На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Система повышения квалификации руководителей музеев образовательных учреждений в г. Новосибирске

Елена Валерьевна Тараненко,
заместитель директора музея истории
развития образования в г. Новосибирске
и Новосибирской области,
руководитель высшей
квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО
Наталья Николаевна Букарева,
методист отдела патриотического воспитания
Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

     Главная цель модернизации российского образования – «обеспечить современное качество, сохраняя фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Очевидным остаётся тот факт, что участие педагогических и управленческих кадров в модернизации потребовало их специальной подготовки, а, следовательно, увеличились роль и значение повышения квалификации и переподготовки работников образования, начиная от руководителей органов управления образованием и заканчивая учителем – молодым специалистом.

     Также модернизация российского образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающихся к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Современную ситуацию развития российского общества можно оценивать как кризисную, что с точки зрения воспитания подрастающего поколения связано с потерей нравственных ориентиров. В этих условиях обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина. И в этом отношении огромную роль могут сыграть музеи образовательных учреждений, одной из основных функций которых является образовательно-воспитательная деятельность и которые (в виду специфики своей деятельности) обладают неограниченным воспитательным потенциалом. Максимальная реализация этого образовательно-воспитательного потенциала возможна при условии высокой профессиональной компетенции педагога дополнительного образования – руководителя музея образовательного учреждения.

     В настоящее время существующая система повышения квалификации достаточно вариативна: начиная с самообразования и участия в школьном методическом объединении и заканчивая участием в научных конференциях и конкурсах профессионального мастерства.

     Нам кажется, что повышение квалификации нужно понимать как процесс обеспечения достижения определённого уровня профессионального развития. Этот процесс с одной стороны обусловлен следующими моментами:
     – Обществом затребован учитель, который способен к непрерывному самообразованию.
     – Необходимо учитывать возрастные и социальные особенности повышающих свою квалификацию учителей.
     – Востребованность личностно и профессионально направленного образования.
     – Необходимо активно привлекать учителей к работе по проектированию, реализации и оценке курсовых проектов.
     – Потребность интеграции учебной и профессиональной деятельности.

     С другой стороны они вступают в противоречие с:
     – Ограниченными возможностями удовлетворения потребностей в повышении квалификации в условиях курсового обучения.
     – Учебные программы не всегда учитывают возрастные и социальные особенности учителей, повышающих свою квалификацию.
     – Инерционность в сохранении устоявшихся позиций в образовательном процессе.
     – Ограниченные возможности в удовлетворении потребности в интеграции профессиональной и учебной деятельности.

     В условиях, когда музееведение и музейная педагогика всё более интенсивно используются в педагогической деятельности работниками образования, сущность обучения при повышении квалификации состоит в том, чтобы:
     1) повышать уровень общей и музейной культуры педагога;
     2) развивать компетентность работника образования в области музееведения и музейной педагогики, формировать умение учитывать личностные особенности учащихся и их отношений в учебном коллективе при организации индивидуальной и совместной работы в музее образовательного учреждения;
     3) расширять репертуар педагогических технологий, учитывающих возможность использования музейных средств;
     4) учить преподавателей вести исследовательскую работу по проблемам музееведения, музейной педагогики и по её итогам разрабатывать новые формы, методы и содержание обучения;
     5) расширять знания, формировать навыки управления процессами функционирования и развития такой сложной социальной системы, которой является музей.

     Развитие музейного дела невозможно без квалифицированных кадров. Ежегодно в г. Новосибирске для руководителей музеев образовательных учреждений на базе музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области проходят курсы повышения квалификации по проблемам музееведения и музейной педагогики. Там же, кроме курсовой подготовки, работники образования могут повысить свою квалификацию, участвуя в работе творческой лаборатории «Музей», получив индивидуальную или групповую консультации, участвуя в научной либо научно-практической конференциях по вопросам музейной деятельности.

     Существует и ряд других мероприятий для повышения квалификации в области музееведения и музейной педагогики для работников образования г. Новосибирска. Это и совещания для руководителей школьных музеев, одно из которых прошло 20 сентября 2007 года на базе средней школы № 2 Октябрьского района. А также семинары, разработка и издание методических пособий и печатных изданий.

     В 2006-2007 учебном году был выпущен очередной сборник из серии «В помощь руководителю школьного музея» с методическими рекомендациями участникам научно-практической конференции НОУ «Сибирь» «Лаборатория мастерства», который подготовили преподаватели НГПУ Т.В. Мжельская, И.А. Дураков, а также заместитель директора и методист ДТД УМ «Юниор» Г.А. Шихваргер и Н.Н. Букарева. Предлагаемый сборник содержит материалы, которые помогут руководителям школьных музеев и участникам научно-практической конференции НОУ «Сибирь» при подготовке и проведении научно-исследовательских работ и их защите.

     По итогам смотра-конкурса школьных музеев в июне этого года вышли в свет два печатных издания. Это сборники «Музеи ведут поиск…» и «Путешествие по вехам истории», которые адресованы тем, кто развивает музейное дело сегодня, всем, кто не равнодушен к историческому прошлому нашей Родины и воспитанию подрастающего поколения. Материалы сборников могут быть использованы не только руководителями школьных музеев, но и педагогами-организаторами, учителями-предметниками, классными руководителями. Отрадно отметить, что материалы школьного музея не лежат мёртвым грузом, а широко используются в учебно-воспитательном процессе.

     20 сентября 2007 года на презентации авторам торжественно были вручены авторские экземпляры.

     Деятельность школьных музеев города свидетельствует о том, что они постепенно становятся историко-культурными и информационными центрами не только своих образовательных учреждений, но и создают положительный имидж за его пределами.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru