На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ
(из опыта экспериментальной работы)


Ирина Николаевна Черкасова,
учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 129
Ленинского района г. Новосибирска;

Константин Алексеевич Кипа,
методист Центра научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ НИПКиПРО

     Сегодня, когда информация и международное разделение труда являются неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Очевидно, что уже сегодня надо готовить и себя и нынешних школьников к встрече с теми возможностями, которые предоставят информационные технологии в ближайшем будущем.

     Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий (информационная компетентность). Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

     Современные нормативные документы («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, образовательные стандарты и программы 2004 года и др.) провозгласили компетентностный подход к обучению. Согласно Примерной программе основного общего образования историческое образование должно сыграть важную роль в формировании и развитии, в том числе, и общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности. А это подразумевает формирование следующих умений:
     – передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
     – проводить информационно-смысловой анализ текста;
     – использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
     – создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
     – составлять план, тезисы конспекта.

     В современных условиях, таким образом, серьёзное внимание уделяется формированию навыков работы с информацией, а развитие и использование в системе образования информационных технологий становится, на наш взгляд, важнейшим механизмом социализации личности.

     Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения. Информационные технологии могут сыграть ключевую роль в этой реформе. Имеются многочисленные примеры, показывающие, как компьютерные и сетевые технологии используются для того, чтобы:
     – лучше приспособить обучение к потребностям и способностям обучающегося;
     – обеспечить доступ всем учащимся к информационным ресурсам за пределами школы, как обогащая их обучение, так и увеличивая время, посвященное самостоятельному обучению;
     – реально оценить успехи учащихся в образовании; помочь школам в управлении и руководстве учебной деятельности учащихся.

     Вместе с тем хотелось бы отметить, что в современном обществе, на наш взгляд, сложилась настоятельная потребность пересмотра некоторых принципов применения ИКТ в организации учебно-познавательного процесса. Учителя-предметники, стремящиеся использовать эти технологии в процессе обучения, сталкиваются с проблемой отсутствия методических разработок по их грамотному применению, а поэтому часто используют эти технологии только как дополнительное (или единственное) техническое средство обучения, что снижает их результативность. С нашей точки зрения, проблема использования ИКТ сегодня требует осмысления того, насколько целесообразно и эффективно они используются на уроках и во внеурочное время; насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса; насколько разработаны и обоснованны методики их применения.

     В течение нескольких лет в школе успешно осуществляется программа «Использование информационных технологий как одно из средств повышения качества учебно-познавательного процесса», в реализации которой активное участие принимают учителя истории и обществознания.

     Цель программы: создание условий для повышения качества обучения.

     Рабочая гипотеза: использование ИКТ в обучении в системе может способствовать не только повышению качества учебно-воспитательного процесса и формированию устойчивого интереса к учебно-познавательной деятельности, но и осуществлению глубоко дифференцированного подхода к учащимся в условиях школы адаптивной модели.

     Задачи:
     1. Разработка критериев эффективности использования ИКТ для повышения качества обучения, формирования устойчивого познавательного интереса.
     2. Создание системы приёмов, направленных на формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.
     3. Повышение уровня организации учебно-воспитательного процесса через создание системы использования ИКТ, включающей:
     – школьную программу «Использование информационных технологий в условиях школы адаптивной модели»;
     – программу «Обучение использованию ИКТ в процессе преподавания предметов»;
     – алгоритм использования ИКТ;
     – методики использования ИКТ в различных образовательных областях;
     – комплекты учебно-методических пакетов по образовательным областям;
     – диагностические материалы.

     Особенность нашего подхода к данным проблемам заключается в том, что учителя-практики пытаются не только проверить эффективность применения ИКТ с точки зрения повышения качества обучения, но и создать свою систему использования ИКТ в образовательном процессе в условиях школы адаптивной модели. В качестве критериев оценки достижения поставленной цели и задач мы выделяем следующие:
     1. Положительная динамика следующих составляющих:
     – повышение качества учебно-познавательной деятельности;
     – рост мотивированности учащихся на познавательную деятельность;
     – готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
     – удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;
     – повышение уровня познавательного интереса.

     2. Сокращение затрат времени на подготовку учителя к уроку и повышение интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов и школьной мультимедиатеки.

     Организовывая учебно-воспитательный процесс на уроках истории и обществознания, мы исходим из следующих основных положений.

     1. Информационно-коммуникационные технологии предполагают использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе (с использованием) уже имеющейся.

     2. Познавательная потребность – свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами. Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика, сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость, поведение ученика при затруднениях.

     За годы работы по реализации вышеуказанной программы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:
     – работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
     – работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;
     – работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
     – использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.);
     – работа в FrontPage: построение web-сайтов как учителем, так и учащимися;
     – работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов.

     Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией. Далее хотелось бы несколько слов сказать о методике применения ИКТ на уроках истории и обществознания.

     Информационные технологии играют большую роль в формировании банка текстовых материалов (документально-методические комплексы, контрольно-измерительные материалы и т.д.). Они позволяют разнообразить задания, оживить их иллюстрациями, схемами. Наличие электронной версии КИМов даёт возможность при необходимости восстановить утерянные тексты, увеличить количество экземпляров, внести необходимые коррективы, облегчает доступ учащихся через школьный компьютер или сеть к обязательному минимуму знаний по теме, требованиям и рекомендациям к творческим работам и проектам, документально-методическим комплексам. Существенно экономят время и силы учителя и учащихся, способствуют развитию познавательного интереса. Кроме того, возможна проверка знаний учащихся электронными тестами, кроссвордами в режиме on-line.

     Для грамотного построения мультимедийной презентации мы рекомендуем опираться на следующий алгоритм работы:
     1) определить цель и задачи применения презентации на уроке (например, структурирование сложного теоретического материала, группировка большого объёма фактического материала, выстраивание визуального ряда в рамках урока по истории культуры, организация итогового повторения или самостоятельной работы учащихся и т.д.);
     2) определить жанр презентации (презентация через схемы, через визуальные ряды, презентация-игра и т.п.);
     3) подбор и преобразование материала в зависимости от целей и задач применения на уроке (выстраивание схем, подбор пиктограмм и символов, карт (в том числе и интерактивных), репродукций, музыки и др.);
     4) разработка структуры занятия, группировка материала через слайды в соответствии с ходом и задачами урока, возрастом учащихся;
     5) настройка презентации и её апробация.

     В зависимости от целей применения презентации на уроке возможно использование движущихся элементов (акцентирование внимания учащихся), неполных схем и перепутанных связей в них (организация самостоятельной работы учащихся), использование фрагментов фильмов и музыки и т.д.

     Далее хотелось бы остановиться на некоторых особенностях использования на уроках истории и обществознания web-сайтов. Наиболее обоснованным, на наш взгляд, является их применение в тех случаях, когда тема содержит большой объём интересной дополнительной информации; подразумевает работу над проблемой, а значит, требует ознакомления с различными точками зрения; может быть проиллюстрирована фрагментами художественной литературы, репродукциями картин; служит основой для обобщения материала и подготовки к контрольной работе.

     Каким же образом всё это используется в организации учебно-познавательной деятельности? Рассмотрим на примере темы «Россия в эпоху Петра I (3 часа)» (История России, базовый уровень, 10 класс).

Технология Как применяется в организации УПД Как сочетается с ИКТ Изменение познавательного интереса (прогнозируемый результат)
Технология развивающего обучения Л.В. Занкова    Ведущая роль теоретических знаний (актуализируются теоретические знания о геополитических факторах развития страны, понятии и признаках мануфактурного производства, абсолютизме и т.д.)
   Системность и целостность содержания (история России рассматривается по всем основным сферам жизнедеятельности общества – геополитические условия, социально-экономическое и политическое развитие, внутренняя и внешняя политика, идеология и культура, в контексте мировой истории)
   Обучение на высоком уровне трудности (большой объём материала, необходимость сравнения и обобщения)
   Проблематизация содержания (в начале работы над темой перед учащимися ставится проблема «Были ли оправданы петровские преобразования? Смысл и цена реформ», итоговое обсуждение которой выносится на семинарское занятие).
   Включение эмоциональной сферы (работа на эссе «Петр Великий – человек и государь»).
   Вариативность и индивидуальность обучения (наличие разноуровневых заданий, возможность выбора темы творческой работы, индивидуальные консультации)
   Большой объём и сложность материала обосновывают необходимость применения:
   - Лекции, основанной на мультимедийной презентации.
   - Вынесения части дополнительного материала на самостоятельной изучение при помощи разработанного учителем web-сайта.
   Вопросы для семинарского занятия, тема эссе и тематика сообщений, исторические источники и литературные произведения по эпохе Петра I (в полной и сокращённой версии), картинная галерея по теме, тренировочные тесты и кроссворды размещены на школьном сайте учителя. Возможно проведение индивидуальных консультаций посредством электронной почты
   Ведущую роль в развитии познавательного интереса играет организация активной эмоциональной деятельности (учение через переживание), поэтому ожидается активизация познавательного интереса, проявляющаяся в положительных переживаниях по поводу:
   - формирования собственной позиции,
   - сопоставления различных исторических фактов, точек зрения,
   - примеривания исторических масок (знакомство с литературными, художественными и историческими источниками).
   Кроме того, ожидается рост познавательной активности в связи с использованием для организации УПД информационно-коммуникативных технологий (упрощение доступа к материалам уроков, работа в сети и т. п.)
Проблемное обучение    Изучение темы «Россия в эпоху Петра I ведётся в рамках общей для курса истории (в том числе и всеобщей) проблемы «Начало нового времени – пути модернизации» и частной проблемы «Были ли оправданы петровские преобразования? Смысл и цена реформ»    Ожидается переход познавательного интереса на более высокий уровень (интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях).
Проектная деятельность    Учащимся предлагается несколько вариантов проектной деятельности:
   — создание собственной презентации или Web-страницы по теме;
   — телекоммуникационная дискуссия «Мое отношение к петровским преобразованиям».
   Этапы работы:
   1) проектирование основного содержания проекта;
   2) накопление информации по составляющим проекта;
   3) реализация проекта;
   4) обсуждение «конечного продукта» — творческих работ учащихся.
   Работа над проектами осуществляется в рамках информационно-коммуникативных технологий    Использование информационных технологий и проектной деятельности создаст возможность через телекоммуникацию сформировать опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу, а значит, будет способствовать росту познавательного интереса.
Модульная технология    Работа над темой выстраивается на ос-нове следующих модулей:
   1. Теоретический (уроки 1—2, лекция).
   2. Практический (домашняя работа над таблицей, с дополнительным материалом, урок 3 – работа с источниками).
   3. Проблемный (семинар).
   4. Творческий (работа над эссе, проектами, сообщениями по выбору).
   5. Контрольный (контрольная работа, её анализ, защита проектов, эссе)
   Медиа-лекция через презентацию
   Организация деятельности через работу с web-сайтом
   Работа над проектами осуществляется в рамках ИКТ
Технология Ю.Л. Троицкого    В документально-методический комплекс по эпохе Петра I включены отрывки из произведений В. О. Ключевского, С. Соловьева, Н. И. Костомарова, Котошихина, А. Толстого, А. С. Пушкина, Ю. Германа, репродукции картин. Источники содержат неоднозначные точки зрения как на личность царя, так и на характер и значение проводимых им преобразований.    Все источники выложены на сайте, посвящённом эпохе Петра, снабжены вопросами, краткими историческими справками о некоторых авторах. Доступ к сайту возможен с домашнего компьютера    За счёт примеривания исторических костюмов, масок, ситуаций школьники должны получить возможность проникнуться духом эпохи, в результате столкновения с несовпадением различных точек зрения попытаться преодолеть монологизм мышления, что будет способствовать росту познавательного интереса.
Технология работы с опорными конспектами Используются элементы этой технологии (схемы и блок-схемы по темам «Основные проблемы развития Рос-сии», «Пути модернизации», «Внешняя политика России», «Внутренняя политика России», «Центральное и местное управление»). Все схемы подготовлены при помощи программ Microsoft Word и PowerPoint и включены в презентацию. Использование ИТ позволит сэкономить время освоения учебной информации (учебного текста) и создаст возможность через телекоммуникацию сформировать опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.

     Работа по изучению темы организуется следующим образом.
     Уроки 1-2. Эпоха Петра I. Северная война. Реформы Петра I.
     Мультимедийная лекция.
     Цели:
     - Выявить задачи внутренней и внешней политики, стоящие перед Россией к концу 17 века.
     – Определить значение проводимой Петром внешней политики.
     – Сравнить петровские преобразования с преобразованиями его предшественников.
     – Определить их значимость.

     Основные вопросы урока: Россия к началу царствования Петра. Причины и предпосылки реформ. Северная война. Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Дворянство – господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации.

     Формирование общих навыков: заполнение сравнительной таблицы, её анализ.

     Урок 3. Значение петровских преобразований. Практическая работа.

     Цели:
     – Выявить противоположные точки зрения историков на петровские преобразования, основные вопросы, проблемы.
     – Сформировать опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.

     Основные вопросы урока: Определить территориальные присоединения России. Изучить существующие точки зрения на Петровские преобразования. Сформулировать и обосновать свою точку зрения на данную проблему, оформив её в виде эссе.

     Формирование общих навыков: работа с первоисточниками, их анализ, составление тезисов, систематизация изучаемого материала, сравнение с предыдущими эпохами, обобщение, коммуникативные умения.

     Оборудование уроков 1-2: компьютеры, экран, мультимедиа, учебник, тетрадь.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Установочная беседа Беседа
2. Актуализация знаний Знакомство учащихся с целями урока Осознание предполагаемых результатов учебной деятельности
3. Изучение нового материала МЕДИАЛЕКЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРЕЗЕНТАЦИЮ:
1. Особенности геополитического положения России к началу царствования Петра (рассказ учителя использованием слайдов)
2. Основные проблемы развития, предпосылки и особенности модернизации в стране (рассказ учителя с использованием слайдов)
3. Основные события правления Петра I (рассказ учителя с использованием слайдов)
4. Характеристика внешней политики (рассказ учителя с использованием слайдов)
5. Характеристика внутренней политики (рассказ учителя с использованием слайдов)
6. Центральное и местное управление (рассказ учителя с использованием слайдов)
7. Изменения в культуре и быту (рассказ учителя с использованием слайдов)
Беседа.

Работа с учебным материалом и слайдами

Составление таблицы
4. Домашнее задание Объяснение учителя

Ознакомление с источниками дополнительной информации (знакомство с веб-сайтом «Россия в годы правления Петра I»)
Составление таблицы «Итоги внутренней политики Петра I»

     Оборудование урока 3: компьютеры, экран, мультимедиа, учебник, тетрадь.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Установочная беседа Беседа
2. Актуализация знаний Знакомство учащихся с целями урока Осознание предполагаемых результатов учебной деятель-ности
3. Изучение нового материала ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ:
1. Ознакомление с источниками (работа с веб-сайтом «Россия в годы правления Петра I)
2. Организация работы учащихся над вопросами к источникам
Беседа.

Работа с учебным материалом и веб-сайтом

Написание эссе
4. Закрепление Объяснение приёмов работы с тестами и кроссвордом (работа с веб-сайтом «Россия в годы правления Петра I) Тестирование, работа с кроссвордом
5. Домашнее задание Объяснение учителя

Ознакомление с источниками дополнительной информации (знакомство с веб-сайтом «Россия в годы правления Петра I)
Подготовка к семинару

     Таким образом, данная система работы позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса, росту внутренней мотивации к учению, что проявляется в росте познавательной потребности и активности, увеличении количества и качества выполняемых учащимися творческих и исследовательских работ, достаточно высокой результативности участия учеников в районных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях (наличие победителей как районного, так и городского уровней), успешном выполнении учащимися государственных программ и стандартов, наличии положительной динамики качества обучения.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru