На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
Наталья Владимировна Кохан,
заместитель директора
по научно-методической работе НГПЛ;

Ирина Николаевна Обухова,
кандидат филологических наук,
руководитель Информационно-аналитического центра НГПЛ;

Ирина Валентиновна Гуляйкина,
педагог-психолог,
заведующая кафедрой педагогики и психологии НГПЛ


Система повышения квалификации в образовательном учреждении
(из опыта работы Новосибирского городского педагогического лицея)


     Современный процесс повышения квалификации имеет тенденцию к поиску новых форм и многоуровневой системы повышения квалификации. При этом использование потенциала конкретного ОУ на современном этапе является приоритетным. В этом смысле педагогический лицей является той практической площадкой, где на разных уровнях и в реальном времени происходит развитие знаний, способностей и навыков в сферах мышления, мотивации, практического применения инновационных педагогических практик.

     Среди организационных условий, обеспечивающих повышение квалификации в лицее, выделим две группы: внутренние и внешние. К внутренним условиям относятся организация и проведение семинаров, разработка авторских программ спецкурсов, подготовка публикаций, написание самоанализа педагогической деятельности и совершенствование УМП, УМК, участие в работе проблемных лабораторий и центров, тренинги и консультации. Внутренняя сторона усиливается процессом взаимодействия разных участников образовательного процесса: вновь поступивших в лицей педагогов и педагогов, работающих в лицее длительное время. К внешним условиям отнесем предъявление к экспертизе результатов педагогической деятельности на открытых методических семинарах, уроках, в образовательных проектах и конкурсах, в выставочной и издательской деятельности, результатов деятельности Центров мониторинга, Информационно-аналитического и консалтингового.

     Педагогический новаторский опыт редко оставался без внимания со стороны управления образованием, общественности. Проблемным всегда было, во-первых, технологичное его описание, во-вторых, организация процесса усвоения и освоения главных элементов, определяющих уникальность именно этого опыта. А самым трудным всегда была и остается способность педагога осуществлять реальную деятельность на основе освоенного новаторского опыта.

     Изначально в концепции лицея заложена мысль о том, что содержание образовательной практики педагога лицея определяется не столько знанием-представлением о ценностях лицея, сколько активным образом жизни в самой «корпорации знающих». Таким образом, обозначена ведущая идея развития педагогического мастерства учителей всех поколений в лицее: развитие возможно только в условиях взаимодействия, где все учатся у всех в процессе организации и проведения коллективного дела.

     Однако рефлектировать и описывать коллективную деятельность в аспекте индивидуально-личностном – процесс сложный. И его результаты всегда представляются учителям как менее значимые, чем реальная практика. А ведь практическое значение педагогических новшеств наиболее ценно для общества только в том случае, если конкретный педагог-практик может постоянно рефлектировать свою деятельность, теоретически ее обобщать, уметь предъявлять для любой аудитории. Несомненно, что грамотное выстраивание понимания собственного опыта для любой аудитории, передача собственных педагогических техник в режиме реального времени не исключает способности такого педагога воспринимать образцы и иного педагогического опыта. Таким образом, коллективное становится присвоенным личностно педагогом в НГПЛ только в процессе разного рода рефлексии и изменений практики.

     Механизмом управления процессом совершенствования педагогического мастерства становится проектирование общественных систем лицея, способствующих повышению качества данного процесса. Ассимиляция почти всех членов коллектива в различные внутренние организационные структуры, так же как вхождение лицея в образовательные программы города, становятся главным условием совершенствования педагогического мастерства каждого конкретного педагога. Организационно-управленческая роль рядового педагога в коллективном деле всего лицея диктует ему необходимость приобретения рефлективного опыта и ведет за собой качественные изменения в индивидуальной практике.

     Для обеспечения устойчивости системы повышения квалификации, логики развития лицея не в традиционном направлении циклического воспроизведения, а в инновационном направлении, когда вследствие качественных изменений в компонентах и структуре образовательное учреждение приобретает способность достигать более высоких, чем прежде результатов образования, совершенствуются структурные подразделения лицея. Наряду с предметными кафедрами, действуют новые общественные структуры: Центр мониторинга качества образования, Информационно-аналитический центр, лаборатория современных педагогических технологий, лаборатория по проблемам воспитательной работы, лаборатория дошкольного образования.

     Возглавляют Центры и лаборатории педагоги, которые целенаправленно и последовательно изменяют свою классно-урочную практику в результате активного участия в подготовке и проведении семинаров. Эти педагоги начинают профессионально заниматься исследованием содержания образовательного процесса в ОУ. Поэтому предметом деятельности Центров и лаборатории становится мониторинг общественного запроса образованию, мониторинг актуальных направлений развития образовательного процесса в лицее и имеющихся ресурсов. Результативность деятельности Центров и лабораторий ставят каждого педагога в ситуацию, когда невозможно исключить из практики своей профессиональной деятельности эти результаты. Следовательно, участие в работе, проводимой Центрами, лабораториями также способствует переводу теоретических знаний в практическую деятельность педагога.

     Одной из наиболее распространенных форм совершенствования педагогического мастерства является проведение семинаров. Как правило, в образовательном учреждении тематика семинаров определяется заместителем директора по учебно-воспитательной или научно-методической работе. После этого распределяется круг вопросов, литература среди педагогического коллектива. Подобный способ организации и проведения приводит к расширению теоретических знаний, но не всегда мотивирует к изменениям в педагогической практике.

     В педагогическом лицее выбор тематики семинаров опирается на результаты коллективного проектирования очередного этапа Программы развития НГПЛ. На этапе коллективного проектирования (создания ежегодной комплексно-целевой программы) в результате обсуждения нерешенных проблем формулируются цели и задачи на новый учебный год. Решение этих задач требует приращения теоретических знаний, поэтому тематика семинаров присваивается каждым педагогом и определяет зону его ближайшего развития.

     На основе этого педагог готов принимать активное участие в разработке вопросов семинара, проведении микроисследования, готов взять на себя любую общественную роль, гарантирующую результативность семинара. Исполнив эти роли, учитель приобретает новый управленческий и организаторский опыт во внеурочной деятельности, который позволяет ему совершенствовать свою педагогическую деятельность на уроке. Таким образом, происходит не только теоретическое приращение знаний, но и перевод этих знаний в практическую составляющую успешной деятельности педагога. Участие в коллективной деятельности становится главным условием, формирующим потребность самостоятельного приращения знаний.

     О реальном повышении квалификации педагога свидетельствуют результаты его профессиональной деятельности, зафиксированные в самоанализе. Каждый год при написании самоанализа у педагога формируются умения, необходимые для представления самоанализа во время аттестации на квалификационную категорию. Логика содержания самоанализа позволяет педагогу видеть перспективы развития собственной профессиональной деятельности. Следовательно, самоанализ становится самостоятельной единицей в системе методической работы лицея.

     Подготовка публикаций способствует профессиональному росту учителя, помогая ему в поиске источников информации. При этом происходит перевод устной речи в письменную, что способствует повышению уровня осмысления собственного опыта профессиональной деятельности.

     Высокий результат образования в первую очередь зависит от мотивационной основы деятельности участников этого процесса. С одной стороны, от желания и убежденности в необходимости хорошо учиться, приобретать стабильные навыки у обучающихся, с другой стороны, от потребности педагогов высокопрофессионально и качественно организовывать образовательную деятельность. Поэтому система повышения квалификации в лицее строится на обеспечении условий для возникновения соответствующих мотивов у педагогов.

     Значительное влияние на формирование системы повышения квалификации оказывает организационная культура лицея. Под влиянием организационной культуры складывалось поведение в коллективе. Организационная культура лицея представлена миссией лицея, портретом современного педагога и общеорганизационными поведенческими стандартами. Фактически это – концентрированное выражение философии и политики, провозглашаемых и реализуемых лицеем.

     Система повышения квалификации стала эпицентром развития педагогического лицея. Система повышения педагогического и управленческого мастерства педагога вышла из подчиненной и обслуживающей роли, и сама стала ассимилировать всю учебную, воспитательную и управленческую деятельность НГПЛ, сделав её предметом анализа и проектирования. Такая система работы по внутреннему повышению квалификации обеспечивает в лицее стабильный кадровый состав с нужными образовательному учреждению навыками, обеспечивает непрерывное погружение учителя в условия реализации относительно образцового опыта, что позволяет, ориентируясь на зону ближайшего развития молодого педагога, осуществлять опережающую его подготовку.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru