На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Система повышения квалификации педагогических кадров во Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

Анатолий Леонидович Куравский,
директор Дворца творчества детей и
учащейся молодежи «Юниор»
г. Новосибирска

     Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» – открытая социально-педагогическая система.

     Создание открытой системы непрерывного профессионального образования педагогов, специалистов учреждений дополнительного образования – важнейшая задача деятельности нашего учреждения.

     Сегодня готовность специалиста-практика к организации образовательного процесса основана не только на специальной подготовке к определенному виду деятельности, но и на глубоких психолого- и социально-педагогических знаниях, широкой профессиональной и общей культуре. Труд педагога полифункционален и включает в себя работу с ребенком в выбранном им виде деятельности: формирование его общей культуры, расширение кругозора, воспитание личностных качеств, развитие творческих способностей. Поэтому профессиональные компетенции педагога также носят полифункциональный характер, включая личностные качества, специальную подготовку, педагогическую подготовку, педагогическую культуру.

     Обеспечение психологизации образовательного процесса – одно из ведущих направлений в процессе квалификации. Л.С. Выготский в свое время выдвинул принцип: «педагог важен не сам по себе, а лишь в той мере, в какой он направляет деятельность ребенка».

     Переход от монофункциональной подготовки педагога – когда он мог только передавать учебный материал – к полифункциональной, когда педагог должен постоянно работать в режиме эксперта, аналитика, исследователя, приводит к выходу на междисциплинарную подготовку слушателей: психологическую, исследовательскую, социальную, нормативно-правовую.

     Еще одна особенность, которая позволила нам расширить границы содержания курсов, школ, – занятия, тренинги, связанные с психокоррекцией, арттерапией.

     Происходящие изменения в образовании влияют и на определение ключевых детерминантов систематизации процесса повышения профессиональной квалификации педагогических кадров:
     – расширение диапазона педагогических операций в образовательной деятельности творческих объединений;
     – внедрение новых образовательных технологий, способствующих интеграции дополнительного образования в общую систему непрерывного образования.

     Школы профессионального роста, функционирующие в нашем учреждении, ориентированы на деятельностный подход, когда педагог вовлекается в процесс самоанализа, самоопределения, самодеятельности. В ДТД УМ «Юниор» сложилась целостная система повышения квалификации педагогических кадров.

     Специалисты ДТД УМ «Юниор» организуют работу городских школ профессионального роста.

     При разработке содержания и организации работы городских школ профессионального роста ДТД УМ «Юниор» плодотворно сотрудничает с Главным управлением образования мэрии, Новосибирским государственным педагогическим университетом, Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Музеем истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, Новосибирским государственным краеведческим музеем, научно-мемориальным центром Ю.В. Кондратюка, образовательными учреждениями города, а также специалистами различных областей знаний.

     Слушателями городских школ профессионального роста, организуемых ДТД УМ «Юниор», являются заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, вожатые, педагоги дополнительного образования, руководители районных штабов активов детского самоуправления, руководители детских общественных организаций, руководители клубов интеллектуального развития, руководители школьных пресс-центров, руководители туристических клубов, руководители школьных музеев.

     Городские школы профессионального роста, организуемые специалистами ДТД УМ «Юниор»
     Школа «Исток» (вожатые, руководители районных штабов актива детского самоуправления, педагоги, работающие с активом детского самоуправления).
     Школа «Начало» (начинающие педагоги дополнительного образования лаборатории «Детское движение» ДТД УМ «Юниор», начинающие руководители первичных организаций городской молодежной, детской общественной организации «Созвездие лидер»).
     Школа «Лидер» (детский актив самоуправления).
     Школа законодательных инициатив (детский координационный совет городской молодежной, детской общественной организации «Созвездие лидер»).
     Школа «Педагог клуба» (педагоги дополнительного образования Центров дополнительного образования Новосибирска).
     Школа «Профессионального роста педагога дополнительного образования» (педагоги дополнительного образования Домов и Центров детского творчества).
     Школа «Доверие» (педагоги дополнительного образования города, педагоги учреждений общественного воспитания).
     Школа классных руководителей (классные руководители общеобразовательных учреждений города).
     Педагогическая лаборатория «Сотрудничество» (заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений города).

     Для педагогов дополнительного образования Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» действуют следующие школы профессионального роста:
     – Школа «Основы конструктивного управления»;
     - Школа психологического просвещения «Развитие»;
     – Студия современной педагогики «Профессионал».

     Педагог дополнительного образования – самый ценный ресурс, а его педагогический потенциал – предпосылка к конкурентоспособности образовательного учреждения.

     Школы профессионального роста, организованные ДТД УМ «Юниор», ориентированы на заинтересованность в саморазвитии и самосовершенствовании наших специалистов. Мы не ставим основной целью развитие всех профессиональных компетенций, а делаем ориентиры на такие профессиональные навыки, как:
     – выявление, изучение, обобщение инноваций в педагогической практике;
     – овладение знаниями о современных образовательных тенденциях;
     – реализация механизмов развития учреждения посредством исследовательской деятельности и т.д.

     Поэтому целью школ профессионального роста является содействие в профессиональном становлении педагога путем повышения грамотности в сфере педагогических исследований. В связи с этим на современном этапе актуализируется проблема развития творческого потенциала педагогов в процессе освоения педагогических инноваций.

     В рамках школ профессионального роста реализуются два блока: аналитико-прогностический и опытно-экспериментальный.

     В своей совокупности названные блоки составляют модель, последовательная реализация которой обеспечит успешное освоение предложенных тем и позволит создать механизм, обеспечивающий устойчивое развитие учреждения. Использование в работе основополагающих принципов функционирования студии определит ее успешную реализацию:
     – плановость;
     – непрерывность процесса повышения квалификации;
     – взаимосвязь содержания повышения квалификации и стоящих перед учреждением задач;
     – ориентация на активные методы обучения.

     Для эффективной реализации программ школ профессионального роста используются интерактивные методы обучения: тренинги, работа в группах, ролевые игры, дебаты, деловая игра и т.д.

     Данные методы информационно богаты, целенаправленны в силу активной роли участников. Возрастает роль слушателя в поиске и анализе информации, ее переработке и выработке на ее основе определенного решения, внимание акцентируется на творческом поиске и самостоятельном решении определенной проблемы. Важно то, что в ходе работы школ профессионального роста слушатель становится не только ее участником, но и соавтором.

     Для осуществления контроля и самоконтроля слушателям предлагается:
     – тематическое содержание занятий, описанное в программе студии, которую получает каждый участник;
     – комплекс заданий по вопросам исследовательской деятельности;
     – рабочие листы, которые заполняются в процессе совместной деятельности и т.д.

     Таким образом, основное назначение школ профессионального роста – формирование у руководителей и педагогов готовности к работе в режиме развития и инноваций, освоения современных образовательных технологий и т.д.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru