|
Людмила Михайловна Лепина,
директор Городского центра
мониторинга образования г. Новосибирска
|
Качество кадрового обеспечения муниципальной системы образования г. Новосибирска по итогам аттестации педагогических и руководящих работников в 2006-2007 учебном году
Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация образования требуют и нового подхода к определению уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников. Подготовка и переподготовка, получение дополнительного образования «Менеджмент и образовательное право», постоянное обновление знаний и умений становятся одной из самых актуальных проблем конкурентоспособности в сфере общественного производства вообще и образования в частности. Профессионализм педагогического и руководящего работника становится решающим фактором обеспечения качества образования.
Одним из средств реализации этих задач является аттестация, поскольку она призвана стимулировать рост педагога как профессионала и, следовательно, повышать продуктивность педагогического труда. Необходимость аттестации педагогов, в процессе которой не только диагностируется уровень профессиональной компетентности работника, но и определяются перспективные направления, неоспорима.
В настоящее время в г. Новосибирске насчитывается 17 066 педагогических и руководящих работников муниципальных учреждений образования. За последние 5 лет продолжается незначительное снижение числа работников (на 1 июня 2006 года – 17 114 человек), за 2 года на 5%.
По районам города распределение числа педагогических и руководящих работников выглядит следующим образом:
Ленинский район |
3150 |
18% |
Калининский район |
1975 |
12% |
Кировский район |
1946 |
11% |
Дзержинский район |
1627 |
10% |
Октябрьский район |
1723 |
10% |
Советский район |
1709 |
10% |
Заельцовский район |
1296 |
8% |
Железнодорожный район |
977 |
6% |
Центральный район |
1075 |
6% |
Первомайский район |
869 |
5% |
Учреждения образования Главного управления |
719 |
4% |
Педагогических и руководящих работников, имеющих квалификационные категории, в 2007 году насчитывается 15 346 человек (90% от общего числа педагогических и руководящих работников). В 2005 году – 14 652 (84,6%), в 2006 году – 14 856 (87%), наблюдается тенденция стабильного увеличения числа работников, имеющих квалификационные категории (ежегодно на 3%). Не имеют квалификационные категории 10% работников – 1 720 человек.
Из числа аттестованных имеют:
высшую квалификационную категорию – 4 634 – 27% (2006 год – 4 615 (27%));
первую квалификационную категорию – 7 001 – 41% (2006 год – 7 075 (41%));
вторую квалификационную категорию – 3 711 – 22% (2006 год – 3 166 (19%)).
Общее число педагогических и руководящих работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории, остается на достаточно высоком уровне 68% (2006 и 2007 год) – 67,6% (2005 год), что дает право предполагать о наличии высокого творческого потенциала коллективов образовательных учреждений города.
По районам города данный показатель выглядит следующим образом:
Ленинский район |
2361 |
75% |
Железнодорожный район |
724 |
74% |
Центральный район |
795 |
74% |
Заельцовский район |
930 |
72% |
Первомайский район |
624 |
72% |
Советский район |
1208 |
71% |
Калининский район |
1321 |
67% |
Кировский район |
1201 |
62% |
Дзержинский район |
1013 |
62% |
Октябрьский район |
1063 |
62% |
Учреждения образования Главного управления |
395 |
55% |
Наибольшее число работников с высшей и первой квалификационной категорией в Ленинском районе – 75%, Железнодорожном районе – 74%, Центральном районе – 74%,Заельцовском районе – 72%.
Из общего числа руководящих работников – 1 791 (10% от числа всех педагогических и руководящих работников) – имеют квалификационные категории 1 585 человек (97%).
Без квалификационных категорий работают 3% руководителей (по учреждениям образования 131 человек), что является нарушением Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников (для руководящих работников процедура аттестации на первую квалификационную категорию является обязательной (пункт 1.4.)). Наибольшее число руководителей без квалификационных категорий в Ленинском районе – 34 человека. По всем районам города наибольшее число руководителей без квалификационных категорий приходится на заместителей по административно-хозяйственной работе.
Следует отметить, что при общем сокращении числа обучающихся в образовательных учреждениях города и реорганизации ряда образовательных учреждений количество руководящих работников в текущем году увеличилось на 0,2%. Сохраняется высокая сменяемость заместителей руководителей в образовательных учреждениях города.
Среди педагогических работников (15 275 человек) имеют квалификационные категории 13 761 человек (90%), не имеют – 1 514 человек (10% педагогов).
В 2006-2007 учебном году прошли процедуру аттестации 3 279 педагогических и руководящих работников (19% от общего числа), в том числе педагогических работников 2 940 (90%) и 339 руководителей (10%).
На высшую квалификационную категорию аттестовано 1 056 работников (916 педагогов и 140 руководителей), на первую квалификационную категорию 1 410 работников (1 211 педагогов и 199 руководителей), на вторую квалификационную категорию 813 педагогов.
Данные по итогам аттестации за последние пять лет представлены в таблице № 1.
Таблица №1
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Всего |
2754 |
3197 |
3682 |
4171 |
3279 |
Высшая |
768 |
967 |
1055 |
1425 |
1056 |
Первая |
1194 |
1466 |
1633 |
1933 |
1410 |
Вторая |
792 |
764 |
994 |
813 |
813 |
В 2006-2007 учебном году 52% работников (от числа аттестованных) впервые присвоена квалификационная категория, повторно прошли процедуру аттестации – 48% аттестуемых.
Новые требования, предъявляемые к оценке качества деятельности учреждений образования, переход на новую систему оплаты труда, участие в различных проектах и профессиональных конкурсах, реализуемых в рамках национального проекта «Образование», предполагают и новый уровень руководителя и педагогического коллектива учреждения в целом, следовательно, и высокие требования, предъявляемые к аттестации педагогических и руководящих кадров.
В соответствии с утвержденными дополнениями и изменениями по процедуре подготовки и проведения аттестации педагогических и руководящих работников (письмо Департамента образования Новосибирской области «Об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Новосибирской области» от 03.10.2007 № 923) к основным критериям на присвоение квалификационных категорий отнесены:
– использование современных образовательных технологий, методик, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и во внеурочной деятельности по предмету;
– позитивная динамика учебных достижений обучаемых;
– позитивные результаты воспитательной работы по учебным предметам и во внеурочной деятельности;
– обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
– участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.
В связи с указанными дополнениями отделам (управлениям) образования администраций районов необходимо обеспечить контроль соблюдения порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников, контроль соответствия аттестационных материалов требованиям заявленной квалификационной категории, своевременно доводить до сведения педагогов обо всех изменениях, связанных с процедурой аттестации.
Несомненно, происходящие изменения по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории приведут к повышению качества предоставляемых образовательных услуг, совершенствованию управления качеством образования в городе Новосибирске.
Наверх |