На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 9 мая 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
     

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Лариса Александровна Беляева,
педагог-психолог лаборатории дошкольного и
предшкольного образования ГЦОЗ «Магистр»

     За дошкольный период ребенок приобретает очень многое из того, что остается с ним надолго, определяет его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части:
     1. Возраст 3-4 года связан с укреплением эмоциональной саморегуляции.
     2. Возраст 4-5 лет касается нравственной саморегуляции.
     3. К 6 годам начинают формироваться деловые личностные качества.

     Источником моральных представлений ребенка являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе:
     – общения;
     – наблюдения;
     – подражания;
     – через систему поощрений и наказаний.

     Общению принадлежит особая роль в развитии личности, оно ведет к познанию себя и других людей, к формированию оценки и самооценки. Через общение ребенок усваивает определенные нормы и правила группового поведения, что позволяет ему в будущем хорошо сходиться с другими людьми, налаживать деловые и личностные взаимодействия.

     Хорошим помощником в формировании правильного поведения и общения является сказка. Сказка необходима ребенку для решения его собственных проблем. Ребенок не любит наставлений, сказка не учит его напрямую, она воздействует на воспитание косвенно. Сказка предлагает образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя получая жизненно важную информацию.

     Взрослым следует учесть, что каждый момент взаимоотношений с ребенком является элементом общения. В эти моменты ребенок хорошо чувствует и понимает, принимают его или нет, любят или нет, нужен он или нет.

     Через наблюдение ребенок усваивает характерное поведение взрослых. Это в свою очередь воздействует на формирование таких личностных качеств, как инициативность, воля, независимость.

     Очень заметным в дошкольный период становится процесс подражания. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии личности на основе подражания. Особую роль в прогнозировании личностного развития ребенка играет представление о том, как дети воспринимают и оценивают своих родителей. Особо заметное воздействие родителей дети испытывают от 3-8 лет. Причем девочки испытывают воздействие от 3-8 лет, а мальчики от 5-7 лет.

     Дошкольный возраст характерен и тем, что дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок старается добиться ее, а не ждет, когда его просто похвалят. Это говорит о том, что этот период также сензитивен и для формирования у ребенка мотивации достижения успеха, и это в дальнейшем ведет к успешности в учебной, профессиональной и других видов деятельности.

     Но важно знать, что для детей в этом возрасте очень сложно избирать образ действий, при помощи которого они могут достигнуть вероятного успеха. Это связано с особенностями формирования уровня притязаний. У детей 5-6 лет уровень притязаний завышен, но если ребенку предоставлять информацию о том, каких успехов он достиг при решении тех или иных конкретных задач, а не только информацию об устойчивости успехов и неудач, то ребенок уже с разумной осторожностью будет выбирать задачу. Но окончательное понимание того, что не все зависит от способностей, но еще и от усилий к ребенку приходит гораздо позже, примерно к 8-9 годам, а окончательно складывается на 3-4 года позже.

     Наряду с озабоченностью одобрения со стороны взрослых людей появляются и новые мотивы общения – деловые и личные. Деловой мотив общения ведет к решению какой-либо задачи, а личные мотивы связаны с внутренними потребностями ребенка (хорошо или плохо поступил, как относятся окружающие, каким образом оценивают?).

     Также к этим мотивам присоединяются и мотивы учения. Они касаются знаний, умений и навыков, а непросто детского любопытства. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя потребность, мотивационно-личностная готовность к учению. Она и составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

     Вершиной же личностного развития ребенка в дошкольный период является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

     И в заключение следует отметить, что взрослым необходимо воспитывать в ребенке заданные в обществе образцы поведения так, чтобы эти образцы становились регуляторами поведения, принципом отношения между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

     ЛИЧНОСТЬ «воспитывается, а не «натаскивается»!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru