На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
Зинаида Федоровна Мурко,
педагог дополнительного образования
Зудовской средней общеобразовательной школы
Болотнинского района Новосибирской области


Развивающая программа «Древо жизни»


     Развивающая программа разработана для учащихся 10-13 лет, рассчитана на три года.

Пояснительная записка

     Важность изучения своего села, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX веке. Недооценка, принижение ценности культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы. Краеведение, по образному выражению Д.С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

     Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.

     Почему краеведение обогащает процесс обучения?

     Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории.

     Принципы обучения:
     – принцип природосообразности;
     – принцип от простого к сложному;
     – принцип доступности;
     – опора на интерес.

     Целью программы является активизация опорной лексики, развитие познавательной, мыслительной, поисковой деятельности учащихся; формирование умений и навыков рассуждать, создание условий для самореализации, социальной адаптации.

     Задачи:
     1. Формирование патриотического сознания учащихся на основе изучения родного края.
     2. Пробуждение у учащихся чувства ответственности за исполнение долга по защите Родины.
     3. Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, литературе.

     Мониторинг результатов:

     При контроле широко используется метод педагогического наблюдения за кружковцами (посещение кружка, выполнение заданий, участие в работе кружка).

     Методы и формы работы:
     – Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельно темы с дальнейшим оформлением результатов);
     – Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах;
     – Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического воспитания.

     Прогнозируемые результаты:

     Критериями оценки результатов служит успешное усвоение поисковой программы по годам обучения, участие в краеведческой работе при наличии положительных результатов.

     В конце обучения ребенок сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя комплекс полученных знаний и навыков, продолжить свое развитие.

     Каждая, отдельно взятая семья – уникальное по своей сути объединение людей разного возраста, основанное на кровно родственных отношениях, не имеющих аналогов в природе.

     Клубок семейных проблем, потеря нравственных духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов в семье, разрыв связи поколений характеризуют состояние современной семьи как кризисное. С другой стороны, остается незыблемым желание детей и подростков жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

     Чтобы чувствовать себя увереннее в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни.

     Объект программы

     Программа «Древо жизни» направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и детям, создать условия для совместного поиска своих корней.

     Субъекты программы

     Сами ребята – дети и подростки, их родители и близкие люди, педагог дополнительного образования, все, кто поможет ребятам сделать путешествие в прошлое своей семьи интересным и увлекательным.

     Цели и задачи программы:

     Цель: утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи.

     Задачи основаны на:
     – объединении детей и их родителей на основе общего интереса к истории семьи, ее родословной, к историческому поиску и исследованию;
     – возрождении семейных традиций и обычаев, пропаганде и утверждении духовных ценностей семьи;
     – укреплении родственных контактов.

Тема Количество часов
всего теор. практ.
1 Вводное занятие:
• круглый стол о значении краеведения «Я в современном мире»;
• план кружка;
• организация кружка
1 20мин 20мин
2 Знакомство с генеалогией – наукой, изучающей историю родов (работа с энциклопедией, словарем) 1 15мин 25мин
3 Твое родословие. Поиск своих предков, исследование родословной 1 10мин 30мин
4 Изображение родословных корней, генеалогического древа 1 15мин 25мин
5 Родословная (составление родословной):
• древо жизни;
• отметить глубину своей родовой памяти
3 30мин 150мин
6 Мое имя:
• имя (почему меня так назвали?);
• тезка (использование словарей, справочников)
2
1
1
10мин 30мин
7 Моя семья:
• «Старики видят и слышат сердцем» (о дедушках и бабушках);
• «Первый ребенок – живая игрушка, первый внук – настоящий ребенок» (о родителях);
• Книжка-долгожитель в моей семье;
• Игрушка-долгожитель моих предков;
• Самая многонациональная родословная;
• Географическая карта моей родни;
• Бабушкины люди в моей родне;
• Мой дед (прадед) – ветеран ВОВ;
• Мой папа (дядя) – солдат;
• Моя мама (бабушка) – Марья-Искусница;
• Семейные обычаи: (родины, крестины, именины, сватовство, свадьба)
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
20мин

30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
60мин
8 История семьи в письмах и дневниках:
• Знакомство с хранящимися в семье письмами и дневниками как средством укрепления семейных и родственных контактов;
• Усвоение навыков культуры письменного общения с родственниками, близкими и друзьями;
• Родственные связи в 21 веке (общение с родственниками посредством телефонной связи)
3
1
1
1

10мин
10мин
20мин

30мин
30мин
20мин
9 Мой дом:
• История о самой старой вещи в твоем доме;
• Путь из дома в школу
2
1
1
10 Моя улица 1
11 Мои любимые места в селе 1
12 Геральдика:
• Разработка герба моей семьи, моего рода;
• Составление герба моей семьи, моего рода
4
2
1
20мин
20мин
10мин
20мин
60мин
20мин
13 Итоговое занятие 1

     Используемая литература:
     1. Троицкий Ю.Л. Имя и родословная. / Рабочая тетрадь, 1995 г.
     2. Туристско-краеведческая работа в школе. – Тогучин.
     3. История Сибири и Новосибирской области. – Новосибирск, 1998 г.
     4. Сборник авторских программ дополнительного образования детей (составила Лазарева А.Г. – Москва: Народное образование; 2002 г.– 312с).

Целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Новосибирской области»

     Целевая программа «Патриот» разработана на основании документов:
     1. Конституции (ст. 44, 59).
     2. Закона Российской Федерации от 10.06.92r № 3266-1 «Об образовании».
     3. Постановления Правительства РФ от 16.02.01г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
     4. Постановления главы администрации области от 07.05.2001г. №406 «О разработке проекта областной программы «Патриотическое воспитание граждан Новосибирской области на 2001-2005 годы».

1. Общие положения

     Программа направлена на повышение уровня гражданской социальной активности.

     Приоритетным направлением программы является возрождение у молодежи традиционного чувства гражданской гордости и ответственности, формирование готовности и умения к созиданию на благо Отечества, к его защите. Программа носит открытый характер, доступна для участия в ней учащихся, членов ДОО, учителей, родителей.

     Реализация целей и задач программы основывается на принципах научности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учетом возрастных особенностей, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина-патриота России.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

     В настоящее время можно определить следующие тенденции в общественной среде:
     – углубление деформации ценностных ориентаций молодежи, резкое вытеснение коллективных и общественных интересов;
     – размывание исторического сознания и чувства гордости за свое Отечество;
     – падение престижа и привлекательности армии, нежелание подавляющего большинства молодых людей нести службу в Вооруженных силах;
     – данный период характеризуется утратой престижа семьи в воспитании подрастающего поколения и снижения ее ценности для личности;
     – недостаточность условий и интереса личности к самосовершенствованию и саморазвитию;
     – недостаточное развитие материально-технической базы;
     – для массовых занятий спортом, подготовка юношей к военной службе по военно-прикладным видам спорта.

     В последние годы все ощутимее проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодежи к далекому и недавнему прошлому нашего Отечества, и, прежде всего, к героическим страницам его истории. Это свидетельствует о том, что в общественной среде идет спонтанный поиск нравственных и духовных ориентиров.

     Смена традиционных устоев жизни общества объективно ослабила связь между формирующейся личностью человека и его Родины, как совокупности географических, этнических и культурных представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой гражданского поведения личности.

     Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как элемент мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.

     Это свидетельствует о необходимости целенаправленного организованного процесса формирования патриотизма у молодежи как нравственной основы личности.

3. Цели и задачи программы

     Цель программы: продолжение создания эффективной системы по патриотическому воспитанию учащихся, активизация целенаправленного педагогического процесса.

     Задачи:
     – приобщение участников воспитательного процесса к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа;
     – развитие интереса к военным профессиям и службе в Вооруженных силах;
     – физическая подготовка и закалка детей;
     – посещение музеев;
     – участие в работе школы, класса.

     1. Организационно-мотивационное направление
     1.1. Создание школьного координационного совета по патриотическому воспитанию.
     1.2. Взаимодействие с воинскими частями, где служат выпускники.
     1.3. Привлечение ветеранских организаций, воинов-интернационалистов к деятельности по патриотическому воспитанию.
     1.4.Участие в проведении областного конкурса программ по патриотическому воспитанию.

     2. Историческое направление
     2.1. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны».
     2.2. Организация и проведение мероприятий по выполнению Федерального закона «О днях воинской славы России» (победных днях).
     2.3. Читательская конференция по книгам патриотической направленности сибирских авторов.
     2.4. «Гранковские чтения», посвященные 420-летию присоединения Сибири к России.
     2.5. Организация вахты памяти.

     3. Духовно-нравственное направление
     3.1 .Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!».
     3.2. Художественные выставки «Военная история России в произведения искусства».
     3.3. Конкурс изобразительного творчества «Люблю тебя, мой край родной».

     4. Профессионально-деятельностное направление
     4.1 .Спортивная игра «Зарница».
     4.2.Проведение «Дня призывника».

     5. Воспитание на трудовых и воинских традициях
     5.1 .Участие в конкурсе «Лучший музей боевой и трудовой славы».

4. Оценка эффективности реализации программы

     Реализация программы позволит:
     – придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг;
     – создать материально-техническую базу по обеспечению деятельности по патриотическому воспитанию молодежи, поисковой работе и празднованию дней воинской славы России.

     Реализация программы будет осуществляться в течение 2 лет.

     Успех работы по патриотическому воспитанию зависит от четкого распределения функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива.

     Функции директора школы:
     1) общее руководство патриотическим воспитанием;
     2) выдвижение инициативных решений;
     3) внутришкольный контроль;
     4) создание необходимых материальных, социальных и психологических условий для организации патриотического воспитания.

     Функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе:
     1) выявление возможностей учебных программ для решения задач патриотического воспитания, их реализация в учебно-воспитательном процессе;
     2) методическое обеспечение патриотической направленности учебно-воспитательного процесса (самообразование учителей, руководство МО учителей);
     3) обеспечение единства и взаимосвязи урочной и внеурочной работы;
     4) руководство работой школьного музея;
     5) руководство патриотическим воспитанием во внеурочное время;
     6) оказание методической помощи классным руководителям;
     7) осуществление контроля планирования патриотической работы классными руководителями и ее анализ, обеспечение единой целенаправленности и преемственности в их работе;
     8) сотрудничество с советом старшеклассников.

     Функции классного руководителя:
     – осуществление руководства по патриотическому воспитанию классного коллектива;
     – планирование и координация соответствующей работы учителей с данным классом, внешкольными учреждениями, родителями по воспитанию у учащихся чувства патриотизма;
     – психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся.

     Функции учителей:
     – обеспечение патриотической направленности учебно-воспитательного процесса;
     – формирование чувства патриотизма средствами своего предмета;
     – использование кружковых занятий для патриотического воспитания учащихся.

     Функции музея:
     – научно-документальная;
     – охранная;
     – исследовательская;
     – воспитательно-обучающая.

     Цель работы школьного музея:
     Формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

     Задачи музея:
     1. Создавать условия для развития гражданско-патриотического воспитания в школе.
     2. Развивать патриотизм у подрастающего поколения.
     3. Формировать собственную активную гражданскую позицию.
     4. Углублять в знание детей в области истории, культуры своего народа, своей малой родины.
     5. Расширять кругозор, формировать познавательные интересы и способности.
     6. Осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.
     7. Воспитывать у учащихся музейную культуру.

     Общие принципы воспитания:
     – общественная направленность воспитания;
     – опора на положительное;
     – личностный подход;
     – гуманизация воспитания;
     – единство воспитательных действий;
     – связь с жизнью;
     – научность.

     Воспитание по названной проблеме проходит на нескольких уровнях и охватывает всех участников педагогического процесса, включая детей и взрослых.

     1 уровень. Личность.
     Каждый ребенок, начиная с 1-ого класса, может принять активное участие в творческих работах:
     – по изобразительному искусству;
     – из природного материала;
     – в конкурсах художественной самодеятельности «Поем о славе России»;
     – участие в работе музея;
     – участие в историческом кружке.

     2 уровень. Классный коллектив.
     Каждый класс участвует в мероприятиях патриотического воспитания:
     – проведение тематических классных часов;
     – проведение уроков «Мужества»;
     – организация выездных экскурсий;
     – сбор материала: «История школы»;
     – проведение встреч с ветеранами;
     – поздравление ветеранов;
     – проведение митинга;
     – участие в военно-спортивных соревнованиях школы, игре «Зарница».

     3 уровень. Школа.
     Определяя ценностным ориентиром патриотическое воспитание, необходимо целенаправленно так организовывать жизнедеятельность школы, чтобы осуществлялось единство учебного, внеучебного и внешкольного процесса.

     Внешкольное направление реализуется через укрепление внешних связей школы, организации сотрудничества с различными общественными структурами.

     Сегодня уже сложились отношения с Новосибирским государственным областным Домом народного творчества. Это совместное участие в реализации программы «Традиционная культура льна Новосибирской области».

     4 уровень. Взрослые.
     Формирование патриотизма – это процесс, в котором важно единство семьи и школы, взрослых и детей, учителей и родителей. Поэтому мы больше внимания уделяем организации включения в пространство школы родителей.

     Учителя участвуют в таких формах работы, как:
     – разработка и проведение классных часов;
     – поддержка творческой деятельности учащихся;
     – участие в экскурсиях;
     – подготовка исследовательских работ учащихся;
     – организация семинара для директоров школ Болотнинского района.

     В музее есть следующие разделы:
     – «Великая Отечественная война»;
     – «Малые войны»;
     – «История села»;
     – «Этнография»;
     – «История школы».

     Свою встречу со школой первоклассники начинают с музея; потом в течение 11 лет они участвуют в конкурсах, встречах, викторинах, организованных на базе музея. Прощаясь со школой, ребята приходят в свой, уже любимый музей, где хранятся их работы, рисунки, найденные ценные документы, предметы.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru