На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
     

Сохранение психофизического здоровья детей

Людмила Фёдоровна Семёнова,
старший воспитатель МДОУ детский сад № 388
компенсирующего вида «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

     Видеть красивого, умного, здорового ребёнка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

     Радикальные изменения, происходящие в Российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть как физически и психически здоровыми и интеллектуально развитыми, так и свободными людьми, обладающими чувством собственного достоинства, способными на свой выбор, уважающими мнения окружающих.

     В дошкольном детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья и поэтому формирование культуры здоровья, очень актуально. Педагог должен организовать образовательный процесс как сберегающий здоровье ребёнка и воспитывающий ценностное отношение к здоровью; воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни. Ориентируясь на индивидуальные особенности детей и привитие основ здорового образа жизни, наше ДОУ ведёт поиск новых подходов к оздоровлению детей, отслеживает результаты воспитательно-образовательной деятельности, чтобы обеспечить развитие ребёнка и сохранить его психическое и физическое здоровье.

     ДОУ посещают 60 детей с различными нарушениями речи. Работа с данными детьми предполагает тесную взаимосвязь медицинского персонала, педагогов и психолога, которая бы гарантировала сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

     Детский сад работает по программе М.А. Васильевой, дополняя её парциальными программами Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Д. Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам». Это позволяет создать в ДОУ комплексную систему воспитания физически и психически здорового, разносторонне развитого, инициативного ребёнка; обеспечить дошкольникам с нарушениями речи комфортные условия развития, воспитания и обучения, организовать среду психолого-педагогической и речевой поддержки.

     ДОУ для сохранения психофизического здоровья детей и формирования у них здорового образа жизни работает по следующим направлениям:
     – охрана и укрепление психофизического здоровья ребёнка;
     – обеспечение эмоционального благополучия детей;
     – лечебно-профилактические мероприятия;
     – учебно-воспитательная работа по воспитанию осознанного отношения к здоровому образу жизни;
     – оздоровительные мероприятия;
     – внедрение новых технологий;
     – работа с родителями.

     Для успешной педагогической и оздоровительной деятельности в ДОУ функционируют музыкальный и физкультурный залы, кабинеты психолога, логопедов, медицинский кабинет, которые оснащены всем необходимым оборудованием в соответствии с современными требованиями. Оздоровительный комплекс детского сада включает в себя:
     – сухой бассейн,
     – сенсорную дорожку,
     – развивающее оборудование «Зоопарк»,
     – дорожки «Травка», «Здоровье», «Паровозик»,
     – массажеры,
     – нестандартное оборудование для физкультурных занятий,
     – электробукет для релаксации, «Дерево настроения», постоянно действующий утолок для выражения собственных эмоций «Моё настроение», прибор для аромотерапии,
     – приборы бытового пользования «Дюна», «Ультратон» и др. В оздоровительном комплексе также сформирована видео и аудиотека.

     Медицинскими работниками нашего ДОУ отработана своя технология по оздоровлению детей. Составляется 10-дневное перспективное меню, проведение «С»-витаминизации третьего блюда, видоизменяются «нелюбимые» блюда. Проводится закаливание «Волшебный напиток», «Морские лужи», «Поймай рыбку», по методу Иванченко, босохождение.

     Педагоги ДОУ стремятся максимально обеспечить условия для развития ребёнка, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Существенную роль в работе коллектива играет гибкое сочетание традиционных и нетрадиционных методов: кукло- и сказкотерапии, кинезотерапии, психогимнастики, артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики, релаксации, физио-, фито-, аромо- и музыкотерапии, логоритмики и т.д.

     Ребёнок-дошкольник не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. Всем известно, что важная движущая сила воспитания – авторитет. Чтобы ребёнок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей. И поэтому с целью создания единого образовательного пространства и повышения уровня знаний родителей детский сад проводит «Родительский всеобуч» и «Дни открытых дверей». Совместно с родителями проводятся спортивные праздники и музыкальные гостиные, развлечения и творческие выставки. Так, например, в ДОУ проходил семинар «Нетрадиционные формы оздоравливания детей в детском саду», на котором были представлены новые эффективные формы работы по укреплению здоровья детей. Семинар для родителей групп раннего возраста «Игры раннего возраста», на котором решались задачи сохранения физического и психического здоровья детей, роль семьи как фактора физического и психического здоровья ребёнка, формирования у детей навыков здорового образа жизни, роль игры в эмоциональном благополучии и сохранении здоровья ребёнка.

     В апреле этого года в ДОУ проходили «Дни открытых дверей», что вызвало у родителей заинтересованность, эмоциональный отклик. Они активно участвовали в подготовке и проведении всех мероприятий: открытых занятий, спортивного развлечения, психологического тренинга.

     Активно работает «Мастер-класс». В каждой группе оформлен уголок «Моё настроение», «Цветовые каскады», центр «Песок – вода». Большое внимание оздоравливанию детей уделяется в летний период.

     Для развития психофизического здоровья детей проводятся физкультурные занятия, утренняя гимнастика, закаливание, физминутки, подвижные игры, индивидуальная работа, логоритмическая гимнастика, физические досуги, спортивные праздники и «Неделя здоровья». Беседы, посвященные здоровому образу жизни – утренней зарядке, закаливанию, подвижным играм на свежем воздухе в любое время года, солнечным и воздушным ваннам, сказки, стихи и загадки, вызывают интерес к здоровому образу жизни, формируют полезные привычки.

     Система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень их психофизического здоровья. Благодаря слаженной работе медико-педагогического персонала ДОУ и при поддержке единомышленников-родителей мы сохраняем и укрепляем здоровье детей, вырабатываем позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru