На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


К вопросу о потенциале музееведения и музейной педагогики в сфере повышения квалификации работников образования

Елена Валерьевна Тараненко,
заместитель директора музея истории
развития образования в г. Новосибирске
и Новосибирской области,
руководитель высшей
квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО

     В настоящее время в обществе идёт процесс переосмысления основных целей образования, смена идеалов – от «человека образованного» к «человеку культурному».

     Соответственно происходит смена приоритетности и коррекция целей и задач, стоящих перед российским образованием. Подтверждением этого являются нормативно-правовые акты в области образования разных уровней, начиная с «Концепции модернизации российского образования» и заканчивая концепциями инновационного развития системы образования г. Новосибирска, Новосибирской области и т.д. Практическое решение поставленных задач осуществляется образовательными учреждениями различных типов и качество этого решения в значительной степени зависит от готовности педагога к вариативному обучению, применению инновационных, а порой и принципиально новых подходов к педагогической деятельности.

     В этой статье мы обращаемся к обсуждению проблемы профессионализма и повышения квалификации работников образования в области музееведения и музейной педагогики в контексте модернизации российского образования. Вопрос профессионального и компетентного подхода в образовании рассматривается в разных аспектах и на форумах разного уровня, мы же хотим акцентировать внимание читателей на тех проблемах повышения квалификации, решить которые возможно, используя музееведение или музейную педагогику.

     В силу активного развития музейного дела в образовании, а следовательно, и возрастании роли музейной педагогики и музееведения в обучающем и воспитательном процессах можно смело говорить, что именно ребёнок, являющийся активным участником процесса социализации, в первую очередь, является носителем музейной культуры и пр.

     Музеи всегда на протяжении всей истории занимали достойное место в жизни общества. Во многих образовательных учреждениях различных типов музей всё больше и больше интегрируется в образовательный процесс, соответственно меняются взгляды на музей образовательного учреждения, его роль и место в образовательном и воспитательном процессах. На сегодняшний момент появилась тенденция возрастания роли музеев, и в частности музеев образовательных учреждений, в воспитательном воздействии не только на подрастающее поколение, но и на их родителей, семью, окружающий социум. В связи с этим вполне обоснованно встаёт вопрос о профессионализме педагогов, о степени их подготовленности к воспитанию этой музейной культуры у подрастающего поколения, к использованию основ музееведения и музейной педагогики, музея образовательного учреждения в своей педагогической деятельности.

     В настоящее время решением описанных проблем занимаются несколько центров разного профиля, порой, не имея согласованности в действиях с вытекающими из этого последствиями. И на сегодняшний момент уже практически созрела необходимость в создании единого музейно-педагогического центра, который бы смог решить эти (и не только) проблемы.

     В нашем понимании такой центр смог бы решать следующие задачи.

     Во-первых, координировать работу музеев образовательных учреждений разных типов и самих учреждений по:
     – актуализации историко-культурного и природного наследия города и области;
     – формированию у учащихся навыков творческих и интеллектуальных возможностей, навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, самообразования и самореализации учащихся;
     – формированию у учащихся профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и т.д.

     Во-вторых, будет выполнять функции центра исследований в области музееведения, музейной педагогики и центра разработок методик, технологий и т.д. и их применения в образовательно-воспитательном процессе различных типов образовательных учреждений города и области.

     В третьих, выполнял бы роль центра координации взаимодействия с музеями других типов, профилей в содержательном, территориальном, ведомственном отношении и роль центра единого образовательного пространства музеев г. Новосибирска и Новосибирской области.

     В-четвёртых, выполнял бы функции центра программно-методического обеспечения деятельности работников образования, образовательных учреждений разных типов и видов в области музееведения, музейной педагогики.

     В-пятых, такой центр мог бы осуществлять непосредственную разработку и апробирование программ музейной деятельности (в том числе и антивандальных программ, программ работы с детьми с ограниченными возможностями, воспитанниками специальных коррекционных учебных заведений и т.д.), которые охватывали бы всю жизнь человека, учитывая его психолого-педагогические возрастные особенности, начиная с рождения и заканчивая глубоко преклонным возрастом. Целью этой работы видится формирование гражданина, человека знающего и любящего родную культуру и историю, в то же время знающего и уважающего культурно-исторические ценности других народов нашей планеты.

     Этот же музейно-педагогический центр смог бы параллельно осуществлять и ряд других, сопутствующих функций. Например: единый справочно-информационный центр в области музейной деятельности, центр повышения квалификации и переподготовки в области музейной педагогики, как центр предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения может стать составной частью образовательной сети города и области и прочее.

     В итоге мы получили бы систему, способную удовлетворять запросы научно-педагогической общественности города и области в обновлённом, инновационном центре повышения квалификации педагогов в области музееведения и музейной педагогики, центре, аккумулирующем передовой опыт использования музейных средств в педагогической деятельности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru