Из опыта работы. Программа открытия группы кратковременного пребывания – адаптационной группы для детей ясельного возраста
|
Людмила Тимофеевна Якубенко,
старший воспитатель МДОУ детский сад № 14
Калининского района г. Новосибирска
|
Раздел 1. Цель и задачи.
Цель: решить проблемы адаптационного периода детей раннего возраста, создать комфортные условия для развития детей раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями.
3. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада.
4. Создать непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей.
5. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
6. Способствовать формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье.
7. Использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ.
8. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
9. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Раздел 2. Актуальность.
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок ясельного возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью создается адаптационная группа.
Принципы работы:
1. вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
2. научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
3. непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;
4. преемственность – воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания.
Средства реализации:
– развивающее общение;
– развивающая предметно-пространственная среда;
– развивающие виды деятельности.
Раздел 3. Предполагаемые результаты.
1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития детей.
4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: участие родителей в делах группы, детского сада.
5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ.
Раздел 4. Механизм выполнения.
Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата
№ |
содержание |
ответственный |
1 |
Сбор информации о семьях будущих воспитанников (Ф.И.О. родителей, место работы, возраст, материальные условия и т.д.) |
Воспитатели, старший воспитатель,заведующая |
2 |
Посещение семей детей раннего возраста. Изучение условий воспитания и развития в семье |
Воспитатели |
3 |
Анкетирование родителей, первичная диагностика развития детей раннего возраста |
Старший воспитатель, специалисты, воспитатели |
4 |
Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей |
Старший воспитатель, мед. работники, узкие специалисты |
5 |
Организация практических занятий с детьми и родителями |
Воспитатели, старший воспитатель, узкие специалисты |
6 |
Повышение квалификации воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями |
Cтарший воспитатель |
7 |
Создание творческой микрогруппы для реализации данного проекта |
заведующая ДОУ |
8 |
Оформление наглядных форм работы с родителями (информационные стенды, разработка памяток, рекомендаций, рекламных буклетов и пр.). |
педагоги ДОУ |
9 |
Проведение Дня открытых дверей |
заведующая ДОУ |
10 |
Домашние задания родителям с детьми |
Воспитатели |
Раздел 5. Содержание работы.
Данная группа создается для детей ясельного возраста, которые потом будут посещать данное дошкольное учреждение. В течение мая-июня родители приносят путевки заведующей ДОУ. На первой встрече происходит сбор информации о семьях будущих воспитанников. Адаптационная группа работает с 1 августа. Родителям на первой встрече вручается памятка, включающая рекомендации по уходу, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей ясельного возраста. Составляется график посещения адаптационной группы. Перед открытием адаптационной группы проводится родительское собрание, в котором участвуют врач, медицинская сестра, другие узкие специалисты. На собрании проводится первичное анкетирование родителей. С 1 августа начинает функционировать адаптационная группа. Дети приходят в группу на 2 часа вместе с родителями. На группе работают два воспитателя одновременно. Один воспитатель находится вместе с детьми: знакомит с группой, с игрушками, организует предметно-игровую деятельность. Другой воспитатель оказывает индивидуальные консультации родителям по уходу и воспитанию детей ясельного возраста. Ежедневно для родителей проводятся узкими специалистами семинары-практикумы или практические консультации по проблемам воспитания, развития и обучения малышей. Затем с подгруппой детей воспитатель проводит занятие, на котором присутствуют и принимают активное участие родители. Когда ребенок привыкнет к воспитателю и к группе, родитель может оставить его одного сначала на 30 минут, затем на 1 час и два часа. С 1 сентября группа начинает функционировать в обычном режиме. Медиками, старшим воспитателем, воспитателями проводится первичная диагностика каждого ребенка, чтобы проследить динамику физического и психического развития детей.
Реализация программы.
1 этап: создание условий для работы адаптационной группы.
1. Создание предметно-развивающей среды в группе.
2. Оформление группы в соответствии с эстетическими, возрастными требованиями детей раннего возраста.
3. Оформление наглядности для родителей.
4. Оформление индивидуальных памяток для родителей.
5. В наличие должна быть свободная группа, где можно было бы принимать детей ясельного возраста.
6. Назначить двух воспитателей для работы в адаптационной группе, которые в будущем будут работать на данной группе.
2 этап: организация работы группы.
Распорядок дня
время |
мероприятия |
1 подгруппа (1 неделя работы) |
9.00 – 9.15 |
приход детей и родителей |
9.15 – 10.00 |
самостоятельные игры детей по интересам |
9.00 – 9.30 |
индивидуальное общение родителей и детей с воспитателем |
9.30 – 10.00 |
консультация-практикум для родителей |
10.00 – 10.30 |
занятия в развивающих зонах |
2 подгруппа |
11.00 – 11.15 |
приход детей и родителей |
11.15. – 12.00 |
самостоятельные игры детей по интересам |
11.00 – 11.30 |
индивидуальное общение родителей и детей с воспитателем |
11.30 – 12.00 |
консультация-практикум для родителей |
12.00 – 12.30 |
занятия в развивающих зонах |
3 этап: перспективный план работы группы см. в приложении (90 кБ)
|