На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого
     

Проблемы дошкольного образования: пути и средства решения

Эрна Давыдовна Петрова,
кандидат психологических наук, член-корреспондент
Международной академии наук педагогического образования,
отличник народного образования,
доцент кафедры коррекционной педагогики,
декан факультета педагогики и психологии детства НГПУ

     Актуальность подготовки специалистов в области детской педагогики и психологии очевидна и обусловлена рядом факторов как социального, так и экономического порядка. В связи с этим в НГПИ в 1986 году был открыт факультет, именуемый теперь «Факультетом педагогики и психологии детства».

     На момент создания обучение студентов велось по одной специальности «Дошкольная педагогика и психология». В настоящее время обучение студентов на факультете педагогики и психологии детства осуществляется по пяти специальностям: «Дошкольная педагогика и психология», «Дошкольная педагогика и психология и иностранный язык», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия» и «Сурдопедагогика». Достаточно широкий набор специальностей на факультете диктуется высокой потребностью в специалистах для работы с детьми с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями и детьми с ограниченными физическими и сенсорными возможностями. Кроме этого во многих учреждениях, особенно негосударственных, экспериментальных и других, выражена потребность в учителях иностранного языка, владеющих технологиями обучения именно маленьких детей, поскольку технология образования дошкольников существенно отличается от технологии школьного образования, и, как правило, собственно школьные педагоги испытывают значительные, порой непреодолимые трудности в работе с дошкольниками.

     В плане перспективного развития факультета предполагается открытие новых специальностей. В первую очередь – это специальность «Педагогика и психология танца», поскольку проблема активного психофизического развития детей, детская гиподинамия, а также задача физического и эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста настоятельно требуют введения в школьные и дошкольные программы обязательных систематических занятий танцем, который как культурологический феномен способен выполнять компенсаторную функцию в гармонизации человека. В стратегии образования это тот резерв, который существовал всегда и интуитивно и фрагментарно использовался педагогами в работе, но только сейчас получил научное обоснование.

     Увеличение числа детей с нарушением зрения и отсутствие квалифицированных специалистов для работы с детьми с патологией зрения настоятельно требуют открытия на факультете педагогики и психологии детства специальности «Тифлопедагогика». Имеются заявки на подготовку по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

     Несмотря на то, что на факультете работают высоко квалифицированные педагоги, к преподаванию привлекаются ведущие практические работники и защищённые специалисты в области дошкольной педагогики и психологии, филологии (в том числе изучения иностранных языков), искусствоведения, специальной детской психологии, дошкольной дефектологии и медицины из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Томска, Челябинска, Абакана и других городов. Это позволяет обеспечить стабильно высокий уровень преподавания и качества знаний выпускников факультета. Так, за последние 5 лет рекомендации для обучения в аспирантурах по различным направлениям получили 129 человек.

     Повышению квалификации преподавателей способствует и сотрудничество факультета с ведущими вузами страны и различными образовательными учреждениями. Нами заключено 59 договоров о научном и научно-методическом сотрудничестве, в рамках которого осуществляется научно-методическое консультирование преподавателями кафедр различных образовательных учреждений и структур.

     На факультете активно ведётся научная работа. Преподаватели выступают на международных и всероссийских конференциях, публикуют свои научные работы. Кафедра общей и специальной психологии (зав. кафедрой кандидат психологических наук Волошина Т.В.) активно взаимодействует с различными зарубежными структурами в области специального образования и социальной защиты лиц с особыми потребностями в развитии. Установлены партнёрские отношения с Центром социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллекта г. Эрмело и факультетом социальных наук Утрехтского университета (Нидерланды). Результатом стало проведение в ноябре 2005 года международной конференции «Инновационные технологии к оказанию ранней помощи детям с синдромом Дауна». Кроме того, кафедра работает по реализации международного образовательного проекта «Врождённые пороки развития и генетические аномалии», получившего грант Европейского Союза. Так, весной мы принимали гостей из Франции, в ближайшее время планируется приезд наших испанских и немецких партнёров. Вот уже 2 года коллектив преподавателей работает по комплексной теме «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста в условиях воспитательно-образовательного процесса».

     Намечающаяся реформа образования отражает всё более возрастающие требования общества к организации воспитания и обучения подрастающего поколения. В числе прочего она предполагает более ранние сроки начала обучения в школе, тем самым интенсифицируя поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. В этом контексте проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение. С ее решением связано определение содержания, целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и классах предшкольного образования, осуществляющих подготовку детей к обучению в школе.

     Факультет, безусловно, не мог остаться в стороне от решения данной проблемы, поэтому в рамках работы по комплексной теме преподавателями были разработаны и изданы различные пособия и методические рекомендации в помощь педагогам, работающим в классах предшкольной подготовки. Это:
     Пособие для учителей по методике работы с художественным текстом с 5-ми детьми в условиях подготовительного класса средней образовательной школы. Гольцер С.В.
     Учебная программа и методические рекомендации по изобразительной деятельности и конструированию в дошкольном учреждении. Шмакова Т.И.
     Учебное пособие «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста». Петрова Э.Д.
     Учебное пособие «Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет в предшкольном классе». Ковригина Л.В.
     Программа по формированию элементарных математических представлений у детей 5,5-6 лет. Ковригина Л.В.
     Методические рекомендации по развитию речи детей 5-7 лет. Кузнецова Е.Б.
     Подготовлено к печати учебное пособие «Постановка голоса и выразительное чтение». Гаврилова Н.Г.

     Результаты разработки темы используются в практической деятельности ДОУ № 36 Калининского района, д/с «Умка» Октябрьского района, средней школой № 99 г. Новосибирска, общеобразовательными и коррекционно-образовательными учреждениями ДОУ №№ 192, 222, 501, №300, школой-садом №60, домом ребенка №2, МОУ СОШ № 1 и др.

     В плане дальнейшей работы намечено проведение анализа состояния исследуемой проблемы открытия предшкольных групп в городе Новосибирске. Готовятся документы на открытие при ФППД НГПУ педагогического класса для практических работников, не имеющих педагогического образования. Кузнецовой Е.Б. разрабатываются рекомендации по разработке порядка сбора и оформления нормативных документов на открытие групп в дошкольных образовательных учреждениях (Положение ДОУ об открытии предшкольных групп, разработка образца договора с родителями, положение о распорядке дня в предшкольной группе и т.д.).

     В этом году материалы и методические рекомендации, разработанные на факультете, апробируются в работе классов предшкольной подготовки в г. Бердске и группах дошкольного возраста в Педагогическом лицее г. Новосибирска. В рамках этой работы преподаватели факультета наметили и проводят серию обучающих семинаров, мастер-классов и круглых столов. В Бердске в рамках комплексной темы факультета ведётся научная работа по теме «Сопровождение личности ребёнка в условиях образовательного пространства (Социально-педагогический комплекс школа-детский сад)» на базе МОУ СОШ № 11, ДОУ №№ 21, 28, 9, УДО СЮН, СЮТ, ДЮСШ, ГЦДТ, КМЖ, ДК «Родина» г. Бердска.

     Работа планируется в следующих направлениях:
     1. Преемственность программ дошкольного и начального образования:
     – повышение профессиональной компетентности воспитателей и учителей начальных классов. Формы проведения: семинары, проблемные столы и конференции.
     2. Создание лектория для родителей:
     – проблемные столы и консультации
     3. Интеграция дополнительного образования в образовательный процесс:
     – организация школы полного дня для учащихся, психолого-педагогическое сопровождение в выборе профессии (проф. пробы), организация проектной деятельности, научного общества обучающихся.
     4. Проведение психолого-педагогического мониторинга, проведение открытых занятий и уроков, анализ адаптации детей, обучающихся в 1, 5, 10 классах.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru