К вопросу о потенциале музееведения и музейной педагогики в сфере повышения квалификации работников образования
|
Елена Валерьевна Тараненко,
заместитель директора музея истории
развития образования в г. Новосибирске
и Новосибирской области,
руководитель высшей
квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО
|
В настоящее время в обществе идёт процесс переосмысления основных целей образования, смена идеалов – от «человека образованного» к «человеку культурному».
Соответственно происходит смена приоритетности и коррекция целей и задач, стоящих перед российским образованием. Подтверждением этого являются нормативно-правовые акты в области образования разных уровней, начиная с «Концепции модернизации российского образования» и заканчивая концепциями инновационного развития системы образования г. Новосибирска, Новосибирской области и т.д. Практическое решение поставленных задач осуществляется образовательными учреждениями различных типов и качество этого решения в значительной степени зависит от готовности педагога к вариативному обучению, применению инновационных, а порой и принципиально новых подходов к педагогической деятельности.
В этой статье мы обращаемся к обсуждению проблемы профессионализма и повышения квалификации работников образования в области музееведения и музейной педагогики в контексте модернизации российского образования. Вопрос профессионального и компетентного подхода в образовании рассматривается в разных аспектах и на форумах разного уровня, мы же хотим акцентировать внимание читателей на тех проблемах повышения квалификации, решить которые возможно, используя музееведение или музейную педагогику.
В силу активного развития музейного дела в образовании, а следовательно, и возрастании роли музейной педагогики и музееведения в обучающем и воспитательном процессах можно смело говорить, что именно ребёнок, являющийся активным участником процесса социализации, в первую очередь, является носителем музейной культуры и пр.
Музеи всегда на протяжении всей истории занимали достойное место в жизни общества. Во многих образовательных учреждениях различных типов музей всё больше и больше интегрируется в образовательный процесс, соответственно меняются взгляды на музей образовательного учреждения, его роль и место в образовательном и воспитательном процессах. На сегодняшний момент появилась тенденция возрастания роли музеев, и в частности музеев образовательных учреждений, в воспитательном воздействии не только на подрастающее поколение, но и на их родителей, семью, окружающий социум. В связи с этим вполне обоснованно встаёт вопрос о профессионализме педагогов, о степени их подготовленности к воспитанию этой музейной культуры у подрастающего поколения, к использованию основ музееведения и музейной педагогики, музея образовательного учреждения в своей педагогической деятельности.
В настоящее время решением описанных проблем занимаются несколько центров разного профиля, порой, не имея согласованности в действиях с вытекающими из этого последствиями. И на сегодняшний момент уже практически созрела необходимость в создании единого музейно-педагогического центра, который бы смог решить эти (и не только) проблемы.
В нашем понимании такой центр смог бы решать следующие задачи.
Во-первых, координировать работу музеев образовательных учреждений разных типов и самих учреждений по:
– актуализации историко-культурного и природного наследия города и области;
– формированию у учащихся навыков творческих и интеллектуальных возможностей, навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, самообразования и самореализации учащихся;
– формированию у учащихся профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и т.д.
Во-вторых, будет выполнять функции центра исследований в области музееведения, музейной педагогики и центра разработок методик, технологий и т.д. и их применения в образовательно-воспитательном процессе различных типов образовательных учреждений города и области.
В третьих, выполнял бы роль центра координации взаимодействия с музеями других типов, профилей в содержательном, территориальном, ведомственном отношении и роль центра единого образовательного пространства музеев г. Новосибирска и Новосибирской области.
В-четвёртых, выполнял бы функции центра программно-методического обеспечения деятельности работников образования, образовательных учреждений разных типов и видов в области музееведения, музейной педагогики.
В-пятых, такой центр мог бы осуществлять непосредственную разработку и апробирование программ музейной деятельности (в том числе и антивандальных программ, программ работы с детьми с ограниченными возможностями, воспитанниками специальных коррекционных учебных заведений и т.д.), которые охватывали бы всю жизнь человека, учитывая его психолого-педагогические возрастные особенности, начиная с рождения и заканчивая глубоко преклонным возрастом. Целью этой работы видится формирование гражданина, человека знающего и любящего родную культуру и историю, в то же время знающего и уважающего культурно-исторические ценности других народов нашей планеты.
Этот же музейно-педагогический центр смог бы параллельно осуществлять и ряд других, сопутствующих функций. Например: единый справочно-информационный центр в области музейной деятельности, центр повышения квалификации и переподготовки в области музейной педагогики, как центр предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения может стать составной частью образовательной сети города и области и прочее.
В итоге мы получили бы систему, способную удовлетворять запросы научно-педагогической общественности города и области в обновлённом, инновационном центре повышения квалификации педагогов в области музееведения и музейной педагогики, центре, аккумулирующем передовой опыт использования музейных средств в педагогической деятельности.
|