Из опыта работы. Технология «Кубизм и стихоритм в обучении рисованию детей дошкольного возраста»
|
Надежда Витальевна Плетенчук ,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ детский сад № 506
комбинированного вида «Солнышко»
Советского района г. Новосибирска
|
Исследования педагогов и психологов показали, что на развитие художественной культуры и формирование основ личности большое внимание оказывает изобразительная деятельность, а в частности рисование. Рисунок и живопись – это важное средство познания мира, и познания себя, самовыражение, радость и страсть.
Помните из детства? «Точка, точка, запятая, минус – рожица кривая…». С каким удовольствием мы рисовали этих забавных человечков! И забавляло то, что нарисовать их можно было под собственную диктовку по определенному стихотворному порядку. Это натолкнуло меня на мысль, что возможно и любые предметы можно так нарисовать, используя стихоритм. Очень легко запомнить стихотворение, сопровождая его действиями и наоборот. Также решила применить игру-забаву: рисовать все, что видим геометрическими фигурами.
Известно, что «упрощение форм, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур» – это одно из направлений живописи – кубизм. Тела людей, животных, предметы кажутся разложенными на сумму простых геометрических форм и при их помощи можно легко изобразить желаемый предмет, животное или человека. Объединив направление живописи – кубизм и стихи, разработала несколько «Речевых схем» или «Речевых рисунков» и попробовала порисовать с детьми, используя их. Ребятам понравилось это занятие, и они с большим удовольствием запоминали схемы и рисовали предметы.
Работаю по своей технологии уже 15 лет, постоянно совершенствую ее, разрабатываю новые речевые схемы, рифмовки, дополняю ее новыми своими техниками: «Тканевая гипсопластика», «Рисунки по рельефной ткани». Чтобы малышам было интереснее экспериментировать с цветными красками, придумала «Сказку о красках» в стихах, где доходчиво рассказывается, как можно получать новые оттенки. А сказка «Город весёлых рисовушек» помогает начинающим художникам запоминать цветовую гамму, символы и формы. Удачно дополняет технологию, создаваемая мною развивающая среда студии: мольберты, доска, волшебное «Радужное дерево», «Цветовое ассорти», «Релаксационные подушечки» и многое другое. Все это помогает детям с легкостью изображать желаемые предметы, животных, людей, постройки и транспорт, объединяя их в своих сюжетных рисунках. Они научились умело располагать рисунок на листе бумаги, учитывая форму и размер. Экспериментируя с красками цветом, дети могут получать новые оттенки. Малыши стали более внимательными, инициативными, активными, у них резко снизился страх перед неудачей изображения предметов, и появилась уверенность в себе и своих возможностях. Также улучшилась память, координация движений руки и мелкая моторика пальцев. При помощи стихоритмов и речевых схем дети научились рифмовать простейшие четверостишья, придумывать сюжеты сказок, разыгрывать представления с объемными самодельными игрушками из гипса. Вся проводимая работа способствовала развитию у детей воображения, фантазии и творческого потенциала.
|