На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 16 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Театральная студия «Росточек»

Бугеро Г.И.,
музыкальный руководитель МДОУ № 281
комбинированного вида «Журавлик»
Дзержинского района г. Новосибирска

     Вот уже более 10 лет в детском саду Дзержинского района № 281 работает театральная студия «Росточек». Почему именно театр? Да просто театр – это всегда игра, сказка, чудо. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Только в театре из робкого мальчика можно превратиться в смелого и отважного Принца, а из капризной девочки – в нежную и добрую Золушку. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Кроме того, разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрального искусства даёт возможность использовать его в целях всестороннего развития личности. А почему именно такое название студии? Да потому, что задача всех педагогов и моя, в частности, – заметить, сохранить и создать условия для расцвета первых детских «росточков» творческих проявлений.

     В рамках ДОУ разработана технология музыкально-театрализованной деятельности, цель которой – обогащение духовного мира ребенка, развитие и коррекция его эмоциональной сферы, создание возможностей для самовыражения и саморегуляции психических состояний, развитие речи средствами музыкально-театрализованной деятельности.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     – формировать устойчивый интерес к театру как источнику эмоционального сопереживания;
     – развивать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;
     – формировать умения, навыки передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
     – развивать основные психические функции: внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;
     – совершенствовать речевой аппарат, звуковую культуру речи, её интонационный строй;
     – овладевать основными театральными понятиями;
     – формировать у детей коммуникационные способности, чувство ответственности за выполнение порученной роли в общем спектакле.

     Для успешной и эффективной работы мы стремились создать определенные условия, а именно:
     – создание предметно-развивающей среды: наличие полифункционального помещения (музыкальный зал оборудован занавесом, боковыми кулисами, возможностью затемнения), оборудования, позволяющего совершать модульные изменения, и набора декораций;
     – создание и постоянное обновление костюмерной;
     – использование различного электрооборудования (свето- и цветотехника, аудиотехника, зеркальный шар);
     – наличие театральных и костюмерных уголков в группах, где представлены различные виды театров и костюмы для свободного разыгрывания сценок детьми;
     – совместное участие в музыкально-театрализованной деятельности детей и взрослых (сотрудников ДОУ и родителей).

     Вся работа в рамках технологии проводится по 6 основным направлениям:
     1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Поэтому музыка сопровождает детей не только на занятиях, но и в течение дня. В каждой группе совместно с воспитателями подобраны фонотеки для сопровождения режимных моментов, для включения в занятия, для свободного прослушивания. 1 раз в месяц в средней, старшей и подготовительной группах проводятся комплексные занятия. Такие занятия предусматривают сочетание прослушивания и анализа музыкального произведения, сочинения сказок и историй по настроению музыки, звучания поэтического слова, рассматривания и обсуждения репродукций, создания импровизированных танцевальных миниатюр, работы с пиктограммами, сочинения оркестровок-импровизаций детскими музыкальными и шумовыми инструментами и как итог занятия – создания по впечатлениям от звучащей музыки творческих работ детей (лепка, аппликация, рисование с использованием нетрадиционных видов техники).
     2. Развитие песенного творчества. Огромной популярностью у детей пользуется такой вид деятельности, как театрализация песни, причем мы вместе с детьми придумываем различные версии по превращению песни в «мини-спектакль». А в группе вместе с воспитателем дети готовят атрибутику, элементы костюмов.
     3. Обучение основам актерского мастерства. В занятия театральной студии обязательно включается мимическая гимнастика, служащая для выражения определенных эмоций и развивающая мышцы лица, игровые упражнения по обучению жестам для передачи характера человека, повадок разных зверей, пантомимические этюды и игры, направленные на развитие психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и т.д.). Очень часто используем специальные игры и упражнения, корректирующие эмоциональную сферу.
     В группах дети совместно с воспитателями разыгрывают сценки, сказки, используя театр би-ба-бо, пальчиковый, настольный, перчаточный театры, театр игрушки и другие виды театров.
     4. Художественно-речевая деятельность. В каждое занятие театральной студии обязательно включается артикуляционная гимнастика для губ и языка, дыхательная гимнастика. Всегда интересно проходит работа над произношением скороговорок, чистоговорок, которые улучшают звукопроизношение, способствуют четкости дикции, причем мы начинаем всегда с очень медленного темпа и постепенно его увеличиваем. Особый интерес у детей вызывает такой вид работы, как произношение одной фразы с разной интонационной выразительностью. Очень часто пользуемся игровым приемом «расскажи стихотворение руками», который позволяет снять груз «зажатости», диалогические этюды, развивающие эмоциональную окрашенность речи и умение слушать друг друга. Стараемся также способствовать речетворчеству детей, побуждая их на сочинение сказок, историй на заданную тему. Дети по очереди придумывают продолжение (1-2 предложения) и получается всегда необычная сказка. По договоренности с воспитателями и логопедом сочинительством дети занимаются и в группах.
     5. Ритмопластика воспитывает навыки эмоциональной выразительности, раскрепощенности и творчества в движениях. Поэтому упор в такой работе делаем на танцевальные импровизации, дающие детям возможность самовыражения. Часто используем прием «пластического дирижирования» (танец руками). Очень дети любят игровой самомассаж, развивающий навыки собственного оздоровления, пластические этюды, в том числе и этюды на расслабление и напряжение мышц.
     6. Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, распределение ролей, подготовку декораций и атрибутики, пошив костюмов и обычную репетиционную работу, где дети могут реализовать полученные знания.

     В нашем детском саду традиция – небольшие сценки и инсценировки обязательно включаются во все праздники, утренники и развлечения, а средняя, старшая и подготовительная группы готовят и показывают по одной большой сказке в год. Так уже сыграно много спектаклей – «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха», «Рукавичка», «Кто сказал мяу?», «Про волшебника Оха и Дуню-Ленивицу», «Золотой гусь», «Волк и семеро козлят», «Принцесса на горошине», «Чиполлино», «Стрекоза и муравей», «Кошкин дом», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о глупом мышонке», «Золушка», «Три медведя», «Кот в сапогах», «Спящая красавица» и другие. И каждая постановка по-своему интересна и необычна. Дети с большим воодушевлением играют в театре, у них сформирован устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности, расширился положительный эмоционально-нравственный опыт, способы самовыражения, развита связная выразительная речь, у детей проявляются азы детского актерского мастерства, повысилось коммуникативное общение в среде сверстников, расширились знания об основных театральных понятиях, театральных профессиях.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru