На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
     

Как подготовить к школе гиперактивного ребенка

Ирина Викторовна Воробьева,
педагог-психолог лаборатории дошкольного и
предшкольного образования ГЦОЗ «Магистр»

     Возможно, само поведение гипердинамических детей слишком напоминает поведение детей невоспитанных, педагогически запущенных, и отстающих в развитии, и дифференциальная диагностика трудна для учителя. Как правило, учителя начальных классов воспринимают гипердинамических детей либо как злостных хулиганов, либо как просто дурно воспитанных детей.

     Но и в жизни гиперактивного дошкольника наступает ответственный момент – шесть лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители – в ужасной тревоге.

     Что же делать, чтобы с наименьшими потерями и наибольшим КПД миновать этот суровый для родителей гиперактивного ребенка этап.

     В первую очередь нужно:
     1. Не выработать у ребенка стойкого отвращения к процессу школьного обучения еще до начала самого обучения.
     2. Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребенка.
     3. Подготовить ребенка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
     4. Сформировать у ребенка положительную самооценку и позитивный настрой на предстоящее обучение.

     Недопустимо отдавать гипердинамического ребенка в школу, если на момент поступления ему еще не исполнилось семь лет.

     Ребенок может быть сколько угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения, и это обязательно проявится, возможно, и не сразу. Тогда без перегрузки нервной системы или серьезной психологической травмы из ситуации не выйти. Поэтому лучше предупредить ее с самого начала.

     Даже если ребенок читает, считает и пишет, еще год в детском саду ему не будет скучно. Если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его на этот год в один или два кружка «по интересам». А на следующий год, окрепнув физически и психически, ребенок спокойно и с удовольствием пойдет в школу.

     За год до начала обучения (но не раньше) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. Идеальный вариант – курсы в той же самой школе, в которую ребенок пойдет, где курсы ведут учителя, которые на следующий год набирают первый класс. Учитель знакомится с детьми, узнает их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок в свою очередь, в щадящей обстановке привыкает к учителю и к его требованиям. Кроме того, ребенок знакомится с пространственной организацией школы. Для гиперактивного ребенка с его ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика.

     Занятия в детском саду не могут в достаточной степени подготовить гипердинамического ребенка к поступлению в школу, т.к. он слишком подвижен, болтлив и постоянно отвлекается.

     Кроме того, в предшествующий поступлению в школу год с таким ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости гиперактивного ребенка. Ему нужен индивидуальный подход. Вот родители и могут его обеспечить ребенку.

     В большинстве групп по подготовке к школе задают домашние задания.

     Как выполнять задания дома?

     1. Определите, когда у ребенка наступает период наибольшей работоспособности. Помните, что у гиперактивных детей из-за особенностей нервной системы бывают «плохие» дни и «плохие часы». Заставлять ребенка делать в это время то, что и так дается с трудом, значит понапрасну губить его и свои нервные клетки.

     Учите ребенка самого контролировать свое состояние. Пусть он научится отслеживать свои «плохие» и «хорошие» периоды и сообщать об этом окружающим.

     Пусть взрослый, которому ребенок вполне доверяет, регулярно и подробно сообщает ребенку о своих наблюдениях за его состоянием:

     – «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра».
     – «После садика ты кажешься страшно возбужденным. Может быть, имеет смысл принять душ, а потом уже начать заниматься?»
     – «В этот раз у тебя просто замечательно и быстро все получилось. Пожалуйста, запомни это состояние!»

     Через некоторое время ребенок начинает вставлять в этот контекст и свои замечания.

     В случае с гиперактивным ребенком надо исходить именно из его особенностей, а не из ваших представлений о том, что правильно, а что не правильно. «Сломать» маленького ребенка можно почти всегда, но в случае выраженных неврологических нарушений последствия могут быть роковыми как для здоровья ребенка, так и для ваших с ним отношений.

     После того как определены «плохие» и «хорошие» периоды (или ребенок обучен сообщать об их наступлении), наступает время формирования ритуала занятий.

     2. Ритуал занятий. Гиперактивному ребенку в первую очередь необходима дисциплина внешняя. В том числе дисциплина пространства. Обязательно нужно постоянное место для ваших с ним занятий. Стол и стул должен быть адекватной высоты – ноги стоят на полу всей стопой, колени согнуты под углом в девяносто градусов, крышка стола на уровне низа груди ребенка (иначе ребенок будет болтать ногами, вертеться и сидеть на стуле, подложив под себя ногу, что приведет к искривлению позвоночника, следовательно, к еще большему нарушению мозгового кровообращения, а это в свою очередь, обусловит еще большую отвлекаемость).

     Свет должен падать слева (если ребенок правша) и быть умеренно ярким. На столе не должно быть лишних вещей (иначе ребенок будет просто с ними играть, позабыв обо всех занятиях). Нельзя ставить стол гипердинамического ребенка так, чтобы он мог прямо из-за стола смотреть в окно, а не в тетрадку. Все вещи, необходимые для занятий, должны быть аккуратно разложены по своим местам, выглядеть красиво и привлекательно. Первое время следить за всем этим придется родителям, потому что поддерживать порядок на своем столе ребенок не в состоянии.

     Итак, красиво разложены в пенале карандаши, ластики, ручки. Приготовлена тетрадка, выключены все бытовые «отвлекатели». Можно на видное место поставить часы. Главная задача родителя: не давать ребенку отвлекаться. Причем речь идет не об окриках и одергиваниях, а о тактичном, но неуклонном возвращении его к теме выполняемого задания.

     Приемлемые реплики:
     – итак, в задаче сказано, что…
     – ты остановился на второй строчке…
     – пожалуйста, еще раз взгляни на эту картинку…
     – вспомни, что же здесь нужно сделать…
     – давай вернемся к нашему заданию…
     – осталось совсем немножко подумать и все будет сделано…
     – я уверена, что ты быстро справишься с этим заданием…

     Надеяться на то, что гиперактивный ребенок сам будет выполнять домашние задания – совершеннейшая утопия. В начале обучения с гиперактивным ребенком надо «сидеть». Можно разрешать ребенку самостоятельно выполнять те задания, которые он особенно любит и которые у него получаются. Гиперактивных детей, которые любили бы писать палочки, – не бывает!

     3. Правильная последовательность в выполнении заданий.

     Педагоги рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким (пока мозги еще «свежие»). Для обычных детей это, может быть, и верно. Но для гиперактивных – недопустимо. Столкнувшись сразу со сложным заданием, ребенок «опускает руки» и полностью теряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Гипердинамические дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать работу с гипердинамическим ребенком нужно с самого легкого задания, которое у него обязательно получится. Можно начинать с повторения уже пройденного и известного. Ребенок свободно справится с предложенным заданием, обрадуется, «разогреется» и обретет необходимую сосредоточенность и уверенность в себе. За выполненное задание ребенка обязательно нужно похвалить.

     Дальше нужно переходить к более сложным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. В это время сосредоточенность ребенка на процесс максимальна. Далее внимание и способность к концентрации идет на спад, вместе с ним идет на спад и трудность предлагаемых ребенку заданий. Заканчивать нужно опять чем-нибудь легким, с чем даже уставший ребенок определенно справится. В конце занятия можно повторить что-нибудь из уже известного. Тогда у ребенка остается ощущение успешности всего занятия в целом.

     Посещение курсов подготовки к школе важно с точки зрения предварительной адаптации к школьному образу жизни.

     Для нашего гиперактивного ребенка гимназии и «престижные школы» – вещь необязательная и даже не очень полезная. Главное – по возможности хорошо подготовиться к обучению в обычной массовой школе.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru