На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Из опыта работы. Программа открытия группы кратковременного пребывания – адаптационной группы для детей ясельного возраста

Людмила Тимофеевна Якубенко,
старший воспитатель МДОУ детский сад № 14
Калининского района г. Новосибирска

     Раздел 1. Цель и задачи.

     Цель: решить проблемы адаптационного периода детей раннего возраста, создать комфортные условия для развития детей раннего возраста.

     Задачи:
     1. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
     2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями.
     3. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада.
     4. Создать непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей.
     5. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
     6. Способствовать формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье.
     7. Использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ.
     8. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
     9. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.

     Раздел 2. Актуальность.

     Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок ясельного возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью создается адаптационная группа.

     Принципы работы:
     1. вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
     2. научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
     3. непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;
     4. преемственность – воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания.

     Средства реализации:
     – развивающее общение;
     – развивающая предметно-пространственная среда;
     – развивающие виды деятельности.

     Раздел 3. Предполагаемые результаты.

     1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.
     2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
     3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития детей.
     4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: участие родителей в делах группы, детского сада.
     5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ.

     Раздел 4. Механизм выполнения.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата

содержание ответственный
1 Сбор информации о семьях будущих воспитанников (Ф.И.О. родителей, место работы, возраст, материальные условия и т.д.) Воспитатели, старший воспитатель,заведующая
2 Посещение семей детей раннего возраста. Изучение условий воспитания и развития в семье Воспитатели
3 Анкетирование родителей, первичная диагностика развития детей раннего возраста Старший воспитатель, специалисты, воспитатели
4 Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей Старший воспитатель, мед. работники, узкие специалисты
5 Организация практических занятий с детьми и родителями Воспитатели, старший воспитатель, узкие специалисты
6 Повышение квалификации воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями Cтарший воспитатель
7 Создание творческой микрогруппы для реализации данного проекта заведующая ДОУ
8 Оформление наглядных форм работы с родителями (информационные стенды, разработка памяток, рекомендаций, рекламных буклетов и пр.). педагоги ДОУ
9 Проведение Дня открытых дверей заведующая ДОУ
10 Домашние задания родителям с детьми Воспитатели

     Раздел 5. Содержание работы.

     Данная группа создается для детей ясельного возраста, которые потом будут посещать данное дошкольное учреждение. В течение мая-июня родители приносят путевки заведующей ДОУ. На первой встрече происходит сбор информации о семьях будущих воспитанников. Адаптационная группа работает с 1 августа. Родителям на первой встрече вручается памятка, включающая рекомендации по уходу, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей ясельного возраста. Составляется график посещения адаптационной группы. Перед открытием адаптационной группы проводится родительское собрание, в котором участвуют врач, медицинская сестра, другие узкие специалисты. На собрании проводится первичное анкетирование родителей. С 1 августа начинает функционировать адаптационная группа. Дети приходят в группу на 2 часа вместе с родителями. На группе работают два воспитателя одновременно. Один воспитатель находится вместе с детьми: знакомит с группой, с игрушками, организует предметно-игровую деятельность. Другой воспитатель оказывает индивидуальные консультации родителям по уходу и воспитанию детей ясельного возраста. Ежедневно для родителей проводятся узкими специалистами семинары-практикумы или практические консультации по проблемам воспитания, развития и обучения малышей. Затем с подгруппой детей воспитатель проводит занятие, на котором присутствуют и принимают активное участие родители. Когда ребенок привыкнет к воспитателю и к группе, родитель может оставить его одного сначала на 30 минут, затем на 1 час и два часа. С 1 сентября группа начинает функционировать в обычном режиме. Медиками, старшим воспитателем, воспитателями проводится первичная диагностика каждого ребенка, чтобы проследить динамику физического и психического развития детей.

     Реализация программы.

     1 этап: создание условий для работы адаптационной группы.
     1. Создание предметно-развивающей среды в группе.
     2. Оформление группы в соответствии с эстетическими, возрастными требованиями детей раннего возраста.
     3. Оформление наглядности для родителей.
     4. Оформление индивидуальных памяток для родителей.
     5. В наличие должна быть свободная группа, где можно было бы принимать детей ясельного возраста.
     6. Назначить двух воспитателей для работы в адаптационной группе, которые в будущем будут работать на данной группе.

     2 этап: организация работы группы.

Распорядок дня

время мероприятия
1 подгруппа (1 неделя работы)
9.00 – 9.15 приход детей и родителей
9.15 – 10.00 самостоятельные игры детей по интересам
9.00 – 9.30 индивидуальное общение родителей и детей с воспитателем
9.30 – 10.00 консультация-практикум для родителей
10.00 – 10.30 занятия в развивающих зонах
2 подгруппа
11.00 – 11.15 приход детей и родителей
11.15. – 12.00 самостоятельные игры детей по интересам
11.00 – 11.30 индивидуальное общение родителей и детей с воспитателем
11.30 – 12.00 консультация-практикум для родителей
12.00 – 12.30 занятия в развивающих зонах

     3 этап: перспективный план работы группы см. в приложении (90 кБ)

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru