Система повышения профессионального мастерства учителя
|
Татьяна Дмитриевна Трубина,
заместитель директора по УВР
Второй Новосибирской Гимназии
|
Каждый из нас по достижении определенного возраста вступает на тропу учения и следует ею ровно столько, сколько есть у него желания и стремления постигать новое, искать и находить ответы на сложные вопросы. Все следуют по школьному маршруту в определенные этапы своей жизни: и те, кому сегодня 70 лет, и те, кому только исполнилось семь. Но одни вспоминают пройденный путь с грустью, а другие сожалеют о том, что «жизнь невозможно повернуть назад» и ждут с нетерпением встречи со своими одноклассниками и учителями.
Многие из нас, вчерашних учеников и сегодняшних педагогов, неоднократно задавали себе вопрос: «Что значит быть мастером своего дела?» Я искренне убеждена в том, что быть Учителем – это и значит быть мастером, творцом человеческих судеб.
Коллектив гимназии объединяет единомышленников, любящих детей и способных к слаженной совместной работе, творческому разрешению и критическому осмыслению различных ситуаций, связанных с воспитательным и образовательным процессами. Педагогам гимназии свойственен высокий уровень профессионализма, хорошая образовательная подготовка, значительный творческий потенциал, стремление к самосовершенствованию и развитию.
Формы повышения профессионального мастерства учителей Второй Новосибирской Гимназии разнообразны. Прежде всего, они представлены курсовой подготовкой на базе НИПКиПРО, НГПУ, ИМО ОблЦИТ, посещением выездных семинаров в других городах России (Красноярск, Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Москва, Обнинск), участием в конкурсах профессионального мастерства.
При решении вопросов повышения квалификации педагогов внутри гимназии нами используются такие формы работы, как:
– групповое обучение;
– работа в проблемных и творческих микрогруппах, методических объединениях, на кафедрах, наставничество, консультирование, психологические тренинги.
Особо эффективными и по-настоящему активными нам кажутся следующие формы повышения квалификации:
– методический ринг;
– педагогическая мастерская;
– методическая панорама;
– деловая игра.
Методический ринг – одна из разновидностей дискуссии. Методический ринг проводится в том случае, когда существует несколько полярных точек зрения на волнующую коллектив проблему. Мы заранее продумываем и формулируем вопросы для обсуждения. Каждая из сторон готовит аргументы в защиту своей позиции. Ринг дает прекрасную возможность выявить профессиональный уровень, общую эрудицию и культуру его участников. Тема одного из педагогических рингов в начальной школе была такой – «Нужно ли обучение без отметки?», «Самоуправление или соуправление?»
Педагогическая мастерская – одна из форм обобщения и распространения своего профессионального опыта учителей-наставников среди молодых коллег. Мастерская может быть узкопредметной направленности, например, по литературному чтению или математике, а может пройти в форме мастер-класса учителя по разрабатываемой им методической теме, например, «Использование информационных технологий на уроках в классах начальной школы».
Методическая панорама – организационная форма вовлечения учителей в процесс обмена опытом с последующим внедрением наиболее удачных идей и подходов в практику обучения и воспитания. Учителя знакомятся с передовым педагогическим опытом, учатся избегать наиболее часто встречающихся ошибок. Методическая панорама сопровождается показом специально подобранных видеоматериалов, оформлением тематических стендов, выставок. Наиболее эффективно у нас прошли панорамы: «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьника», «Педагогические традиции: вчера, сегодня, завтра».
Деловая игра – форма вовлечения в активную деятельность и нестандартные ситуации учителей-практиков. В процессе игры каждый может выступить в позиции методиста, разрабатывающего в группе с другими учителями ту или иную технологию, способ решения воспитательных задач. Либо становится в функциональную позицию исследователя, включаясь в совместное решение той или иной теоретической проблемы, проживая сам процесс построения ведущей идеи. В форме деловой игры проходило осмысление проблем: «Критериальный комплекс оценки деятельности педагогов гимназии», «Новые ценности в образовании».
Упомянутые формы повышения профессионального мастерства способствуют тому, что освоенные учителем в процессе повышения квалификации знания приобретают для него ценность самостоятельно добытого и «пережитого» знания. А это и является показателем профессионального роста и развития личности учителя.
Школа – это маленькая модель большого мира. В ней сосредоточены его противоречия, чаяния и надежды людей. Какой будет школа сегодня – таким станет мир завтра.
В школе не учатся – в ней живут. Постигают добро и зло, плачут и смеются, учатся верить и надеяться. Узнают, чтобы задуматься. Строят свои храмы науки и надежды, каждый в соответствии со своим ростом и фантазией.
В школе не работают – в ней или творят, или мучаются.
Школа любит и принимает всех. Пусть сегодня станет она храмом любви, уважения и сотрудничества, чтобы наши внуки жили на мирной свободной планете.
|