На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Тренировка пальцев рук как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка

Надежда Валентиновна Благочевская,
воспитатель высшей квалификационной категории
логопедической группы МДОУ №448
комбинированного вида «Серебряный колокольчик»
Заельцовского района г. Новосибирска

     С каждым годом увеличивается количество детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо-зрительно-моторных координаций. И это может вызвать негативное отношение детей к обучению в школе.

     Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи дошкольников. Не зря по умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. Ими доказано, тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

     Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть близкой к норме.

     Как писал физиолог И.П. Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умения руки снова способствуют развитию мозга».

     В логопедической группе детского сада № 448 есть всё необходимое для успешного преодоления общего недоразвития речи дошкольников. Немаловажно, что для достижения положительных результатов используются взаимодействия со специалистами – логопедом, психологом, психоневрологом. Это и составление карт индивидуального развития, совместное обсуждение диагностических обследований, проведение консультаций.

     Родители, со своей стороны, получая необходимые знания и умения, занимаются с детьми дома.

     Новинки педагогической литературы, обмен опытом с коллегами помогают разнообразить работу по развитию мелкой моторики. Наряду с общепринятыми упражнениями формирования и развития двигательных навыков пальцев рук и отработки их дифференцированных движений используются и нетрадиционные упражнения: пальчиковые игры, лепка из соленого теста, оригами, плетение шнуром, монотипия, кляксография, рисование пальцами, штампами, мозаика из семян, круп, рассказывание стихов руками, школа мяча.

     Особое внимание уделяется благоприятной развивающей среде, которая включает в себя психологический комфорт, общение «Глаза в глаза», наличие достаточного предметно-развивающего материала, доступность и соответствие его возрастным особенностям детей, определение специального времени и места для совершенствования ручной умелости.

     В результате проделанной работы замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. У детей улучшается внимание и память, слуховое и зрительное восприятие. Воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Дети учатся правильно держать карандаш (ручку), располагать тетрадь или лист бумаги на столе, овладевают навыками посадки, у дошкольников вырабатываются навыки самоконтроля.

     Преемственность со школами (рядом с детским садом № 448 их четыре – № 13, 17, 74, 200) позволяет наблюдать за выпускниками детского сада, а организация совместных мероприятий (выставок, развлечений, обмен концертами и театральными постановками) судить об успешности выпускников детского сада.

     Как показывает опыт работы, данная система деятельности в условиях логопедической группы подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, сформирует элементарные знания и умения единого орфографического режима, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru