Большие ожидания от реализации проекта информатизации системы образования
|
Вера Гавриловна Перкова,
директор Областного центра информационных технологий,
руководитель проекта ИСО в Новосибирской области
|
|
Неля Андреевна Ким,
заместитель директора по учебно-методической работе
Областного центра информационных технологий,
заместитель руководителя проекта ИСО
в Новосибирской области
|
В данной статье мы хотим поделиться опытом реализации проекта информатизации системы образования (далее – ИСО) в Новосибирской области.
Проект ИСО реализуется Национальным фондом подготовки кадров (НФПК).
По содержанию проект связан с Федеральными целевыми программами (ФЦП): «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 год)». В рамках этих программ была создана инфраструктура информатизации: резко увеличилось число образовательных учреждений, оснащенных компьютерной техникой и подключенных к глобальной телекоммуникационной сети.
Цель проекта – повышение эффективности системы образования, возрастание качества и доступности образовательных услуг, базирующихся на использовании современных информационных и коммуникационных технологий; содействие в создании условий для информатизации школы, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентации образовательной системы на вхождение в глобальное информационное общество.
Все входящие в проект ИСО работы распределены по трем компонентам:
Компонент (А) – учебные материалы нового поколения;
Компонент (В) – профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования;
Компонент (С) – создание системы межшкольных методических центров.
В Новосибирской области в настоящее время ведутся работы по компонентам В и С (далее – работы НФПК):
1) повышение квалификации работников образования в сфере ИКТ и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности;
2) внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательными учреждениями и муниципальными органами управления образованием;
3) внедрение системы межшкольных методических центров.
Областной центр информационных технологий (ОблЦИТ) является базовой организацией, региональным координационным центром (РКЦ), координирующим работы по всем вышеперечисленным направлениям.
ОблЦИТ был создан Департаментом образования Новосибирской области в 1997 году с целью внедрения информационных технологий в работу структур управления образованием и образовательных учреждений Новосибирской области.
ОблЦИТ сегодня – это сформировавшееся учреждение, которое активно реализует стратегию информатизации российского образования, разрабатывает и внедряет информационные технологии в систему образования Новосибирской области.
Планируется, что после окончания работ в рамках проекта ИСО будет:
– создано 44 межшкольных методических центра;
– сформирована базовая ИКТ-компетентность у более 10 000 педагогов области;
– автоматизирована управленческая деятельность в 100 образовательных учреждениях области;
– развернута СДО Новосибирской области;
– все ОУ области будут иметь свои сайты, созданные в конструкторе школьных сайтов фирмы Е-Паблиш;
– начата работа по созданию программ информатизации и проведению комплекса мероприятий по продвижению педагогических инициатив;
– создана база для регионального контента.
Единый ограниченный срок окончания работ поставил нас в условия создания единой комплексной программы реализации проекта ИСО в Новосибирской области. Учитывая, что все вышеперечисленное необходимо сделать до мая 2008 года, пришлось в первую очередь решать организационные задачи по созданию сети РКЦ-ММЦ, а также задачи повышения квалификации персонала ММЦ и работников образования. В РКЦ массово шла подготовка самих методистов РКЦ, создавались дистанционные курсы и апробировалась СДО в реальном режиме. Много трудностей было связано с созданием учебных программ для проведения процесса обучения по траектории, которая строится для каждой группы слушателей. Она базируется на анализе уровня знаний в области ИКТ этой группы и учитывает потребность района и региона в целом. В учебных траекториях отразилась работа по созданию единого информационного пространства, которое объединяет сайты всех образовательных учреждений Новосибирской области, с целью информационного обмена и презентации себя в сети Интернет. Только созданная система РКЦ-ММЦ позволила нам запланировать до конца октября создание сайтов более 1 100 ОУ. Большой объем работы проводится в направлении апробации программного комплекса «Хронографпроф», предназначенного для автоматизации управленческой деятельности ОУ начального и среднего профессионального образования (училище, лицей, колледж, техникум).
При этом, решение задач повышения квалификации, создание СДО, поставку оборудования и создания сети для информационного обмена мы рассматриваем как системную работу РКЦ совместно с отлаженной работой созданных ММЦ.
На базе расширенных ММЦ (РММЦ) успешно проходит обучение в очной форме, постепенно осваиваются дистанционные формы обучения. Хотелось бы отметить работу всех областных ММЦ и работу Городского центра информатизации «Эгида» (РММЦ г. Новосибирска), который охватывает более 200 ОУ города.
На сегодняшний день много уже сделано и процесс информатизации в регионе продвинулся намного вперед:
1. Разработана «Программа модернизации методической службы Новосибирской области».
2. Отлажена система взаимодействия РКЦ с ММЦ.
3. Создана система из 28 ММЦ.
4. Принято решение об оснащении на 2 миллиона рублей 5 расширенных ММЦ за счет Федерального бюджета. (Приказ Федерального агентства по образованию № 1695 от 12.09.07 года «Об утверждении по результатам отбора перечня ММЦ по проекту «Инфраструктурное обеспечение системы ММЦ»).
5. Решается вопрос об оснащении всех ММЦ из средств консолидированного бюджета.
6. Создана и функционирует в рамках проекта СДО база данных по накопительной системе.
7. Ведутся работы по созданию ДАТА-Центра Новосибирской области, который позволит создать информационное ядро ведомственной сети передачи данных, объединяющем все учреждения Новосибирской области, в котором будут размещены все информационные ресурсы, необходимые для системы образования НСО.
8. 15 дистанционных курсов выложено в Интернет.
9. Подготовлено к печати 9 методических пособий для учителя.
10. Подготовлен персонал ММЦ – директора ММЦ и две группы тьюторов – преподавателей-методистов.
11. Успешно повысили свою квалификацию в области ИКТ более 4 000 работников образования (с июня 2006 года).
12. Первые 100 слушателей закончили обучение в СДО по различным курсам.
13. Более 800 сайтов ОУ созданы в конструкторе школьных сайтов. (Планируется до конца октября увеличить их количество до 1200).
Конечно же, без отлаженной и оперативной работы директоров и тьюторов всех ММЦ, без правильных управленческих решений Департамента образования Новосибирской области и Главного управления образования мэрии г. Новосибирска мы не достигли бы таких результатов.
Мы не можем говорить о том, что после окончания проектов (май 2008 года) процесс информатизации в регионе будет завершен, так как впереди еще больше работы со всеми, кто повысил свою квалификацию в области ИКТ, со всеми ОУ, которые начали движение в направлении информатизации. Это работа, связанная с преломлением сознания людей, ломкой старых стереотипов, направлена на формирование работника образования нового уровня. Ведь новые формы работы (дистанционные, по накопительной системе, использование ЦОРов, современных мультимедийных досок и оборудования, а также электронных образовательных ресурсов) – это революционный переворот в сознании основной массы работников образования. Для осознания требуется время. Мы должны добиться того, чтобы «самостоятельная работа школьника, его работа в группе, обмен материалами с учителем и другими партнерами проходили не только в реальном общении, но и через Интернет». Мы оптимисты… Реально мы видим, что процесс информатизации в регионе движется вперед как снежный ком, не останавливаясь. Уже одно то, что по области заявлено более 900 заявок на дистанционные курсы – ради этого стоит жить и работать.
Хотелось бы подробнее остановиться на организационных и методических аспектах, трудностях и проблемах по каждому направлению с целью обмена опытом, который может иметь практическую ценность для руководителей проектов по информатизации образования в регионах, начинающих работу в этом направлении, но это предмет отдельного разговора или тема еще одной статьи.
|