На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей раннего возраста

Митрохович Т.И.,
старший воспитатель МДОУ детский сад № 20
комбинированного вида «Сказка»
Калининского района г. Новосибирска

     В последние годы в связи с рядом причин внимание исследователей привлечено к раннему детскому возрасту. Возрастают требования к методическому обеспечению способов диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. Важнейшей проблемой диагностики нервно-психического развития является разработка адекватных объективных методик обследования детей.

     В детском саду № 20 комбинированного вида «Сказка» большое внимание уделяется воспитанию, развитию и обучению детей раннего возраста. В ДОУ успешно внедряются в работу с детьми раннего возраста новые технологии, изучается лучший отечественный и зарубежный опыт воспитания детей от двух до трех лет, идет поиск и отбор методик обследования нервно-психического развития детей раннего возраста.

     Третий год в детском саду успешно апробируется методика Е.И. Морозовой по составлению индивидуальных адаптационных профилей. Методика позволяет выявить индивидуальные особенности развития уже в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.

     Методика предусматривает проведение с детьми двенадцати диагностических ситуаций, каждая из которых оценивается по шестибальной шкале.

     Ситуации по методике Е.И. Морозовой:
     – Поведение ребенка в групповом помещении.
     – Поведение при знакомстве с новыми взрослыми и при вынужденном выходе из группового помещения.
     – Поведение ребенка в новом помещении.
     – Вхождение в самостоятельную игру.
     – Выполнение нового для ребенка задания, предлагаемого и регламентируемого взрослыми (деловой контакт).
     – Поведение при эмоционально-тактильных шуточных играх.
     – Самостоятельные действия с игрушками.
     – Действия ребенка при активном поощрении взрослым.
     – Действия ребенка при порицании взрослого.
     – Принятие новой игровой задачи.
     – Действия ребенка в условиях обучения.
     – Действия в условиях лимита времени.

     По окончании обследования на каждого ребёнка составляется адаптационный профиль. Анализ адаптационных профилей по предложенным ситуациям позволяет выявить особенности индивидуальных реакций детей, а также определить, какие стороны развития личности ребенка являются самыми значимыми при взаимодействии с взрослыми (эмоциональный контакт или деловой контакт).

     Профиль показывает, какие приемы формирования адаптивных процессов наиболее эффективны в каждой ситуации, к каким способам взаимодействия с взрослыми наиболее сензитивны дети разных возрастных групп.

     Эта диагностика проводится в группе раннего возраста два раза в год.

     Первый раз в сентябре-октябре, по мере поступления детей в ДОУ. Второй раз в январе-феврале, чтобы проанализировать, как изменилась ситуация: на каком уровне адаптационного процесса находится ребенок. Это даёт возможность установить, в каких ситуациях адаптационный процесс в большей мере определяется особенностями эмоционального состояния, а в каких – поисково-ориентировочной активностью.

     Адаптационные индивидуальные профили позволяют увидеть и вычленить проблемы в развитии ребенка уже в период адаптации к условиям детского сада.

     Помимо адаптационных профилей в эпикризные сроки идет обследование нервно-психического развития по методике К.Л. Печоры и на каждого ребенка заполняется карта нервно-психического развития. Затем проводится комплексный анализ всех полученных результатов, определяется уровень развития ребенка и намечается индивидуальный план действий для коррекции выявленных отставаний в развитии. Данный анализ учитывается в дальнейшем учителем-логопедом при первичном логопедическом обследовании детей.

   

     Помимо вышеперечисленных методик обследования в нашем детском саду в работе с детьми раннего возраста используются следующие технологии:
     – Л. Павловой по проведению фольклорных занятий.
     – Л. Даниловой по формированию у детей представлений о множестве.
     – Д. Силивон по подготовке детей раннего возраста к занятиям аппликацией.
     – О. Громовой по развитию речи.
     – О. Янушко по изобразительной деятельности.

     Результатами нашей работы стали:
     1. Успешное усвоение детьми группы раннего возраста «Программы обучения и воспитания в детском саду».
     2. Сокращение периода адаптации к условиям ДОУ до двух недель.
     3. У 91 % детей лёгкая и средняя степень адаптации. У 50% детей улучшается количественно-качественная оценка показателей нервно-психического развития.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru