Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении
|
Наталья Витальевна Манакова,
заведующая МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 234 «Кроха»
Октябрьского района г. Новосибирска
|
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения – это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, включающая:
– создание здоровьесберегающей инфраструктуры ДОУ;
– рациональную организацию воспитательно-образовательного процесса;
– организацию физкультурно-оздоровительной работы;
– просветительско-воспитательную работу с детьми, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
– организацию системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями;
– медицинскую профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.
Существенное влияние на состояние здоровья дошкольников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность помещений; комплектация групп мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность детей и другое. Все эти параметры регулируются требованиями действующих СанПиНов и администрация ДОУ должна их выполнять. В то же время важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не столько материальная база ДОУ, а та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями. Активная позиция в формировании учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной нагрузки возрастным возможностям детей, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы – вот те резервы, которые имеются в каждом ДОУ. От них напрямую зависит психическое и физическое здоровье детей.
Оздоровительные задачи и способы их решения
№ п/п |
Оздоровительная задача |
Способы решения |
1 |
Профилактика гипокинезии |
Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок |
2 |
Профилактика нарушений осанки |
Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы |
3 |
Профилактика травматизма |
Обучение технике выполнения физических упражнений |
4 |
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний |
Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптивных возможностей систем организма |
5 |
Профилактика простудных заболеваний |
Использование в занятиях физическими упражнениями закаливающих процедур и компонентов дыхательной гимнастики и т.д. |
6 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях |
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям, для которых процессы роста и развития являются тем фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо. Поэтому мы рассматриваем двигательную активность в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей.
Что должен контролировать и учитывать инструктор по физической культуре:
1. Уровень физического развития – на основании данных о длине и массе тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Детям с низким уровнем физического развития и с дисгармоничным развитием необходим щадящий режим физической нагрузки.
2. Уровень двигательной подготовленности – на основании стандартного набора тестов, характеризующих выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость.
3. Уровень технической подготовленности ребенка – на основании педагогических наблюдений и контрольных испытаний.
4. Уровень знаний ребенка в области физической культуры и здорового образа жизни – на основании бесед с детьми, проведения диагностики и других средств оперативного или этапного контроля знаний.
5. Состояние здоровья и адаптационные возможности ребенка – на основании данных медицинских карт, наблюдения на занятиях, измерения физиологических показателей (частоты пульса) при выполнении стандартных нагрузок.
6. Степень утомления в процессе выполнения физических нагрузок – на основании внешних признаков и данных объективного контроля.
7. Адекватность нагрузки возрастным, половым и индивидуальным особенностям детей с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости.
8. Уровень мотивации детей к занятиям физической культурой.
9. Качество самоподготовки детей к занятию.
Что должен контролировать воспитатель:
1. Причины отсутствия ребенка в ДОУ.
2. Степень взаимодействия детей с инструктором по физвоспитанию и уровень их мотивации к занятиям.
3. Активность участия детей в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
4. Наличие позитивного контакта инструктора по физвоспитанию с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии.
5. Состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.
На что должна обращать внимание медицинская сестра ДОУ:
1. Анамнез и индивидуальные особенности ребенка, влияющие на его физические и психические возможности.
2. Характер, частота, длительность и тяжесть обострений хронических заболеваний; наличие средств купирования приступов.
3. Наличие признаков переутомления у детей в процессе занятий.
4. Наличие отклонений в физическом и функциональном развитии ученика.
5. Динамика острых и респираторных заболеваний и обострений хронических заболеваний в течение месяца, квартала, года.
6. Уровень и характер травматизма.
О чем должен заботиться старший воспитатель
1. Расписание занятий должно быть составлено таким образом, чтобы занятие физической культуры не проводилось непосредственно перед занятием математики или развития речи.
2. Физминутки и физпаузы в рамках занятия не должны нарушать его логику.
3. Дни здоровья и другие мероприятия следует проводить в условиях хорошей погоды, по разработанному заранее сценарию.
4. Спортивные успехи ребенка должны быть известны всему ДОУ и служить примером для всех.
5. Педагогический коллектив ДОУ должен с уважением относиться к занятиям физической культурой и к педагогам этого профиля.
В чем состоит ответственность руководителя ДОУ:
1. Организация, поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы ДОУ.
2. Обеспечение кадровой политики, направленной на привлечение и удержание профессиональных педагогов – специалистов в области физического воспитания.
3. Создание условий для возможно более широкого удовлетворения потребностей детей в разнообразных формах и видах физической активности, расширение сети секций и кружков.
4. Повышение авторитета физической культуры в глазах педагогов, родителей и детей.
5. Обеспечение медико-психологического контроля за процессом физического воспитания детей во всех его формах.
6. Активизация усилий родительской общественности, направленных на создание в ДОУ условий для оздоровления детей на основе системной, многоплановой работы.
7. Использование передовых методов и технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
|