На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Музей как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста

Лариса Юрьевна Воскова,
старший воспитатель МДОУ детский сад № 271
Октябрьского района г. Новосибирска

     Сегодня образование ни в коем случае нельзя рассматривать только как процесс усвоения знаний, учёные и практики определяют его как процесс становления характера, как процесс личностного развития. В Законе РФ «Об образовании» определены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» Цели образования конкретизированы в концепции модернизации:

     «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

     Важнейшей задачей воспитания является формирования у детей духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе» (Концепция модернизации образования).

     В настоящее время активизировалась педагогическая работа по развитию креативности, творческого мышления. Создаются условия для развития творческих способностей, разрабатываются учебные программы, обогащается предметная среда.

     По утверждениям известных педагогов, психологов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и т.п.) период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, лёгкость к комбинированию хранящейся информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики.

     Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать, лёгкость возникновения новых образов, необычных суждений – эти и другие характеристики детей дошкольного возраста создают большие возможности для развития психики в целом, и креативности в частности.

     Каждый ребёнок от природы любопытен. Для того чтобы любопытство переросло в любознательность, необходимо создавать такие условия, при которых дошкольник сумеет услышать, увидеть, ощутить многообразие мира, и ему захочется познакомиться с ним поближе, узнать о нём побольше.

     Для нас такой возможностью стала территориальная близость музея истории развития образования г. Новосибирска и Новосибирской области, которая предоставила нам возможность взаимодействия и обеспечения безопасности детей в ходе посещения музейных экскурсий.

     Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе, наглядно-практические, деятельностные формы работы имеют огромное значение в развитии ребёнка-дошкольника. С целью расширения образовательного пространства на базе МДОУ д/с № 271 Октябрьского района совместно с музеем истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области апробируется проект-программа для детей старшего дошкольного возраста «Я поведу тебя в музей…».

     Цели:
     1. Объединить усилия музейного педагога, родителей и воспитателей детского сада в воспитании эстетически развитого, коммуникабельного, обогащённого художественным опытом и знаниями человека.
     2. Популяризовать музеи города, культурное наследие своего края.

     Задачи:
     1. Приобщение к музейной среде, воспитание бережного отношения к наследию прошлого.
     2. Развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, обобщение увиденного).
     3. Развитие творческих способностей и эстетического восприятия у детей, обогащение детской речи, развитие активного словаря.
     4. Организация экскурсий и налаживание сотрудничества с музеями города.

     Также данная программа способствует решению некоторых педагогических задач дошкольного воспитания:

     Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию, любви к Родине и природе.

     Развитие психофизических качеств: наблюдательности, сосредоточения, произвольного внимания, ориентировке в пространстве и времени, воображения, эмпатии.

     Занятия на базе музея – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственно-эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде. Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

     Программа реализуется в формах:
     – занятия на базе музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области;
     – занятия на базе ДОУ;
     – участие в конкурсах детских рисунков;
     – выполнение творческих заданий совместно с родителями;
     – презентация персональной выставки ДОУ;
     – создание коллекций.

     В процессе реализации программы дети овладевают основными музейными терминами, культурой поведения в музее. Формируется интерес к музею. Расширяется их кругозор и обогащается словарный запас детей, совершенствуется коммуникативная функция речи дошкольников. И главное – у детей дошкольного возраста пробуждается интерес ко всему, что его окружает, а это очень важно для формирования базиса личностной культуры ребёнка.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru