На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Актуальное интервью

Интервью с Тамарой Ивановной Березиной

     – Тамара Ивановна, что представляет собой система повышения квалификации вашего факультета?

     – Что касается повышения квалификации, то мы работаем с руководителями учреждений образования. Я работаю здесь очень давно, и могу сказать, что отношение к своему собственному профессионализму в системе образования одно из самых ответственных. Что касается притока людей к нам на факультет – 15 лет никто не заставлял: хочешь учиться – иди, не хочешь – не иди – люди все равно приходили. Знаете, во времена совсем низкой учительской зарплаты были случаи, когда педагоги к нам из Бердска, Искитима ездили, перебегая из вагона в вагон, потому что им было нечем заплатить за дорогу.
     В настоящее время мы стали открывать более сложные программы – соискательство, аспирантура, докторантура, программы второго высшего образования. Что касается заочной аспирантуры в форме соискательства – у нас конкурс, и сегодня мы самая большая кафедра – 80 человек в качестве соискателей прикреплены к кафедре управления образованием. Это не значит, что все напишут диссертацию, но это долгосрочная программа работы над собой.
     Конечно, проблем море. Наши руководители образовательных учреждений нигде не получали высшего управленческого образования, они все пришли самоучками. Они – лучшие учителя, поэтому их попросили, либо назначили или даже выбрали руководителями образовательных учреждений.

     –  Но это же колоссальная разница – педагог и администратор, управленец.

     – Колоссальная. И, наверное, придет время, когда будут директора, прошедшие обучение по специальности менеджера в образовании, управления персоналом.      Вообще, система повышения квалификации меняется к лучшему. Но понятие лучшего связано с тем, что так или иначе система становится куда более востребованной, и даже не на уровне формальности – потому что есть аттестация, а потому что люди нуждаются в общении, в консалтинговых услугах, в интеллектуальной и профессиональной поддержке.
     Наша задача профессионально и эмоционально поддерживать директоров, а не позиционировать себя как стоящий над ними орган. Мы приходим на факультет повышения квалификации слушать и слышать друг друга, предоставлять возможности для реализации и обеспечивать дальнейшую поддержку.

     – Тамара Ивановна, система образования постоянно реформируется, как вы ориентируетесь в изменениях и на что ориентируете педагогов?

     – Очень важно, чтобы повышение квалификации было связано с некой стратегией – ведь не всегда предугадаешь, что будет. Но мы можем научить механизму стратегического мышления. В этом плане мы выходим на понятие методологических программ для руководителей по стратегическому менеджменту, мониторингу. В следующем году мы попытаемся учить руководителей попечительских Советов для того, чтобы они встраивались в образовательный процесс, в процесс оценки деятельности труда учителя.
     Система образования очень подвижна, и мы беспокоимся о том, что большим числом изменений мы будем только расстраивать сознание управленца. У нас в регионе есть идея сохранности выстраивания методологического мышления, а это значит понимания, какие средства необходимы для достижения поставленных целей, каким будет результат. Мы возвращаемся к методологической культуре руководителя, потому что это не только система взглядов, но и система поступков, которая требует сегодня колоссальной самостоятельности.

     – Расскажите, пожалуйста, подробнее о курсах для председателей попечительских Советов.

     – К числу необычных для нас заказов относится программа для руководителей попечительских Советов – для общественно-государственной составляющей управления образовательного учреждения. Это короткая программа – неделя очного и неделя заочного обучения. Она будет носить смысл некого просвещения. Мы заложим идеи правовых основ, содержательной деятельности.
     Для нас очень важно, чтобы руководители общественной составляющей видели смысл созидания в своей работе, занимались конкретными делами. Кроме того, перед нами серьезная новость – оценка труда учителя. И в этом плане такую общественность надо воспитывать в образовательном учреждении, чтобы наши выпускники, выходя из школы, знали, что когда-нибудь они приведут своих детей, и общественное участие – это их важная функция. Это не тяжкая обязанность ходить на родительские собрания, где бесконечно будут ругать его Петю, а права и обязанности.
     Судя по откликам, люди собираются учиться даже очно – то есть они готовы для этого оторваться от основной работы. Для нас очень важно, чтобы сама идея общественного государственного управления приобретала созидательные формы.

     – Но любой управленец – прежде всего человек, с эмоциями и переживаниями, и наверняка не может равнодушно относиться к происходящему. Директора могут найти здесь эмоциональную поддержку?

     – Что касается личностной поддержки, мы не отделяем ее от профессионального компонента. В профессии директор не имеет права на эмоцию. Поэтому свою эмоцию нужно воспитывать. У нас есть специальные курсы. Сначала нам казалось, что неловко говорить директорам об этом. На самом деле, они с большим интересом относятся к курсам, посвященным идеологии, стилю управления персоналом. Наверное, потому, что все они в голос говорят, что для них управлять персоналом стало во сто крат сложнее, чем некоторое время назад.
     Как нам представляется, мы даем им хорошую возможность высказаться. Внутри группы люди очень открыты – они стремятся помочь друг другу, создается некая корпоративная культура взаимодействия, которая позволяет выжить потом в случае какого-то кризиса, в сложной ситуации они обращаются друг к другу, изучают опыт коллег.
     Есть, конечно, у людей усталость. Но сохранность системы находится в руках руководителей, и когда они соглашаются на эту должность, они, конечно, знают, каковы условия, и что именно в этих условиях им и придется работать.

     – Тамара Ивановна, Вы говорите, что руководителям не с кем обсудить сложные моменты в работе. Но «сверху» одна идея следует за другой, и вам при этом нужно быть рулевыми для педагогов. Вам-то есть с кем обсудить?

     – У нас есть очень серьезная проблема вот какого характера – мы не управленцы. Это управленцы выступают и говорят нашим руководителям, что необходимо, потому что происходят изменения на федеральном уровне. Я сама принадлежу к научной школе Татьяны Ивановны Шамовой – это декан московского факультета повышения квалификации. И мы, конечно, обсуждаем не только вопросы «Как учить?», но и надо ли нам этому учить или надо растолковать людям, как вести себя в этой ситуации, чтобы выжить, обойти острые углы. Мы не видим своей задачи в прямой трансляции того, что выстраивается, как вы говорите, наверху.
     Что касается общения, наш факультет напрямую контактирует с тем отделом, который занимается дополнительным профессиональным образованием в Федеральном агентстве по образованию. И они тоже подходят с позиции хороших управленцев – «спускают» нам что-то, и никто не слушает нас – хотим ли мы, есть ли у нас потенциал. Поэтому, наверное, сегодня есть невероятная рассогласованность в понятиях федерального и регионального управления: какой смысл имеют перемены, есть ли возможности для реализации планов и к чему это приведет.
     И второе – сегодня региональным органам управления образованием отведены достаточно серьезные функциональные компоненты. В том числе и контрольные процедуры, и создание региональной системы повышения квалификации, и компенсаторские функции – это значит некие верхние моменты компенсируются в условиях нашего региона в соответствии с нашими возможностями и потенциалом. Возможно, участие нашего региона в комплексном проекте и есть попытка с одной стороны сделать инновационный шаг, с другой стороны – подключить некоторые наши компенсаторные возможности, чтобы сделать эту систему не напрямую такой, как это заложено в некоторых документах.
     А что касается системы повышения квалификации, то чем мы самостоятельнее, образованнее, и чем сильнее мы встроены в систему управления региональным образованием, тем больше получается эффект. И если они будут управлять и требовать одно, а мы будем говорить: «Ребята, все плохо, не надо этим заниматься», ситуация не изменится к лучшему, и крайними останутся директора. Наша задача – предлагать подходы, модели. Мы обязаны быть встроенными в ситуацию, но никаких управленческих функций мы на себя не берем. Если бы мы входили в систему управления, мы просто выполняли бы те указания, которые нам давали. В системе вузовских отношений такого не предусмотрено. Но в региональную систему управления образованием мы встраиваемся очень хорошо, развивая в ней научно-методический аспект.

     – Насколько широки ваши полномочия? Если некоторые управленцы могут позволить себе давать руководителям школ советы, которые необходимы, но при этом не на сто процентов соотносятся с существующими нормами, то какие права у вас?

     – Уровень полномочий у каждого должен быть определен четко. На «тонкие» вопросы мы приглашаем специалистов, у которых уровень полномочий соответствует тем задачам и тем технологиям, о которых они говорят. Например, в нашей системе работает 40 % людей, занятых в соответствующих практических сферах – налоговой инспекции, департаменте труда.
     К сожалению, наши люди не слишком образованны в сфере законодательства, поэтому на факультете работают три сильных юриста, они формируют то, что называется компонентом управленческой деятельности руководителя. Здесь нужны и профессиональные договоренности. Я не могу пересказывать руководителям вещи, которые связаны с моментами некоторых образцов – нужен специалист, который скажет – это должно быть так, а это – так.

     – И сам понесет ответственность…

     – Да. Вообще, система повышения квалификации – крайне ответственная система. У нас 22 программы, и в каждой из них наши преподаватели выступают с разным материалом. По-прежнему сохраняется ситуация, когда человек съездил на курсы, возвращается в образовательное учреждение: «Этого не знаю, про документалистику ничего не слышал, не понимаю, что такое профильность – я был на курсах, там про это не говорили». Мы не имеем права не знать законодательства. Мы не имеем права давать советы, которые могут нанести вред. Мы не имеем права быть неподготовленными. Мы не имеем права не быть информированными.

Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru