Система повышения квалификации руководителей музеев образовательных учреждений в г. Новосибирске
|
Елена Валерьевна Тараненко,
заместитель директора музея истории
развития образования в г. Новосибирске
и Новосибирской области,
руководитель высшей
квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО
|
|
Наталья Николаевна Букарева,
методист отдела патриотического воспитания
Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
|
Главная цель модернизации российского образования – «обеспечить современное качество, сохраняя фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Очевидным остаётся тот факт, что участие педагогических и управленческих кадров в модернизации потребовало их специальной подготовки, а, следовательно, увеличились роль и значение повышения квалификации и переподготовки работников образования, начиная от руководителей органов управления образованием и заканчивая учителем – молодым специалистом.
Также модернизация российского образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающихся к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Современную ситуацию развития российского общества можно оценивать как кризисную, что с точки зрения воспитания подрастающего поколения связано с потерей нравственных ориентиров. В этих условиях обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина. И в этом отношении огромную роль могут сыграть музеи образовательных учреждений, одной из основных функций которых является образовательно-воспитательная деятельность и которые (в виду специфики своей деятельности) обладают неограниченным воспитательным потенциалом. Максимальная реализация этого образовательно-воспитательного потенциала возможна при условии высокой профессиональной компетенции педагога дополнительного образования – руководителя музея образовательного учреждения.
В настоящее время существующая система повышения квалификации достаточно вариативна: начиная с самообразования и участия в школьном методическом объединении и заканчивая участием в научных конференциях и конкурсах профессионального мастерства.
Нам кажется, что повышение квалификации нужно понимать как процесс обеспечения достижения определённого уровня профессионального развития. Этот процесс с одной стороны обусловлен следующими моментами:
– Обществом затребован учитель, который способен к непрерывному самообразованию.
– Необходимо учитывать возрастные и социальные особенности повышающих свою квалификацию учителей.
– Востребованность личностно и профессионально направленного образования.
– Необходимо активно привлекать учителей к работе по проектированию, реализации и оценке курсовых проектов.
– Потребность интеграции учебной и профессиональной деятельности.
С другой стороны они вступают в противоречие с:
– Ограниченными возможностями удовлетворения потребностей в повышении квалификации в условиях курсового обучения.
– Учебные программы не всегда учитывают возрастные и социальные особенности учителей, повышающих свою квалификацию.
– Инерционность в сохранении устоявшихся позиций в образовательном процессе.
– Ограниченные возможности в удовлетворении потребности в интеграции профессиональной и учебной деятельности.
В условиях, когда музееведение и музейная педагогика всё более интенсивно используются в педагогической деятельности работниками образования, сущность обучения при повышении квалификации состоит в том, чтобы:
1) повышать уровень общей и музейной культуры педагога;
2) развивать компетентность работника образования в области музееведения и музейной педагогики, формировать умение учитывать личностные особенности учащихся и их отношений в учебном коллективе при организации индивидуальной и совместной работы в музее образовательного учреждения;
3) расширять репертуар педагогических технологий, учитывающих возможность использования музейных средств;
4) учить преподавателей вести исследовательскую работу по проблемам музееведения, музейной педагогики и по её итогам разрабатывать новые формы, методы и содержание обучения;
5) расширять знания, формировать навыки управления процессами функционирования и развития такой сложной социальной системы, которой является музей.
Развитие музейного дела невозможно без квалифицированных кадров. Ежегодно в г. Новосибирске для руководителей музеев образовательных учреждений на базе музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области проходят курсы повышения квалификации по проблемам музееведения и музейной педагогики. Там же, кроме курсовой подготовки, работники образования могут повысить свою квалификацию, участвуя в работе творческой лаборатории «Музей», получив индивидуальную или групповую консультации, участвуя в научной либо научно-практической конференциях по вопросам музейной деятельности.
Существует и ряд других мероприятий для повышения квалификации в области музееведения и музейной педагогики для работников образования г. Новосибирска. Это и совещания для руководителей школьных музеев, одно из которых прошло 20 сентября 2007 года на базе средней школы № 2 Октябрьского района. А также семинары, разработка и издание методических пособий и печатных изданий.
В 2006-2007 учебном году был выпущен очередной сборник из серии «В помощь руководителю школьного музея» с методическими рекомендациями участникам научно-практической конференции НОУ «Сибирь» «Лаборатория мастерства», который подготовили преподаватели НГПУ Т.В. Мжельская, И.А. Дураков, а также заместитель директора и методист ДТД УМ «Юниор» Г.А. Шихваргер и Н.Н. Букарева. Предлагаемый сборник содержит материалы, которые помогут руководителям школьных музеев и участникам научно-практической конференции НОУ «Сибирь» при подготовке и проведении научно-исследовательских работ и их защите.
По итогам смотра-конкурса школьных музеев в июне этого года вышли в свет два печатных издания. Это сборники «Музеи ведут поиск…» и «Путешествие по вехам истории», которые адресованы тем, кто развивает музейное дело сегодня, всем, кто не равнодушен к историческому прошлому нашей Родины и воспитанию подрастающего поколения. Материалы сборников могут быть использованы не только руководителями школьных музеев, но и педагогами-организаторами, учителями-предметниками, классными руководителями. Отрадно отметить, что материалы школьного музея не лежат мёртвым грузом, а широко используются в учебно-воспитательном процессе.
20 сентября 2007 года на презентации авторам торжественно были вручены авторские экземпляры.
Деятельность школьных музеев города свидетельствует о том, что они постепенно становятся историко-культурными и информационными центрами не только своих образовательных учреждений, но и создают положительный имидж за его пределами.
|