Система управленческой поддержки развития профессиональной компетентности учителя
|
Елена Геннадьевна Чернышенко,
заместитель директора по УВР
высшей квалификационной категории
гимназии № 14 «Университетской»
г. Новосибирска
|
Школа сегодня особенно нуждается в учителе нового типа, как по личностным, так и по профессиональным качествам. Современное развитие образования показывает, что для школы наступает новый этап связи науки и практики. Он состоит в том, чтобы создавать условия для развития профессиональной компетентности, что является важным фактором успешности учителя и качества его работы. Необходимо научить учителя самого решать эффективным способом текущие школьные проблемы, не ущемляя при этом интересы всех участников образовательного процесса. Это является основным направлением научно-методической работы в нашем образовательном учреждении.
Совершенствование в гимназии № 14 «Университетская» инфраструктуры, способной создать новую ситуацию – единства творчества и свободы, способствует формированию совершенно нового учителя.
Целью развития инфраструктуры выступает создание условий для развития профессиональной компетентности учителя. Определены следующие задачи:
– разработка программ сопровождения деятельности учителя;
– привлечение потенциала школьных служб для оказания поддержки учителя;
– совершенствование диагностики профессиональных возможностей учителя;
– совершенствование системы повышения квалификации учителей на основе современных подходов;
– создание системы моральных и материальных стимулов педагогической деятельности;
– оказание помощи учителям во внешней профессиональной активности (участие в конкурсах, проектах, курсах повышения квалификации и др.);
– использование ресурсов спортивно-оздоровительной базы школы для оздоровления учителей.
Инфраструктура гимназии по развитию профессиональной компетентности учителя предусматривает следующие элементы:
1. Диагностика профессиональных возможностей. Вся деятельность по развитию профессиональных возможностей учителей строится на основе диагностики, так как профессионализм учителя – это широкий спектр психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений, а также культурно-нравственный облик. Знание индивидуальных особенностей учителей помогает администрации эффективно использовать их творческий потенциал, своевременно оказывать необходимую помощь и поддержку. Диагностика проводится по следующим направлениям: творческий потенциал; успешность учителя; мотивация педагогической деятельности; стиль педагогической деятельности; отношение к опытно-экспериментальной работе; способность к творческой деятельности и др.
2. Школа молодого учителя. Школа работает для молодых и начинающих (работающих первый год в нашей школе) учителей и рассчитана на три года обучения. Программа деятельности «Школы молодого учителя» направлена на повышение педагогической компетентности молодых и начинающих учителей, отражает специфику деятельности школы. Особое внимание уделяется созданию комфортной обстановки.
3. Школа педагогического мастерства. Одним из важных условий успешной работы педагога в современной школе становится владение педагогической техникой как совокупностью приемов, способствующих гармоничному единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения, что обеспечивает его удовлетворение от профессиональной деятельности.
4. Школа учителя-исследователя. Программа деятельности по данному направлению разработана с учетом опыта работы нашего образовательного учреждения и других инновационных образовательных учреждений и рассчитана на тех учителей, которые могут самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью. Состав слушателей формируется на основе диагностики профессиональных возможностей учителя, при этом учитываются личные желание учителя, а также производственная необходимость (иногда приходится убеждать учителя в том, что он способен заниматься педагогическим исследованием, т.к. у таких учителей бывает завышенный уровень требований к себе, неуверенность в своих силах). Исследовательская деятельность позволяет учителю укрепить положительное отношение к своей профессии, получать удовлетворение от ее результатов и процесса.
5. Творческие группы. Формирование временных и постоянных творческих коллективов осуществляется ежегодно, исходя из индивидуальных запросов учителей и проблем школы. Свободный выбор учителя по реализации творческих потребностей способствует психологическому благополучию и профессиональному росту. Участие в работе творческих групп по апробации безотметочного обучения в 1-2 классах, разработке школьных целевых программ, по формированию гуманитарной образовательной среды, апробации новых учебно-методических комплексов по разным предметам позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов, усилить взаимосвязь педагогической науки и практики на уровне гимназии.
6. Программа развития учителя. Программа развития учителя внедряется в гимназии третий год. Этому предшествовала большая подготовительная работа: проведение диагностики педагогических возможностей учителей; выбор структуры программы; изучение опыта работы других учебных заведений. Программа развития учителя представляет собой пакет информационных материалов об учителе, включающих: стаж, образование, результаты аттестации, систему повышения квалификации, обобщенную диагностику, самодиагностику, результаты внутришкольного контроля, обобщение опыта работы, презентацию личных увлечений, рекомендации по дальнейшему профессиональному росту и перспективам роста компетентности учителя.
7. Научно-практические конференции, семинары. Ежегодно разрабатывается тематика научно-практических конференций, которые проводятся два раза в год, одна из них – выездная. Среди приглашенных и выступающих – ведущие специалисты города и области по обсуждаемой проблеме. Тематика проблемных семинаров обсуждается на заседании Научно-методического совета школы и соответствует индивидуальным запросам учителей, а также вопросам, вытекающим из задач школы, что обеспечивает профессиональные потребности учителя. НПК и семинары объединяются в рамках общего направления научно-методической работы в течение учебного года, например, «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Формирование имиджа учителя».
8. Система моральных и материальных стимулов:
– присуждается звание «Учитель года», «Классный руководитель года» с вручением удостоверения и ценного подарка, «Почетная грамота гимназии», Благодарственные письма по итогам года и в связи с профессиональным праздником;
– учителя, занимающиеся исследовательской деятельностью и имеющие высокие результаты, отмечаются творческими премиями, благодарностями, дополнительными отпусками во время каникул;
– школьная Доска Почета позволяет всем участникам образовательного процесса знать лучших учителей гимназии.
9. Участие в профессиональных конкурсах. Широкое распространение педагогического опыта, его внешняя независимая оценка, стимулирование инновационной деятельности учителя, повышение статуса педагога – задачи, решаемые активным участием педагогов в профессиональных конкурсах и проектах. Важнейшими для нас являются конкурсы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В частности, учителя нашей гимназии Кикина Евгения Владимировна и Киппа Ольга Васильевна, участвовавшие в конкурсе «Лучшие учителя России» стали его победителями.
Таким образом, созданная система управленческой поддержки позволяет обеспечить решение задач развития профессиональной компетентности учителя.
|