На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого
     

Некоторые вопросы преемственности детского сада и школы в формировании у детей готовности к освоению письменной речи


Вартапетова Г.М.,
кандидат педагогических наук,
начальник научно-методического отдела
коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО;

Борисова Л.В.,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 179 Советского района;

Горошникова Н.М.,
учитель-логопед МОУ детского сада № 165
Советского района

     В настоящее время вопросы преемственности школы и детского сада остаются не менее, а, может быть, даже более актуальными, чем раньше. С одной стороны, во многих школах открываются гимназические и лицейские классы, требующие довольно высокого уровня подготовки детей, с другой – неуклонно растет число детей с ослабленным здоровьем, не имеющих возможности посещать дополнительные занятия по подготовке к школе.

     Взаимодействие детского сада и школы придает процессу обучения целостный, последовательный и перспективный характер, когда две начальные ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Данный подход позволяет в дошкольном учреждении создать условия для полного развития личностных качеств ребенка, обеспечить условия его адаптации к учебному процессу, а в начальной школе – сформировать у детей мотивацию учения, создать условия, при которых учебная деятельность становится основной формой самовыражения ребенка.

     С точки зрения Л.С. Выготского, дошкольники и младшие школьники принадлежат к одной психологической эпохе – эпохе детства. Поэтому наиболее эффективно преемственность в обучении и воспитании может быть осуществлена в условиях организации единых и взаимодействующих форм воспитания и обучения детей этих возрастных групп.

     Рассматривая психологическую готовность к школе как целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития личностной и интеллектуальной сфер, педагоги детского сада и школы должны понимать, что отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой отставание в развитии других.

     Выявление и преодоление недоразвития отдельных функций осуществляется в процессе психологического сопровождения развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации процесса развития.

     Функциональный базис письменной речи – это многоуровневая система, включающая функции и навыки высокой сложности, при этом у навыков чтения и письма психологическая база несколько различается. Устная речь является одной из ведущих функций в психологическом базисе письма. Все компоненты, формы и функции устной речи в основном складываются у ребенка к моменту поступления в школу. В начальной школе именно на структурах устной речи формируется новая для ребенка деятельность – письменная речь. Однако многие авторы отмечают замедление речевого онтогенеза даже у здоровых детей (Грибова, 2000), у детей с проблемами здоровья отклонения в развитии речи достигают уровня дизонтогенеза.

     Нами проведено исследование состояния некоторых важнейших базисных для письменной речи функций и навыков у учащихся одной из новосибирских школ. Выбор школы определялся тем, что в микрорайоне нет специализированных школ, оттягивающих на себя более готовых к учебе детей, и школа принимает всех детей своего микроучастка. Дифференциация детей проводится уже в самой школе: имеются гимназические классы, классы возрастной нормы и классы коррекционно-развивающего обучения. Проводится подготовка к школе детей шести лет.

     Всего обследовано 164 ребенка 7 лет, поступивших в первый класс.

     Для обследования применялась тестовая методика Фотековой (2000), модифицированный нами экспресс-вариант.

     Анализ результатов обследования состояния устной речи показал, что лишь 16-19% учащихся успешно выполнили тест в целом.

     Значительно различается успешность выполнения отдельных серий проб. Наибольшие проблемы выявляются у детей в развитии связной речи. При этом пересказ давался детям легче, чем составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». При пересказе дети в основном понимали содержание текста и передавали его с незначительными искажениями структуры (в основном пропуски структурных компонентов). В отдельных случаях отмечались случаи замены элементов текста, приводящие к некоторому изменению его смысла. У значительного числа учащихся возникали значительные трудности в установлении последовательности событий. Качество составленного рассказа у большего числа детей было невысоким. В среднем рассказ состоял из 4,3 предложений, в основном использовались трех-четырехсловные простые распространенные предложения. Линейная схема предложений, как правило, соответствовала языковым нормам. Однако в отдельных случаях в предложении в качестве подлежащего одновременно использовались существительное и местоимение («Дети, они строили снеговика»), отмечены пропуски знаменательных слов. Выявлены случаи морфологического аграмматизма: изменение рода подлежащего (снеговик – снежная баба) при неизмененном сказуемом («Снежная баба стоял и смотрел вокруг»). Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения встречались весьма редко, отмечены так называемые подстановочные предложения: «Потом снеговик начал таять. Потому что солнце запекло».

     Лексический состав рассказов у большинства детей беден: присутствуют в основном существительные, глаголы, местоимения, предлоги, непроизводные союзы, местоименные наречия, редко встречаются прилагательные. Отсутствуют названия частей предметов, обозначения пространственно-временных категорий. Редко или неверно используются грамматические связи между предложениями текста.

     Низкие показатели отмечаются и по результатам исследования навыков словообразования и словоизменения. Эти же пробы показали низкий уровень сформированности словарного запаса: имеют место затруднения в использовании обобщающих понятий, в активном словаре недостаточно относительных и притяжательных прилагательных. При суффиксальном словообразовании прилагательных отмечено неадекватное использование суффиксов в атрибутивных словосочетаниях (например, варенье из сливы – «сливочное»), что скорее свидетельствует не о недостаточности грамматического строя речи, а о недоразвитии лексико-семантического ее уровня.

     У подавляющего большинства первоклассников выявлен низкий уровень сформированности фонематического восприятия. Анализируя выполнение проб, показывающих состояние артикуляционной моторики и звуко-слоговой структуры слова, можно заключить, что основной причиной недоразвития фонематического восприятия является нарушение артикуляционной моторики. При воспроизведении соответствующих проб у первоклассников появляется трудности создания и удержания артикуляционной позы, при этом язык беспокоен, наблюдается тремор. В динамических упражнениях отмечены напряженность, замедленность движений, вовлечение нехарактерных для данного движения органов (синкинезии). Данные симптомы являются проявлением минимального органического поражения стволовых или подкорковых структур головного мозга. И, если в звукопроизношении данные отклонения не всегда проявляются, то на более сложную функцию – фонематическое восприятие – они влияют достаточно сильно. Тревожит то, что нарушение артикуляционной моторики органической природы встречаются в среднем у ? всех обследованных детей.

     Анализируя состояние звукопроизношения, видим, что из 164 обследованных детей у 79 имеются его нарушения. Нарушения проявляются в основном в виде стертой или выраженной дизартрии, дислалии, выявлен один ребенок с открытой ринолалией. Число нарушенных звуков значительно варьирует: от 1-2 до 10-12 фонем. У 37% всех детей выявлены нарушения звуко-слоговой структуры слова. В основном дети затруднялись в произнесении слов со сложной звуко-слоговой структурой, включающей несколько стечений согласных (термометр, аквалангист, сковорода).

     Хорошо представляя механизмы нарушений письменной речи, мы можем сделать вывод о том, что низкий уровень развития устной речи и отдельных ее компонентов, в частности, может привести к различным формам дислексии и дисграфии, к трудностям освоения письма по правилам орфографии (дисорфографии). Таким образом, подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, входят в группу риска по нарушениям письма и чтения. Разумеется, что риск может и не реализоваться, но для этого необходимо несколько изменить содержание образования детей данной категории, построив его на основе комплексного подхода. Надо подключить к работе с детьми, помимо учителя, еще и логопеда, психолога, возможно, некоторым детям нужна помощь медицинских работников.

     Результаты диагностики уровня актуального развития каждого ребенка служат основой для ориентации родителей, воспитателей и, в последующем, учителей на его индивидуальные и возрастные психологические особенности.

     Вызывает тревогу то, что в последнее время происходит искажение взаимоотношений родителей и детей. Место личного и познавательного общения все больше занимает его узко прагматические формы: по поводу ухода, режима, учебы и т.п. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствует формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения. Именно эти аспекты детско-родительских отношений должны стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в беседах с родителями. Особое значение необходимо придавать консультированию родителей детей с проблемами, так как далеко не все родители адекватно оценивают возможности своего ребенка, что ведет к позднему обращению к специалистам.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru