Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Одной из ведущих, доминирующих идей развития современной школы является идея качества образования. В связи с этим в гимназии большое внимание уделяется системе качества, применяется аппарат и достижения квалиметрии для оценки качества педагогических объектов и процессов. Для реализации системы качества и управления качеством педагогическими работниками гимназии разрабатывается школьная система оценки качества образования. Большое внимание в данной системе отводится оценке качества воспитательной работе в классе.
В целях осуществления мониторинга качества воспитательной работы необходимы методики и формулы расчета конкретных показателей в соответствии с критериями, обусловленными такими аспектами качества образования, как качество воспитательной системы, качество воспитательной работы, качество результата воспитания.
Для оценки качества воспитания разрабатываются критерии и показатели (индикаторы).
Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.
Измеряемую строну критерия представляют с помощью показателей (индикаторов).
Индикаторы – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и развитие системы образования.
Цель формирования системы индикаторов – обеспечить пользователя аналитической информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования для принятия решений.
В таблице представлены возможные критерии и показатели оценки качества воспитательной работы.
Критерии |
Показатели |
Механизм отслеживания |
Уровень школьной тревожности |
% обучающихся, имеющих нормальную, повышенную, высокую общую школьную тревожность |
Измеряется с помощью анализа результатов теста Филлипса |
Уровни личностной тревожности, межличностной тревожности, ситуативной тревожности |
% обучающихся, имеющих высокую или низкую личную, межличностную, ситуативную тревожность |
Измеряется с помощью анализа шкалы школьной тревожности |
Уровень агрессивности |
% обучающихся, имеющих высокую физическую, вербальную и аутоагрессию |
Измеряется с помощью анализа результатов теста Спилберг – Ханиной |
Показатель поведения в конфликтной ситуации |
% обучающихся, владеющих конструктивными стратегиями поведения в конфликте |
Измеряется с помощью методики диагностики тактики поведения в конфликтной ситуации Томаса |
Показатель участия школьника в акции «Добротворчество» |
% классных коллективов, постоянно принимающих участие в акциях добрых дел
% обучающихся, принимающих участие в общешкольных акциях добрых дел |
Анализ результатов отчёта заместителя директора по ВР.
Итоги работы детской комиссии гимназического самоуправления
|
Показатель уровня воспитанности |
% классных коллективов, показавших высокий уровень воспитанности
% обучающихся, получивших высокий балл по результатам тестирования уровня воспитанности |
Анализ результатов ежегодного гимназического тестирования |
Показатель активности обучающихся во внеучебной сфере |
% обучающихся, работающих в совете школы
% обучающихся, участвующих во внеурочной работе класса
% обучающихся, принимающих участие в творческих мероприятиях школы
% учащихся, участвующих в конкурсе «Я-автор»
% обучающихся, занимающихся редакционной деятельностью |
Анализ результатов работы совета гимназии
Анализ результатов отчёта классного руководителя
Анализ результатов отчёта воспитательного сектора гимназии
Анализ результатов отчёта о выполнении программ «Я–автор» и «Журналистика» |
Показатель занятости школьников в кружках и секциях гимназии
Показатель занятости гимназиста в кружках и секциях вне гимназии
|
% обучающихся, посещающих кружки при школе
% обучающихся, посещающих спортивные секции школы
% обучающихся, посещающих внешкольные творческие коллективы
% обучающихся, посещающих внешкольные спортивные секции
|
Анализ результатов отчёта воспитательного и спортивного направления работы гимназии |
Показатель социальной адаптации |
% учащихся, которые состоят на учете в КДН
% учащихся, которые стоят на внутришкольном учете
% учащихся, которые пропускают уроки без уважительной причины
% учащихся, которые имеют замечания по поведению
% учащихся, которые чувствуют себя комфортно в коллективе класса
% учащихся, которые считают себя социально успешными
|
Анализ результатов собеседования, анкетирования |
|
% учащихся, посетивших театры, кинотеатры, другие общественно-значимые места вместе с родителями
% семей, вовлечённых в школьные акции |
Анализ результатов анкетирования |
Критерии, по которым отслеживается качество работы классного руководителя в учреждении, выражаются в баллах:
0 – низкий (не принимал участия, не выполнил положенного и т.д.)
1 – средний (принимал участие не в полную силу, выполнил половину работы и т.д.)
2 – высокий (принимал активное участие, выполнил работу в полном объёме и т.д.)