На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Из опыта работы Городского центра образования и здоровья «Магистр»

Нина Александровна Склянова,
доктор медицинских наук, профессор,
директор Городского центра образования и
здоровья «Магистр» г. Новосибирска
Елена Владимировна Кушнеренко,
заместитель директора по научно-методической работе
Городского центра образования и
здоровья «Магистр» г. Новосибирска

     Здоровье – это драгоценность и, притом, единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни…

     В 90-х годах ушедшего столетия возросло внимание к здоровью подрастающего поколения и роли образования в формировании личности ребенка и охране его физического, психического, духовно-нравственного здоровья.

     Постановлением мэра № 1054 для охраны здоровья детей и подростков и реализации здоровьесберегающего образовательного процесса в школах и детских садах города 15 октября 1995 года Управлением образования был открыт Городской центр образования и здоровья «Магистр».

     Сегодня Городской центр образования и здоровья «Магистр» является одним из признанных лидеров среди учреждений образования и здравоохранения по вопросам охраны здоровья детского населения Новосибирска.

     Деятельность Центра осуществляется при научной поддержке ведущих ученых Российской академии медицинских наук, прежде всего академика Влаиля Петровича Казначеева, а также ученых Новосибирского государственного медицинского университета, Новосибирского государственного педагогического университета и других научно-педагогических коллективов и учреждений Новосибирска и Новосибирской области.

     Современный «Магистр» – это творческий, высокопрофессиональный коллектив, междисциплинарная служба охраны здоровья, включающая специалистов разных профессиональных сфер: педагогики, психологии, медицины. В Центре работают педагоги дополнительного образования, практические психологи, дефектологи, логопеды, врачи-педиатры, наркологи и психиатры.

     Ведущей и приоритетной является деятельность ГЦОЗ «Магистр» по организации в учреждениях образования города безопасной среды и здоровьесберегающей деятельности, сохранение, укрепление, восстановление здоровья учащихся и работников муниципальной системы образования, что актуализировано проблемой ухудшения здоровья детей в условиях школьного образования, задачами Концепции модернизации российского образования.

     В современной ситуации ГЦОЗ «Магистр» решает ряд сложных научно-методических и организационно-практических задач, направленных на создание в Новосибирске устойчиво развивающейся системы охраны здоровья подрастающего поколения.

     Структурно центр «Магистр» представлен следующими подразделениями.
     Городская психолого-медико-педагогическая консультация.
     Лаборатория инновационных технологий (библиотека и медиатека).
     Лаборатория здоровья школьников.
     Лаборатория дошкольного и предшкольного образования.
     Лаборатория практической психологии образования.
     Лаборатория профилактики социогенных заболеваний.
     Оздоровительно-реабилитационное отделение.

     Городская психолого-медико-педагогическая консультация создана в апреле 1997 года в целях комплексного обследования детей с особенностями развития. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности данной структуры. За это время более 6,5 тысяч детей получили помощь у специалистов. Педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, врачи оказывают детям и подросткам города специализированную комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: экспертная диагностика актуального состояния здоровья и уровня психического развития детей, имеющих трудности в обучении, общении, самоопределении; психолого-педагогическая абилитация детей-сирот, воспитанников детских домов г. Новосибирска, психолого-педагогическое консультирование детей, подростков, а также родителей и педагогов по актуальным вопросам развития и здоровья подрастающего поколения; психолого-педагогическое просвещение специалистов муниципальной системы образования, администрации и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, родителей, воспитанников и обучающихся в целях повышения осведомленности и компетентности в области вопросов развития ребенка, его здоровья и предупреждения различных нарушений и заболеваний.

     За 2006 год сотрудниками ПМПК были индивидуально проконсультированы 209 специалистов образовательных учреждений г. Новосибирска, 45 родителей, 42 ребенка. Кроме того, консультативную помощь в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями получили 645 родителей и 308 специалистов муниципальной системы образования.

     Лаборатория инновационных технологий осуществляет деятельность по поиску и внедрению в широкую педагогическую практику передовых технологий, программ, проектов по вопросам охраны здоровья участников образовательного процесса. 1 сентября 2005 года в ГЦОЗ «Магистр» открылась библиотека специальной педагогической, психологической, медицинской, управленческой и другой литературы. Библиотечный фонд постоянно пополняется новой литературой. Библиотечный фонд доступен каждому специалисту муниципальной системы образования. К услугам педагогического сообщества литература по вопросам организации школ здоровья, безопасности личности в системе образования, управления процессами здоровьесбережения, коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения здоровья и развития, а также воспитанниками детских домов.

     В библиотеку и медиатеку ГЦОЗ «Магистр» за 2006 год обратились и работали с литературой, повышая свою профессиональную компетентность, 523 читателя. Это сотрудники ГЦОЗ «Магистр», руководители и педагоги образовательных учреждений города.

     Лаборатория здоровья школьников на протяжении более десяти лет оказывает методическую, образовательную и информационную помощь руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений города в разработке, апробации и внедрении в практику программ укрепления и сохранения здоровья учащихся.

     Для педагогов и руководителей образовательных учреждений в 2006 – 2007 учебном году специалисты лаборатории организовали и провели 14 обучающих семинаров; 22 методические консультации.

     В городском конкурсе социально значимых проектов разработанный в лаборатории проект «Аллея здоровья» получил грант. В рамках областного конкурса социально значимых проектов на 2007 год, на Ярмарке НКО НСО совместно с лабораторией дошкольного и предшкольного образования был представлен другой проект лаборатории – «Социально-оздоровительные технологии как пути реабилитации глухих детей».

     Таким образом, лаборатория последовательно, конструктивно решает поставленные цели и задачи, являясь методическим центром для образовательных учреждений города в решении общенациональной проблемы сохранения здоровья населения России через реализацию концепции «Здоровый ребенок – здоровая семья – здоровая нация».

     С первого дня открытия Центра работала лаборатория раннего развития в целях достижения высокого качества и разнообразия дошкольных образовательных услуг, внедрения в дошкольную практику инновационных программ и технологий. Сегодня она реорганизуется в лабораторию дошкольного и предшкольного образования. За 12 лет работы более двух с половиной тысяч детей-дошкольников получили квалифицированную помощь врачей, психологов и педагогов.

     Только за прошлый учебный год на семинарах, организованных специалистами лаборатории, повысили свою квалификацию и получили удостоверение 67 педагогов. 426 специалистов муниципальной системы образования посетили научно-практические семинары, приняли участие в работе методических объединений (массажисты, инструктора ЛФК, психологи ДОУ). Методические консультации получили 30 человек. Благодаря работе сотрудников лаборатории свою родительскую компетентность повысили 180 человек (в рамках родительских собраний).

     Лаборатория практической психологии образования находится в ситуации становления. Она создана в целях повышения качества психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и создания условий психологической безопасности личности в системе образования, что является актуальной задачей Концепции модернизации образования. Практические психологи проводят консультации для детей и родителей по вопросам развития и воспитания ребенка, социально-психологические тренинги и реабилитационные мероприятия для педагогов города в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.

     Содействие созданию в образовательных учреждениях города условий, гарантирующих защиту прав личности обучающегося, его психологическую и физическую безопасность, сохранение, укрепление и восстановление здоровья всех участников, осуществлялось в течение учебного года через образовательную деятельность с целью повышения психолого-педагогической компетентности работников образования; профессиональное консультирование педагогов-психологов ОУ; деятельность по профилактике синдрома эмоционального сгорания и коррекции профессиональной деформации личности работников ОУ дошкольного и основного образования; проведение общегородских мероприятий: круглый стол в рамках марафона «Всемирный день психического здоровья» по теме «Развитие службы практической психологии», участие и выступление на городских, региональных и общероссийских конференциях «Проблема школьной дезадаптации», «Здоровье школьников – профилактика социально значимых заболеваний» (г. Тверь), «Модернизация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей в Курганской области» (г. Курган), «Актуальные проблемы службы психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования Новосибирской области», «Здоровый ребенок – здоровье нации».

     В целях психологической поддержки личности специалистами лаборатории подготовлены и проведены семинары для педагогов ДОУ, ОУ, социальных педагогов, психологов «Особенности обучения взрослых», «Школьная психодиагностика», «Повышение профессиональной компетентности педагогов по оказанию психолого-социальной помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным детям и членам их семей». Подготовлены и проведены выступления по темам «Роль педагога-психолога в формировании благоприятного для ребенка образовательного пространства ДОУ», «Повышение роли семьи и школы в воспитании ЗОЖ», «Ранняя профилактика семейного неблагополучия», «Проблемы адаптации детей в образовательных учреждениях Новосибирска». Разработаны и регулярно в течение года проводятся занятия по программе «Профилактика эмоционального выгорания и реабилитация педагогов», «Учитель и проблемы дисциплины: работа с «трудными» детьми».

     Специалистами лаборатории совместно с методистами-психологами районных отделов ГЦРО разработаны критерии эффективности работы специалистов службы, перечень обязательной документации, единый годовой план мероприятий специалистов службы практической психологии образования г. Новосибирска. В рамках этого плана проведены информационно-проектные семинары «Роль методической службы в условиях инновационного развития образования», «Нормативно-правовая база в работе методиста-психолога, направления деятельности», обучающий семинар «Профессиональное портфолио специалиста МСППП службы», открытые районные мероприятия для специалистов города: «Психологические аспекты духовно-нравственного развития психолога» – заседание творческой группы специалистов Ленинского района, «Презентация профессий» – занятие на базе лицея № 22 Железнодорожного района.

     Анализ посещаемости проведенных в этом направлении мероприятий позволяет говорить о низкой сплоченности профессионального сообщества на городском уровне. Этому способствуют объективные причины: отсутствие методистов-психологов в Дзержинском, Калининском, Центральном районах. А так же субъективные – игнорирование совместной работы методистами Железнодорожного, Кировского, Октябрьского районов.

     Лаборатория профилактики социогенных заболеваний среди несовершеннолетних решает сложную практическую задачу построения муниципальной межведомственной системы охраны здоровья детей и подростков «группы риска». Врачи-наркологи, педагоги и психологи оказывают консультативную и лечебно-реабилитационную помощь в сфере наркопрофилактики.

     За 1999-2006 годы на курсах повышения квалификации для педагогов, социальных и медицинских работников, сотрудников охранных служб прошли обучение свыше 12 тысяч специалистов. С марта 2003 года Коллегией управления образования мэрии лаборатория профилактики социогенных заболеваний ГЦОЗ «Магистр» утверждена в качестве методического центра управления образования по наркопрофилактике.

     За 10 лет работы лаборатории совместно с органами УФСНК, УВД, сотрудниками наркологической службы и комитета по делам молодежи повысили родительскую компетентность в вопросах наркопрофилактики свыше 6 тысяч человек. В 2007 в организации родительского всеобуча стали принимать активное участие территориальные органы самоуправления.

     Решение вопросов охраны здоровья детей начинается с заботы о здоровье педагога. С момента своего открытия специалисты Центра уделяют огромное внимание вопросам сбережения и восстановления здоровья работников образования. Медицинский массаж, фитнесс, лечебная физкультура, диагностика состояния здоровья и ресурсов личности, психологическое консультирование и многое другое предлагается педагогическому сообществу города. Оздоровительно-реабилитационное отделение – структурное подразделение ГЦОЗ «Магистр», открытое в октябре 2006 года с целью оздоровления и реабилитации работников образования и детей города, профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов и руководителей муниципальной системы образования. Отделение принимает работников образования, в том числе с детьми с четырехлетнего возраста, учащихся образовательных школ г. Новосибирска, пенсионеров – бывших работников образования. Профиль оздоровительно-реабилитационного отделения – терапевтический, работа осуществляется по амбулаторному типу.

     За 2006-2007 учебный год оздоровление и реабилитацию прошли 416 человек, в том числе работники образования – 270, дети – 146 человек.

     Приоритетным направлением деятельности Центра является повышение квалификации специалистов муниципальной системы образования. Наиболее востребованными и популярными в педагогическом сообществе являются следующие образовательные программы:
     – «Моделирование школы здоровья (медико-психолого-педагогические аспекты создания безопасной здоровьесберегающей среды)»;
     – «Здоровьесберегающие подходы к образовательно-воспитательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях»;
     – «Профилактика аддиктивного поведения среди учащихся»;
     – «Организация проведения наркопрофилактики в системе школьного образования»;
     – «Социализация, интеграция и семейное жизнеустройство воспитанников детских домов, школ-интернатов и социальных приютов»;
     – «Повышение профессиональной компетентности педагогов по первичной профилактике суицидального поведения детей и подростков в условиях детского дома, школы-интерната»;
     – «Основы ЛФК и особенности физического воспитания детей с нарушением здоровья в условиях образовательного учреждения»;
     – «Специфика воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста»;
     – «Современные образовательные технологии на уроках физической культуры»;
     – «Адаптивная физическая культура».

     В 2006/2007 учебном году в ГЦОЗ «Магистр» количество участников конференций, семинаров, круглых столов, методических объединений удвоилось по сравнению с прошлым годом и составило 4127 человек, прошли обучение 13 молодых специалистов муниципальной системы образования.

     Научно-методические и педагогические консультации по вопросам «Теория и практика использования здоровьесберегающих подходов и технологий в образовательной среде», «Вопросы охраны здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности», «Дополнительное образование в условиях модернизации муниципального образования» получили 272 человека.

     В библиотеке и медиатеке ГЦОЗ «Магистр» работало более 523 читателей (сотрудники ГЦОЗ «Магистр», руководители и педагоги образовательных учреждений города), повышая свою профессиональную компетентность.

     Коллектив ГЦОЗ «Магистр» неоднократно награждался большими золотыми медалями УЧСИБ, МЕДСИБ, СПАССИБ, Благодарственными письмами губернатора и мэра за большой вклад в дело по профилактике, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru