Выпуск №14, декабрь 2007 Тема номера: «Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы» |
|
|
01 |
|
02 |
|
03 |
|
04 |
|
05 |
|
06 |
|
07 |
|
08 |
|
09 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
Архив выпусков |
|
|
|
Главная / Из опыта работы | |
Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей раннего возраста
|
Митрохович Т.И.,
старший воспитатель МДОУ детский сад № 20
комбинированного вида «Сказка»
Калининского района г. Новосибирска
|
В последние годы в связи с рядом причин внимание исследователей привлечено к раннему детскому возрасту. Возрастают требования к методическому обеспечению способов диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. Важнейшей проблемой диагностики нервно-психического развития является разработка адекватных объективных методик обследования детей.
В детском саду № 20 комбинированного вида «Сказка» большое внимание уделяется воспитанию, развитию и обучению детей раннего возраста. В ДОУ успешно внедряются в работу с детьми раннего возраста новые технологии, изучается лучший отечественный и зарубежный опыт воспитания детей от двух до трех лет, идет поиск и отбор методик обследования нервно-психического развития детей раннего возраста.
Третий год в детском саду успешно апробируется методика Е.И. Морозовой по составлению индивидуальных адаптационных профилей. Методика позволяет выявить индивидуальные особенности развития уже в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Методика предусматривает проведение с детьми двенадцати диагностических ситуаций, каждая из которых оценивается по шестибальной шкале.
Ситуации по методике Е.И. Морозовой:
– Поведение ребенка в групповом помещении.
– Поведение при знакомстве с новыми взрослыми и при вынужденном выходе из группового помещения.
– Поведение ребенка в новом помещении.
– Вхождение в самостоятельную игру.
– Выполнение нового для ребенка задания, предлагаемого и регламентируемого взрослыми (деловой контакт).
– Поведение при эмоционально-тактильных шуточных играх.
– Самостоятельные действия с игрушками.
– Действия ребенка при активном поощрении взрослым.
– Действия ребенка при порицании взрослого.
– Принятие новой игровой задачи.
– Действия ребенка в условиях обучения.
– Действия в условиях лимита времени.
По окончании обследования на каждого ребёнка составляется адаптационный профиль. Анализ адаптационных профилей по предложенным ситуациям позволяет выявить особенности индивидуальных реакций детей, а также определить, какие стороны развития личности ребенка являются самыми значимыми при взаимодействии с взрослыми (эмоциональный контакт или деловой контакт).
Профиль показывает, какие приемы формирования адаптивных процессов наиболее эффективны в каждой ситуации, к каким способам взаимодействия с взрослыми наиболее сензитивны дети разных возрастных групп.
Эта диагностика проводится в группе раннего возраста два раза в год.
Первый раз в сентябре-октябре, по мере поступления детей в ДОУ. Второй раз в январе-феврале, чтобы проанализировать, как изменилась ситуация: на каком уровне адаптационного процесса находится ребенок. Это даёт возможность установить, в каких ситуациях адаптационный процесс в большей мере определяется особенностями эмоционального состояния, а в каких – поисково-ориентировочной активностью.
Адаптационные индивидуальные профили позволяют увидеть и вычленить проблемы в развитии ребенка уже в период адаптации к условиям детского сада.
Помимо адаптационных профилей в эпикризные сроки идет обследование нервно-психического развития по методике К.Л. Печоры и на каждого ребенка заполняется карта нервно-психического развития. Затем проводится комплексный анализ всех полученных результатов, определяется уровень развития ребенка и намечается индивидуальный план действий для коррекции выявленных отставаний в развитии. Данный анализ учитывается в дальнейшем учителем-логопедом при первичном логопедическом обследовании детей.
Помимо вышеперечисленных методик обследования в нашем детском саду в работе с детьми раннего возраста используются следующие технологии:
– Л. Павловой по проведению фольклорных занятий.
– Л. Даниловой по формированию у детей представлений о множестве.
– Д. Силивон по подготовке детей раннего возраста к занятиям аппликацией.
– О. Громовой по развитию речи.
– О. Янушко по изобразительной деятельности.
Результатами нашей работы стали:
1. Успешное усвоение детьми группы раннего возраста «Программы обучения и воспитания в детском саду».
2. Сокращение периода адаптации к условиям ДОУ до двух недель.
3. У 91 % детей лёгкая и средняя степень адаптации. У 50% детей улучшается количественно-качественная оценка показателей нервно-психического развития.
| Наверх |
|