметить, что предприимчивость, активность, самооборона, напористость, упорство и стремление имеет то же происхождение, что и непослушание, упрямство, жестокость. А борьба может развить дух инициативы или враждебности, может сделать ребенка безвольным или упорным. И на это родителям стоит обратить особое внимание. Для того чтобы помочь ребенку развивать положительные стороны агрессивности, а не взращивать отрицательные, необходимо понять природу агрессивного поведения. Агрессивности характерна многоликость:
     – прямая агрессия – непосредственно направлена против раздражителя;
     – косвенная: а) действия направлены окольным путем на другое лицо (щипки, злобные действия, укусы) и б) действия характеризуются ненаправленностью, неупорядоченностью (крик, ярость, топанье ногами, битье кулаками и головой и т.д.);
     – аутоагрессия – проявляется в самоуничижении и самообвинении;
     – произвольная агрессия – возникает обдуманно, непроизвольная – протекает по типу аффекта (взрыв ярости, гнева);
     – физическая агрессия – протекает с применением физической силы;
     – вербальная агрессия – нанесение словесных оскорблений.

     Характерными особенностями агрессивных детей являются:
     – высокий уровень тревожности;
     – неадекватная самооценка, чаще низкая;
     – отверженность, незащищенность;
     –непокорность, непредсказуемость, дерзость, мстительность, обидчивость.

     Поскольку причиной агрессии являются лишения или ограничения, но, в свою очередь, они отчасти являются и рычагами воспитания, перед взрослыми встает очень серьезный вопрос: «Как помочь ребенку сохранить положительное эмоциональное состояние и социальные связи?»

     Разберем несколько ситуаций:
     1. Очень часто во время споров детей и даже драки вмешательство родителей влияет отрицательно на общение детей. Так как «обиженный» начинает вести себя инфантильно (младше своего возраста), а «обидчик» начинает придумывать себе защиту. Поэтому надо дать возможность детям разобраться самим, это полезный урок. Однако ситуация должна быть под контролем взрослого, и если все же пришлось вмешаться, то резкое слово драчуну и благосклонность к жертве ясно показывают, что забияка проигрывает. Наказание не должно затягиваться надолго. А частые извинения ребенка приучают его к тому, что, извинившись, можно избежать плохой оценки взрослого. Следовательно, это не всегда полезно.

     2. Но если взрослые считают, что лучше не доводить дело до «крайностей», то необходимо ребенка переориентировать на другой тип поведения и другой вид деятельности (предложить любимую игрушку или ту, которую можно кусать, пинать; предложить побегать; бить руками и ногами специальную подушку; рвать бумагу; нарисовать чувство гнева; отвести в другую комнату и предложить высказать все, что чувствует; послушать музыку и т.д.).

     3. Но если драка разгорается, то крайняя мера – взять ребенка за руку и отвести или удержать его за плечи, при этом твердо строго сказать: «Нельзя драться!», «Не драться!» Внимание агрессивному ребенку должно быть ограниченным. Длительные объяснения малоэффективны.

     4. Лишая ребенка любимых игрушек, лучше не растягивать наказание на целый день. Ребенок причину наказания забудет, все мысли его будут сфокусированы на игрушке или любимом деле. Вы, в свою очередь, станете для него обидчиком.


     5.  Если ребенок ломает и бросает игрушки то:
     – не заменять сломанные игрушки сразу на целые и не подбирать обломки, необходимо, чтобы он видел следы своего поведения;
     – полезно каждый раз предлагать ребенку устранить разгром, но не с целью наказания, а с целью воспитания ответственности, со словами: «Ты уже большой (ая), чтобы ….». Затем искренне поблагодарить ребенка за работу.

     6. А когда ребенок использует бранные слова, не надо ругать и угрожать наказанием. Ребенок порой сам не понимает того, что говорит. Необходимо обескуражить ребенка, отнестись к сказанному мягко, добродушно и спокойно. Ведь ласка притупляет оружие.

     Можно объяснить ребенку, что ругаться это также неприлично, как и отрыгнуть за столом. Объяснить кратко, не наказывая. А за бранные слова ребенка при посторонних необходимо извиниться за него и сменить тему разговора.

     7. Телесные наказания неприемлемы, это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка. Наказания вселяют страх, ребенок становится робким, нерешительным, неуверенным. Ребенок приучается бояться родителей, а не уважать. Сначала появляется неприязнь к родителям, а затем ненависть. Возникает неразрешенный конфликт любви и ненависти.

     Наказывая ребенка, родитель становится сам образцом плохого поведения. У агрессивных родителей дети вырастают агрессивными. Телесные наказания могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Ребенок начинает думать, что стоит получить подзатыльник ради того, чтобы позлить родителей и тем самым привлечь к себе внимание. Он ждет наказания ради очистки совести, т.е. согрешил – покаялся. Этим самым снимает с себя чувство вины.

     Телесные наказания требуют меньше всего ума! Задача воспитания – изменить желания ребенка, а не только его поведение!

     Что же способствует укреплению агрессии ребенка?
     Во-первых, скандалы в семье.
     Во-вторых, применение физической силы во время семейных ссор.
     В-третьих, грубое, жестокое общение с ребенком.
     В-четвертых, привлечение ребенка к просмотру жестоких спортивных состязаний, боевиков, сцен насилия.
     В-пятых, одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликтов: «А ты дай ему сдачу», «И ты ударь», «И ты отбери».

     Как помочь ребенку преодолеть детскую агрессию, но при этом вырастить защитника?!
     1. Обратить внимание на игры. В игре ребенок осуществляет свои мечты, фантазии, страхи.
     2. Адекватно оценивать возможности ребенка.
     3. Предоставлять малышу самостоятельность там, где он может справиться сам.
     4. Следить за тем, какой пример вы подаете ребенку.
     5. Быть внимательным к чувствам, словам, желаниям ребенка.
     6. Уметь идти на компромисс.
     7. Обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, что его привлекает, что отталкивает.
     8. Быть последовательным в воспитании.

     P.S. Главное, помните, что в сложной работе родителя не бывает выходных!!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru