На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Введение детей в мир прекрасного

Пачина С.Н.,
воспитатель по изобразительной деятельности
МДОУ ЦРР – детского сада № 312
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Заельцовского района г. Новосибирска

     Костина Светлана Николаевна работает в МДОУ ЦРР детском саду № 312 «Жемчужинка» 19 лет. Последние 10 лет работает над проблемой эстетического и творческого развития детей – дошкольников с нарушениями зрения. Технология «Введение в язык искусства», разработанная Светланой Николаевной, предполагает не только нахождение образно-эмоциональной общности в произведениях разных видов искусств, но и реализует принципиально новый подход к построению обучающего процесса. Как известно, ведущими у ребенка-дошкольника являются игровая, продуктивная и речевая виды деятельности, поэтому Светлана Николаевна взяла их в основу своей программы. Музыкальное сопровождение процесса творчества усиливает эмоциональный эффект, способствует более полному созданию образа ребенком. Это особенно важно для детей с нарушениями зрения, поскольку в результате нарушенного зрительного восприятия у ребенка слабо формируются в сознании образы воспринимаемой действительности, они «уплощены», размыты. Исходя из понимания природы музыки, художественного слова и изобразительной деятельности, автором сделан вывод о необходимости их интеграции. Комплексный подход к занятиям изобразительной деятельностью позволяет обогатить чувственный опыт ребенка.

     Как педагог, занимающийся развитием у детей навыков изобразительной деятельности, Светлана Николаевна ставит перед собой особую, специфическую цель: проектирование условий эстетического и творческого развития каждого ребенка. Предметом проектирования при этом выступают не частные знания, художественные умения и навыки ребенка, а условия саморазвития универсальной человеческой способности – эстетического и творческого мировидения. Основной своей задачей Светлана Николаевна считает формирование у детей стремления и интереса к творчеству в любых его проявлениях. В соответствии с данной направленностью она разработала 5 содержательных циклов, или разделов программы «Введение в язык искусства» по развитию изобразительной деятельности у детей-дошкольников:
     1. «Мир прекрасного» – знакомство с произведениями искусства.
     2. Предметное рисование.
     3. Сюжетное рисование.
     4. «Все мы родом из народа» – декоративно-прикладное творчество.
     5. «Я – творец!» – свободное творчество.

     Содержание блоков разделено на 4 этапа (по возрастам), для каждого возраста определены особые задачи и содержание деятельности, подобраны методы и приемы.

     Успешные результаты работы Светланы Николаевны во многом определяются также характером ее общения с детьми, детей между собой: она использует личностно-ориентированную модель взаимодействия, к каждому ребенку относится как к полноценному партнеру, как к сотрудничающей стороне в деятельности. При этом исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

     Построение работы с учетом индивидуальных особенностей детей позволяет Светлане Николаевне эффективно реализовывать программу по развитию изобразительной деятельности у детей, начиная с младшей группы детского сада. Постепенно, с возрастом рисунок становится средством передачи впечатлений ребенка от художественного или музыкального произведения, от взаимодействия с внешним миром, от общения с людьми, а освоенные способы изобразительной деятельности помогают полноценно перевести впечатления ребенка в рисунок.

     В занятиях Светлана Николаевна считает важным обязательное наличие игровой мотивации, синтез различных видов искусств, подключение собственного опыта ребенка, максимально возможное отсутствие готовых образцов, полисенсорную основу всех занятий, задействование максимального количества анализаторов, использование методов игрового ассоциативного тренинга.

     Поскольку творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека (Л.С. Выготский), на каждом занятии происходит знакомство с чем-то новым, каким-либо материалом или его свойствами; проводится «чувственная гимнастика», в ходе которой дети, используя различные анализаторы, пытаются определить, чем они сегодня будут заниматься, с каким материалом работать – прислушиваются, ощупывают, мнут, определяют по запаху и т.д.

     Занятия в изостудии способствуют формированию у детей устойчивости замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждается чувство творческого удовлетворения – «Я-художник!», «Я-творец!», «Я-декоратор!». В сотворчестве с другими детьми ярче выступают индивидуальность каждого ребенка, различия в выборах девочек и мальчиков, в выборе цели, а также особенности творческого почерка и техники исполнения.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru