На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Городской центр развития образования. Практика. Проблемы. Перспективы

Олег Николаевич Щербаненко,
кандидат педагогических наук,
директор Городского центра развития образования
г. Новосибирска

     Роль и значение научно-методического обеспечения процесса перехода образования на качественно новый уровень трудно переоценить.

     Именно методические службы призваны осуществить технологический переход и смену критериальной оценки эффективности всей деятельности системы образования в зависимости от реальных показателей качества.

     Задачи, возникающие сегодня перед учреждениями общего образования, требуют формирования у их руководителей новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, бережного сохранения традиций в образовании. В связи с этим потребность в переосмыслении целей, содержания, организации, технологии дополнительного профессионального образования руководителей образовательных учреждений становится государственной проблемой.

     Важным шагом (2000–2006 гг.) и достаточно эффективным условием решения этой задачи явилось создание научно-методического комплекса – Института управления развитием образования на базе Городского центра развития образования и факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования НГПУ, которые сохранили ведомственную принадлежность и вошли в состав ИУРО в качестве ассоциированных членов.

     Следует отметить особенности созданного научно-методического комплекса.

     1. Большая, чем у других образовательных структур, взаимозависимость от потребностей практики, управленческих структур и ориентация на их заказ. Этот фактор играет существенную роль при организации работы по созданию образовательных программ.

     2. Важным условием обеспечения жизнеспособности такой структуры является ее многофункциональность, обеспечивающая реализацию не только образовательной, но и целого ряда вспомогательных функций, направленных на поддержание и обеспечение научно-практических потребностей руководителей учреждений образования, в частности, информационной, исследовательской, консультационной, проектировочной, внедренческой, экспертной и др.

     3. Процесс повышения профессиональной компетенции руководителей учреждений образования, выстроенный в личностно-ориентированной, гуманистической парадигме.

     В содержание деятельности муниципальной методической службы положены принципы сетевой организации, где каждый участник, член сообщества может взаимодействовать с каждым на условиях объективной востребованности, самостоятельно определяя формы, жанры, форматы взаимодействия.

     Таким образом, происходит процесс сложения кадровых, интеллектуальных, материальных ресурсов в решении общих задач и проблем. Полномочия и ответственность делегируются через совместные решения ассоциаций, творческих групп, методических объединений.

     Координация деятельности, определение приоритетов происходит не на основе волевого решения, а на базе взаимной заинтересованности в достижении конечного результата – повышения профессионального уровня педагога и через это – повышения качества образования.

     Целями управленческой деятельности ГЦРО являются:
     – обеспечение организационного, мотивационного единства сотрудников ГЦРО, в том числе филиалов, как коллектива единомышленников;
     – определение политики руководства, обеспечивающей развитие ГЦРО в целом на ближнюю и дальнюю перспективы по основным направлениям: ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое и др.); научно-методическое обеспечение; социально-психологическое обеспечение, создание благоприятного климата.

     Критерии эффективности ММС

     1. Направленность деятельности на реальную, научно-прогнозируемую перспективу работы.

     2. Востребованность реализуемых образовательных программ, применение полученного образования в профессиональной деятельности.

     3. Инвестиционная привлекательность службы (желание инвестировать в проекты средства грантов муниципального, регионального и российского уровней).

     4. Уровень организации, координации и сопровождения инновационной и опытно-экспериментальной работы, в том числе создание и поддержка в актуальном состоянии баз данных по инновационной деятельности.

     5. Оперативность получения, предъявления и распространения актуальной образовательной информации с использованием всех средств связи: предоставление возможности делиться опытом, публиковать материалы по различным аспектам деятельности ОУ в изданиях ГЦРО и на сайте ГЦРО; развитие и распространение опыта ресурсных центров на базе ГЦРО; регулярность обращения педагогов в центр юридической поддержки и педагогическую справочную службу.

     6. Активность участия в конкурсах и проектах, разработанных и внедряемых на базе ГЦРО.

     Основные направления деятельности научно-практических лабораторий. В основу конструирования модели деятельности научно-практических лабораторий и методических филиалов ГЦРО нами заложены принципы гармонизации, функционального соответствия, сотрудничества и заявительного характера, обоснования и аргументации в выборе приоритетов, сложения технологических и методических ресурсов в решении общей задачи развития и инновационного обновления муниципальной системы образования. В настоящее время в структуре ГЦРО функционируют 8 структурных и 3 модульных лаборатории.

     В соответствии с современными тенденциями развития образования и с учетом опросов педагогической общественности города и его жителей возникают новые направления деятельности Городского центра развития образования, открытие новых структурных и модульных лабораторий.

     Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования. В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций.

     Целью работы лаборатории «Новосибирсковедение» является содействие реализации национально-регионального компонента содержания образования в г. Новосибирске посредством создания учебно-методического комплекса «Новосибирсковедение».

     Лаборатория прогнозирования развития и обновления содержания образования в рамках исследования «Формирование муниципальной модели перехода на профильное обучение» осуществляет научно-методическую и исследовательскую деятельность по реализации моделей обучения и вариативности профилей, по разработке моделей сетевого взаимодействия ОУ и ресурсных центров районов.

     С целью повышения роли общественных институтов в управлении образованием в ГЦРО ведется работа по созданию и координации различных ассоциаций, творческих групп и сетевых сообществ педагогов г. Новосибирска, среди них:
     – профессиональное объединение учителей русского языка и литературы по проблемам анализа художественного текста;
     – творческая группа методистов и руководителей районных объединений по начальному образованию, инициаторов и организаторов олимпиады и городского конкурса исследовательских работ младших школьников;
     – объединение работников дошкольного образования, работающих в инновационном режиме в рамках педагогического проекта «Сообщество»;
     – сетевое сообщество учителей математики по организации дополнительного математического образования (в форме дистанционного обучения);
     – творческая группа учителей математики и информатики, работающих в рамках обогащающей модели обучения по проекту «Математика. Психология. Интеллект» и др.

     C целью обеспечения инновационного характера сферы образования ведется целенаправленная работа по созданию условий для инновационной деятельности учреждений образования. С 2001 года ГЦРО ежегодно проводит конкурсы учебно-методических материалов по актуальным проблемам современного образования, по результатам которого сформирована и продолжает пополняться база адресов передового опыта образовательного пространства Новосибирска. Растет количество участников конкурса.

     По результатам конкурса лаборатория организационно-методической деятельности проводит педагогические мастерские, знакомит педагогов Новосибирска с инновационным опытом образовательных учреждений.

     Образовательная деятельность занимает важное место в работе ГЦРО и представлена курсами для руководителей, заместителей руководителей ОУ, методистов районных филиалов ГЦРО и других категорий педагогических работников по 12 программам дополнительного профессионального образования (лицензия Администрации Новосибирской области № 012451 от 16 декабря 2003 г.).

     Текущая деятельность ГЦРО отражается на страницах ежемесячных изданий: «Педагогическое обозрение», «Интеллект Клуб», «ИМиДЖ», «Дошкольник» и на официальном сайте.

     Уровень качества деятельности ГЦРО подтверждают результаты участия в работе Международных образовательных выставок «УчСиб» на Сибирской ярмарке (12 Больших золотых медалей и 15 Малых золотых медалей, 2 памятных знака управления образования мэрии Новосибирска «За большой вклад в развитие муниципальной системы образования»).

     Наличие сети методических филиалов позволяет осуществлять адресную помощь учителю, оперативно снимать конкретные затруднения в педагогической деятельности, стимулировать работу учителя, выводя его на более высокий уровень.

     Ведущие направления в развитии образования могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов, воспитателей образовательных учреждений различных типов и видов.

     В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогической практики.

     В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях.

     В содержании работы методических учреждений все большее место стали занимать информационная, диагностическая, аналитическая, организационно- и учебно-методическая, экспериментальная, прогностическая, научно-исследовательская, инновационно-внедренческая, экспертная, издательская деятельность.

     В последнее десятилетие в образовательных учреждениях приоритетной становится инновационная деятельность, развивается опытно-экспериментальная работа, связанная с широкомасштабным экспериментом по различным направлениям модернизации образования.

     Муниципальные методические учреждения принимают участие в проведении и анализе результатов мониторинга эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования, в анализе результатов участия выпускников школ района, города.

     Мэрией Новосибирска, Главным управлением образования предпринят ряд последовательных организационных мер, призванных не только сохранить, но и дать возможность развития муниципальной методической службы в условиях вступления в силу с 01.01.2005 г. новой редакции Закона РФ «Об образовании».

     Постановлением мэра Новосибирска (№ 1489 от 31.12.2004 г.) районные методические центры, кабинеты были преобразованы в филиалы Городского центра развития образования, за которыми были закреплены занимаемые помещения и оборудование.

     Был определен перечень организационных мер по открытию филиалов и утверждено «Положение о территориальном (районном) филиале Городского центра развития образования», где определены цели, задачи, основные направления деятельности, принципы и условия функционирования, структура и штатное расписание.

     К основным направлениям деятельности районных филиалов ГЦРО отнесены: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная, мониторинговая, проектная, издательская.

     Определен функционал основных и привлеченных сотрудников филиала, закреплены ответственные по следующим направлениям: методисты по дошкольному образованию, по начальному образованию, по библиотечному фонду, по специальному образованию, по информационным технологиям и мониторингу, по психолого-социально-педагогической работе, по воспитательной работе, организации интеллектуальных игр, по инновационной деятельности, олимпиадному движению, городским конкурсам, выставке УЧСИБ, по образовательным областям, по аттестации педагогических кадров; ответственные за планирование деятельности филиала ГЦРО, за организацию профильного обучения, за работу с научными консультантами в учреждениях образования района, за развитие редакционно-издательской деятельности в учреждениях образования района; координатор курсовой подготовки (НИПКиПРО, ФПКиППРО, ГЦРО).

     Перспективы развития муниципальной методической службы на 2007–2010 годы. На основании изучения современного состояния муниципальной системы образования и определения приоритетов тактического и стратегического характера в ее развитии, начата работа по созданию «Концепции развития муниципальной методической службы г. Новосибирска на 2007–2010 гг.».

     Основные перспективы развития научно-методического комплекса:

     1. Активизация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в муниципальной системе образования.

     2. Содействие развитию системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров.

     3. Организация, координация и научно-методическая поддержка деятельности центров (опорных школ) сетевого взаимодействия по направлениям:

     – профильная школа;
     – нормативно-правовая база по государственно-общественному управлению и менеджменту в образовании;
     – гуманитарное образование;
     – здоровьесбережение.

     4. Поддержка деятельности профессиональных сообществ педагогов города с целью повышения роли общественных институтов в управлении образованием.

     5. Обеспечение приоритетов российского образования в рамках деятельности Института управления развитием образования.

     6. Совершенствование форм и методов функционирования дистанционного методического центра.

     7. Активизация деятельности, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам воспитания молодежи:
     – организация курсовой подготовки для классных руководителей;
     – проведение тренингов по проектированию педагогической деятельности;
     – проведение семинаров по моделированию интеллектуальных игр;
     – анализ деятельности и разработка актуальных проектов ГЭП;
     – воспитательная работа в условиях поликультурной среды.

     8. Формирование консультационного центра юридической поддержки в муниципальной системе образования и педагогической справочной службы.

     9. Обеспечение регулярного и оперативного освещения в печатных и электронных изданиях различных аспектов образовательной деятельности.

     10. Совершенствование системы планирования, прогнозирования, мониторинга и экспертизы процесса развития муниципальной системы образования Новосибирска.

     11. Расширение сотрудничества с методическими службами региона и России, в том числе:
     – обобщение опыта работы методических служб и институтов повышения квалификации по проблемам конкурсного и выставочного движения (Учсиб, Кемеровский региональный ИПКиПРО);
     – организация совместных проектов, апробация инновационных технологий;
     – содействие продвижению учебников на образовательный рынок города (совместная работа по проектам «Перспективная начальная школа», «Истоки», совместный выставочный проект с издательством «Академия»);
     – организация регионального филиала научно-методического журнала «Русская словесность» и других периодических педагогических изданий.

     Прогнозируемые результаты развития научно-методического комплекса муниципальной системы образования. Созданная модель научно-методического комплекса позволит привести муниципальную методическую службу в соответствие с требованиями времени, изменившейся ситуации в образовании, действующего законодательства.

     На основании мониторинговых исследований будут подготавливаться проекты управленческих решений концептуального и программного характера, способные в соответствии с имеющимися ресурсами предпринимать взвешенные, реализуемые на практике шаги по развитию и инновационному обновлению муниципальной системы образования.

     Предъявленная модель организационных и содержательных аспектов деятельности муниципальной методической службы отвечает современным тенденциям развития образования.

     Концепция развития методической службы города создается с учетом положений новой редакции Закона РФ «Об образовании», приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы.

     Содержательная модель муниципальной методической службы создана с учетом сочетания принципов сетевой организации, управляемости системы, гармонизации отношений внутри системы и ее внешних связей.

     В качестве главного критерия результативности, эффективности деятельности муниципальной методической службы определено решение вопросов по повышению профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов и руководителей, а через это и на решение главной задачи – повышение качества образования.

     Аргументация тактических и стратегических изменений организационной модели обусловлено необходимостью перманентной адаптации ее к современным социально-экономическим, социокультурным и социально-политическим изменениям в обществе и государстве.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru