На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Из опыта работы детского сада № 90. Программа «Мой родной город»

Ирина Викторовна Глазкова,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ ЦРР – детский сад № 90
Железнодорожного района г. Новосибирска

     Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле.

     Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

     Исходя из этого, творческая группа детского сада разработала свою парциальную программу по начальному формированию чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, т.к. только целенаправленная работа с детьми помогает формировать ребенка как личность, любящую свой дом, свою семью, свой город, воспитывать в нем гражданина, патриота. Эта программа реализуется уже третий год.

     Задачи:
     – воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи;
     – воспитывать чувство сопереживания, готовность помочь;
     – воспитывать положительное отношение к себе;
     – воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;
     – формировать основы понятия «я новосибирец»;
     – знакомить детей с особенностями жизни города;
     – учить узнавать по иллюстрациям достопримечательности города, рассказывать о них;
     – познакомить детей с историей возникновения и развития родного города, жизнью людей, их культурой и традициями;
     – знакомить детей с местной флорой и ауной;
     – развивать интерес к русским традициям и промыслам;
     – знакомить детей с символами государства и города (герб, флаг, гимн);
     – воспитывать чувство гордости за своих земляков, сопричастности к жизни города;
     – формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении, отражать это в своей деятельности.

     В работе по ознакомлению детей с родным городом мы придерживаемся следующих принципов:
     Принцип историзма. Сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее.
     Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
     Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
     Принцип позитивного центризма. Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
     Принцип интегративности. Сотрудничество с семьей, краеведческим музеем, с центром туризма и отдыха, естественное включение краеведческого материала в базовую программу дощкольного образования, организация педагогического процесса на основе тематического планирования.

     Разделы программы:
     (Старшая и подготовительная группы)

     I. Блок. «Я житель Новосибирска»
     1. Мой дом, моя улица.
     2. Экскурсия по городу.
     II. Блок. «Мир природы в нашем городе»
     1. Лекарственные растения нашего участка.
     2. Животный мир нашей области.
     3. Каждому зверю по паспорту.
     4. Природные условия Новосибирской области.
     5. Сохраним нашу природу.
     III. Блок. Светочи
     1. Никто не забыт и ничто не забыто (Мемориал Славы).
     2. Почему так называется улица?
     3. Ими гордится город.
     IV. Блок. Рукотворная красота.
     1. Кто строил город? (архитектура).
     2. Памятные места города.
     3. Народные промыслы.
     4. Музей бересты.
     V. Блок. «От Новониколаевска до Новосибирска» (историко-этнографический аспект)
     1. Машина времени (появление и рост города).
     2. «Как жили наши бабушки». Экскурсия в музей. Экскурсия в мини-музей д\сада.
     3. Наша родословная.
     YI. Блок. Символика
     1. Герб, флаг и гимн России.
     2. Герб, флаг и песни о Новосибирске

     Наши результаты:
     1. У детей сформировано представление о географическом расположении нашего города.
     2. Дети имеют представления о самобытности русского народа.
     3. Дети знают наиболее памятные места города и достопримечательности.
     4. У детей сформированы представления о флоре и фауне Новосибирской области.
     5. Дети знают символику страны и города.
     6. Дети привязаны к своему дому, семье, окружающим сверстникам.

     Основная работа с детьми проходит через совместную деятельность и реализацию таких проектов, как «Моя дружная семья», «Мой дом», «Как найти мой детский сад», «Путешествие по городу», «Мир животных в нашем лесу».

     Совместная деятельность педагогов и детей:
     1. Посещение краеведческого музея.
     2. Экскурсия в школьный кабинет географии.
     3. Просмотр репродукций.
     4. Чтение книг.
     5. Прослушивание аудиозаписи.
     6. Просмотр спектакля в кукольном театре.
     7. Целевая экскурсия в картинную галерею.
     8. Целевая экскурсия в музей бересты.
     9. Экскурсия в Первомайский сквер.
     10. Целевая прогулка к часовне.
     11. Целевая прогулка к зданию театра оперы и балета.
     12. Целевая прогулка к памятнику А.И. Покрышкина.
     13. Экскурсия к Мемориалу Славы.
     14. Экскурсия в Архитектурный институт.

     Свободная деятельность детей и родителей (поручения, выступления, домашние задания, информационные выставки):
     1. Домашнее задание: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
     2. Фотовыставка: «Моя малая Родина».
     3. Выставка «Семейные реликвии».
     4. Пополнение «русской избы» народными экспонатами.
     5. Совместное выступление «Вечерние посиделки».
     6. Вечер поэзии «Мой любимый город».
     7. Изготовление альбомов, подбор иллюстраций о Новосибирске.
     8. Выступление детского фольклорного ансамбля.
     9. Домашнее задание: изготовление символики города, страны; подбор серии книг-сказок с символикой; составление генеалогического дерева.
     10. Оформление стенда-карты «Моя страна», «Мой город».
     11. «Красная книга» Новосибирской области.
     12. Коллаж «Животный мир и растения нашей области», макеты.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru